Газета
 07 августа 2006, 00:00   1126

Время продавать

Время продавать
На региональном рынке розничной торговли начался один из наиболее важных процессов за всю историю его существования — слияние с общенациональными игроками. Эксперты спорят, стоит ли продавать пермским ритейлерам свой бизнес.
На региональном рынке розничной торговли начался один из наиболее важных процессов за всю историю его существования — слияние с общенациональными игроками. Эксперты спорят, стоит ли продавать пермским ритейлерам свой бизнес.

На минувшей неделе произошло одно из самых важных событий на рынке розничной торговли, заметное, в том числе, и в масштабах всей региональной экономики. Возможная продажа торговой сети «Семья», о которой появилась информация, станет первой сделкой поглощения регионального игрока. В дальнейшем эта тенденция будет только нарастать, пока в масштабах страны не останется несколько крупных игроков, которые сосредоточат подавляюще большую долю рынка, говорят эксперты. Впрочем, этой точки зрения придерживаются далеко не все.
 
От 80 до 180. По данным федерального издания «Бизнес», Pyaterochka Holding N.V. (владеет двумя крупными торговыми сетями «Пятерочка» и «Перекресток») оформляет сделку по приобретению одного из лидеров местного розничного рынка, сети «Семья» у группы «ЭКС». По данным федерального СМИ, сумма сделки колеблется в интервале от 50 до 80 млн долларов.
Генеральный директор управляющей компании «ЭКС» Светлана Кузьмич в интервью «bc» назвала эту публикацию провокационной. «Это — дезинформация, имеющая конкретную цель. Переговоры о продаже сети действительно имеют место, причем суммы превышают названные в 3–4 раза. По оценкам экспертов, стоимость «Семьи» составляет примерно 180 миллионов долларов», — заявила Светлана Кузьмич. Она отметила, что публикация в федеральном издании может быть инициирована одним из желающих приобрести сеть и имеет цель снизить продажную стоимость активов.
В пресс-службе Pyaterochka Holding N.V. «bc» сообщили о том, что «компания не комментирует сделки до их завершения», а также отметили, что фирма «рассматривает возможность приобретения всех потенциально интересных сетей и объектов, которые будут способствовать дальнейшему динамичному развитию компании. Определяющим фактором является цена. Если нам предложат хорошую цену за ликвидный объект, мы готовы его приобрести».
Большинство экспертов издания затруднились прокомментировать, насколько цена соответствует реальной стоимости «Семьи», не зная основных показателей сети, состояния дел в ней и условий возможной сделки. По словам управляющего перм­ской сетью супермаркетов «Добрыня» Константина Томенко, цифра в 80 млн долларов «не представляется заоблачной». А глава ООО «Кама-Ритейл» (на условиях франчайзинга развивает в регионе дискаунтеры «Пятерочка») Сергей Нагибин, оговорившись, что не может судить точно, назвал сумму 180 млн долларов недостаточной: «С учетом недвижимости, которой располагает «Семья», это мало. А без учета «стен», если брать стоимость бизнеса без основного имущества, — много». Другие респонденты в принципе уклонились от какой-либо оценки. Большинство из них с осторожностью отнеслись к информации о продаже торговой сети «Семья», однако допустили, что вероятность заключения подобной сделки велика, поскольку последние несколько месяцев усилия менеджмента были направлены на увеличение капитализации бизнеса, в том числе на повышение его прозрачности.
 
Купи-продай. Предположения о продаже сети «Семья» (совсем необязательно структурам, связанным с «Пятерочкой») стали поводом для высказываний о включении пермского рынка в процесс укрупнения операторов розничной торговли.
Именно об этом корреспондент «bc» говорил с собственником «Семьи», губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым. «На мой взгляд, в перспективе на рынке продовольственной розницы будет 5–6 национальных операторов. Конечно, какие-то регионалы останутся, но они не будут суперэффективны, а скорее будут держать площадки», — полагает Олег Чиркунов.
Аналогичное мнение высказал корреспонденту издания директор по развитию сети универсамов «Патэрсон» (планирует франчайзинговый проект в Перми и, по заявлению руководства, не проявляет интереса к покупке сети «Семья») Николай Габышев. «Процесс консолидации рынка продуктовой розницы активизировался в этом году, и эта тенденция станет только нарастать. В перспективе розничная торговля будет контролироваться несколькими локальными (российскими) и иностранными игроками», — заявил топ-менеджер. Он оговорился, что «решение о том, продавать сейчас бизнес или подождать его развития, каждый ритейлер принимает сам, исходя из собственного понимания перспектив, источников финансирования и конкретных предложений».
По мнению Константина Томенко, «скорее, вопрос в том, соответствует ли предложенная цена запросам собственников». В том же духе рассуждала и Светлана Кузьмич, в интервью изданию она отметила, что «в принципе показатели конкретно нашего бизнеса говорят о том, что его пока не стоит продавать».
«Самое лучшее время для продажи любого дела — период развития, но при этом ясно, что скоро рост остановится. Если понятно, что рост прекратится через два года, значит, через два года и нужно продавать, в момент, когда будет достигнута максимальная капитализация», — отметил Сергей Нагибин. А генеральный директор ООО «Норма» (владеет сетью «НормаН» — «Виват») Вадим Юсупов заявил, что «процесс слияний и поглощений, несомненно, начался, и могут быть различные сценарии поведения владельцев розничных сетей». «Можно продавать как в начале этого процесса, так и в конце. Вообще, российский рынок непредсказуем, и никто из экспертов вам не сможет сказать точно, как лучше реализовать свое дело». Впрочем, относительно своего бизнеса коммерсант был более конкретным. «В ближайшие три-четыре года наиболее целесообразно продолжать развивать сеть «НормаН» — «Виват», у нее есть перспективы и возможности увеличить капитализацию за счет роста доли на рынке», — отметил он.
 
«Пятерочка» без плюса. В том случае, если Pyaterochka Holding N.V. все-таки станет приобретателем сети «Семья», по словам Константина Томенко, в Пермском крае появится еще один общенациональный бренд. «Вполне логичной представляется схема, по которой наиболее привлекательные, в первую очередь с точки размеров, площади будут отданы под супермаркеты и гипермаркеты «Перекресток» (эта марка, как известно, также принадлежит Pyaterochka Holding N.V.), а наименее привлекательные — под универсамы «Пятерочка». Впрочем, такой сценарий представляется странным Сергею Нагибину. «Помимо нашей сети, никакая другая «Пятерочка» открыться не может. Вообще, это нонсенс, когда в одном городе, тем более таком маленьком, как Пермь, работают две сети одного оператора», — отреагировал генеральный директор «Кама-Ритейл». На вопрос о том, поступали ли ему предложения (в том числе от франшизодержателя) продать пермскую сеть, топ-менеджер ответил уклончиво. «Это постоянный процесс. К нам, как, полагаю, и ко всем сетям города, постоянно обращаются те или иные люди с предложениями о покупке. Как правило, они ищут недооцененные активы», — заявил Сергей Нагибин.
По мнению одних экспертов, в ближайшее время пермский рынок продовольственного ритейла станет площадкой слияний региональных сетей с национальными операторами. В числе первого претендента на поглощение называется именно «Семья». Впрочем, другая часть респондентов уверена, что пока этот процесс не затронет Пермь, поскольку развитие собственной сети остается более перспективным в коммерческом плане по сравнению с продажей актива. Сергей Нагибин из «Пятерочки» вовсе не уверен в том, что можно ссылаться на опыт других стран и делать какие-то выводы. «Насколько я себе представляю, в Европе вовсе нет 4–5 больших игроков на рынке продовольственного ритейла. Об этом можно говорить лишь применительно к отдельным сегментам, но я не стал бы так абсолютизировать», — отметил он.
В свою очередь Светлана Кузьмич сообщила изданию о перспективах группы «ЭКС» в том случае, если будет продана сеть «Семья». «Ритейл не основной актив группы. Равнозначное ему направление — девелопмент, строительство и эксплуатация объектов недвижимости. Если одно из направлений бизнеса будет продано, то лишь для того, чтобы сосредоточиться на другом», — заявила она, отметив, что жилищные проекты группа по-прежнему не рассматривает.

Справка «bc»
Торговая сеть «Семья» работает во всех районах Перми, а также Лысьве, Чусовом, Березниках и Добрянке (всего 20 магазинов, включая гипермаркет в торговом центре «Семья»). Оборот сети в 2005 году составил 131 млн долларов. Единственным собственником структуры является губернатор Пермского края Олег Чиркунов.
Поделиться:
Все новости компаний