Газета
 07 августа 2006, 00:00   1078

Программировать строительство

Концепция программы развития строительного комплекса Пермского края до 2012 года скорее всего будет принята уже в 2006 году. Размер инвестиций в отрасль может увеличиться в полтора раза.
Концепция программы развития строительного комплекса Пермского края до 2012 года скорее всего будет принята уже в 2006 году. Размер инвестиций в отрасль может увеличиться в полтора раза.

Властям Пермского края представлена третья, обновленная версия концепции программы развития строительного комплекса Пермского края до 2012 года. В течение двух минувших недель депутаты Законодательного собрания Пермской области, члены комиссии по жилищному и гражданскому строительству изучали концепцию программы.
Напомним, что первая редакция концепции была представлена еще в 2005 году и вызвала массу критики как со стороны чиновников, так и участников строительного рынка. Основным пунктом «обвинения» служила противоречивость концепции в целом ряде случаев.
Николай Бухвалов, председатель Правительства Пермского края:
— Насколько я помню, вопрос концепции развития строительной отрасли обсуждался ассоциацией «Пермские строители» еще в 2005 году. Но предложенные приоритеты не нашли отклика у профессиональных строителей и инвесторов на территории Перм­ского края.
Разработчиком концепции выступает компания «Бауман Инновейшн». После того как первая редакция труда была подвергнута обструкции, по информации «bc», власти настоятельно порекомендовали «Бауман Инновейшн» взять в субподрядчики Пермский филиал Института экономики Уральского отделения РАН.
Второй вариант концепции, снова подготовленный «Бауман Инновейшн», также не вызвал одобрения властей. По словам депутата Законодательного собрания Пермской области Константина Окунева, по логике концепция — это краткое описание подхода к решению проблемы, тогда как на суд региональных парламентариев был представлен почти 100-страничный труд. В результате депутаты решили, что готовый текст будет положен в основу программы, а концепцию программы следует переписать и представить в виде документа на нескольких страницах.
Одним из пунктов критики предыдущих двух версий концепции программы развития строительного комплекса Пермского края до 2012 года стала ориентация на интересы областных властей, в частности, по увеличению ввода жилья. Эксперты прямо отмечали, что строители далеко не всегда заинтересованы в увеличении объемов строительства, связанного со снижением темпов роста цен на квартиры.
По словам одного из разработчиков последней, третьей редакции концепции программы, научного сотрудника Пермского филиала Института экономики Уральского отделения РАН Юрия Мишарина, наиболее желательным вариантом стало бы подписание соглашения, подобно Киотскому протоколу, в масштабах региона, между властями и участниками рынка. Такая форма сотрудничества позволяет максимально согласовать интересы сторон, добиться их эффективного пересечения, считает господин Мишарин.
Второй новацией является идея принятия закона Пермского края о редевелопменте — «О порядке проведения реконструкции территориально объединенных жилых и/или производственных комплексов для обеспечения их конкурентоспособной хозяйственной и жизнедеятельности в Пермском крае». Он подразумевает реконструкцию объектов инфраструктуры, городской среды, стимулирующую экономическую активность тех территорий, где ситуация становится или может стать неблаго­приятной из-за того, что прекращают деятельность градообразующие объекты. Примерами таких территорий в Пермском крае могут служить ЗАТО «Звездный» и Кизел. Соответственно, пресловутый «каркас расселения» Прикамья может быть расширен. Средства для редевелопмента планируется привлекать как от физических лиц, так и от предприятий-инвесторов.
По мнению генерального директора «Пермглавснаба» Александра Парыгина, идея редевелопмента в целом правильна. «Попытки переселения из депрессивных территорий, предпринимавшиеся ранее, провалились, большинство шахтеров попросту купили на свои сертификаты квартиры в Перми или Березниках, а затем продали жилье, выручив деньги и оставшись в родных местах», — пояснил господин Парыгин.
Другой новацией является предложение по созданию саморегулируемых организаций, которые призваны контролировать качество выполняемых строительных работ. Нередко компания, построившая дом, уходит с рынка, и ответственность за сохранность здания она нести не может. Предполагается, что контроль качества должны осуществлять СРО. По замыслу разработчиков программы это может несколько увеличить стоимость жилья, но повысит доверие граждан — дольщиков и покупателей квартир. По мнению генерального директора НП «Западуралстрой» Ювиля Каллю, жизнеспособность этой идеи докажет будущее.
— Сказать, как это будет выглядеть, сложно, время покажет, насколько эффективны СРО. Но не надо забывать, что в каждой компании существует штат сотрудников, осуществляющих контроль качества выполняемых работ. Есть у нас и инспектирующие органы, которые, вообще-то, долж­ны следить за качеством. В реальности же они нередко ведут контроль, чтобы наказать организацию. Если направить работу инспекций в нужное русло, думаю, что вопрос о качестве возводимых объектов будет снят.
В результате реализации программы планируется существенно увеличить показатели работы строительного комплекса. По предварительным прогнозам Юрия Мишарина, объем договоров строительного подряда при интенсивном варианте развития строительного комплекса, предусмотренном проектом концепции программы, должен составить 30 млрд рублей в среднем за пять лет, тогда как сейчас объем выполненных работ оценивается в 20–25 млрд в год. Предполагается, что объем финансирования программы, нацеленной именно на развитие строительного комплекса, с учетом бюджетных и внебюджетных источников составит 7,5 млрд рублей, при этом ожидается привлечение 2,5 % от общей суммы из федерального бюджета, 25,5 % из краевого, 13,75 % из бюджетов муниципальных образований и оставшиеся 58,25 % из внебюджетных источников. Окончательно объем финансирования и распределение по источникам будут определены после суммирования заявок от желающих принять участие в реализации программы. Работа по заявкам будет осуществляться при разработке программы после принятия ее концепции Законодательным собранием.
Кроме того, сейчас в Пермском филиале Института экономики Уральского отделения РАН в рамках исследований, связанных с региональной финансовой системой, разрабатывается механизм, который позволит аккумулировать существенный внутренний региональный финансовый ресурс, инвестиционный потенциал которого в Пермском крае оценивается в 30–50 млрд рублей в год. Одним из направлений приложения средств должно стать строительство.
Впрочем, в основном численные показатели будут определены в ближайшее время. Предполагается, что концепция программы развития строительного комплекса может быть вынесена на обсуждение на ближайшем заседание Законодательного собрания Пермской области. Документ может быть принят уже осенью 2006 года.
Поделиться:
Все новости компаний