Газета
 31 июля 2006, 13:20   1573

Уйти в подземелье

Подземное строительство, несмотря на дороговизну, начнется в Перми в ближайшее время. До начала строительства метрополитена главным направлением будут автопарковки.
Подземное строительство, несмотря на дороговизну, начнется в Перми в ближайшее время. До начала строительства метрополитена главным направлением будут автопарковки.

Нехватка земельных участков, увеличение плотности городской застройки приводят к тому, что в Перми все более актуальным становится «вертикальное» строительство – возведение высотных зданий и подземных помещений. Но острой потребности в подземных сооружениях, как отмечают эксперты, в Перми пока не возникает, поскольку еще остается незаполненное надземное пространство. Поэтому в Перми под землю «уходят» — на глубину не более 5-6 метров — в основном автостоянки и складские помещения. Появление в городе подземных торговых центров и других объектов в несколько этажей, с точки зрения специалистов, в ближайшее время маловероятно, хотя технически осуществимо. Одними из основных причин этого называют высокую стоимость подземного строительства и неопределенную перспективу окупаемости. Кроме того, наличие незанятых надземных пространств не стимулирует «ухода вниз» в принципе. Вместе  с тем специалисты прогнозируют, что подземных парковок все-таки станет больше.
 
Подземный транспорт. Подземное строительство, помимо возведения непосредственно подземной части зданий, также включает в себя и прокладку транспортных коммуникаций, в частности пешеходных переходов. Президент фонда «Западно-Уральский институт пространственного развития» Григорий Колесниченко уверен, что проблема нехватки таких переходов в Перми стоит очень остро, поэтому необходимо разработать схемы их размещения и строительства. «Кроме того, подземные переходы нужно проектировать и строить с учетом предприятий сферы обслуживания — небольших кафе, магазинов. Строительство метрополитена в Перми также могло бы дать резкий толчок к возведению других подземных сооружений, поскольку станции метро — это целый комплекс обслуживания», — полагает эксперт. Строительству подземных помещений может способствовать и прокладка коммуникаций подземным способом. В част-ности, таким образом был построен главный разгрузочный коллектор города — самое большое по глубине сооружение Перми.
Но сегодня основным направлением подземного строительства в Перми остаются автостоянки. Причем они строятся достаточно неглубоко. Стандартная высота подземных парковок составляет один, реже — два уровня. Директор по строительству «Сатурн-Р» Николай Кирюхин объясняет это тем, что в более крупных подземных объектах пока нет необходимости. Кроме того, все опрошенные изданием эксперты сошлись во мнении, что чем глубже «идти под землю», тем дороже. При этом просчитать окупаемость подземных стоянок достаточно сложно. Но специалисты отмечают, что такого масштабного использования, как эксплуатация надземных площадей, у них не будет в любом случае. Однако респонденты  Building b.c. не сомневаются, что подземные автостоянки скоро станут востребованными. Уже сейчас практически любой проект нового элитного дома предполагает подземную парковку. Хотя сейчас, по словам директора НП «Запад-уралстрой» Ювиля Каллю, условия для этого еще не сформировались, поскольку существуют обычные парковки и цена места на них меньше, чем «под землей». Эксперты утверждают, что подземные стоянки станут рентабельными, когда закончатся парковочные места на поверхности.
Высокая стоимость подземных сооружений объясняется большими затратами на содержание котлована, на ограждающие конструкции. Как отмечает генеральный директор ОАО «НЬЮ ГРАУНД» Юрий Старцев, на глубине от 5 метров «есть постоянные грунтовые воды, которые необходимо все время отводить». Это одна из проблем подземного строительства. Среди других сложностей специалисты называют ограниченность территории, с которой связана необходимость защиты соседних сооружений. Кроме того, по словам Юрия Старцева, для Перми характерны слабые глинистые грунты, поэтому необходимо их ограждать, чтобы избежать обрушения. И еще. Как считает Григорий Колесниченко, подземное строительство должно сопровождаться сооружением ливневой канализации, поскольку именно ее отсутствие отчасти препятствует возведению подземных сооружений. Но, несмотря на достаточно непростые инженерно-геологические условия, эксперты отмечают, что возведение подземных объектов в Перми технически осуществимо. Оно возможно практически в любом районе города.
 
Есть город под землей. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время подземное строительство в Перми будет развиваться только в направлении парковочных комплексов. Причем, с точки зрения директора ЗАО «Предприятие «В-1336» Александра Полева, подземное строительство необходимо совмещать с высотным, чтобы не приходилось делать парковку рядом, занимая дополнительные площади. Тем более что подземную парковку возможно построить на 100–200 мест, что не всегда получается «на поверхности». Особенно это становится актуальным, по мнению эксперта, в связи с увеличением количества личного автотранспорта.
В Перми уже практикуется строительство подземных автостоянок. По оценкам экспертов, стоимость одного квадратного метра паркинга колеблется в пределах 12-15 тыс. кв. метров. Но поскольку площадь используется под парковку, то стоимость правильнее исчислять в машиноместах. Стоимость одного такого места составляет 500-700 тысяч рублей. Причем, такие затраты на стоянку для одного автомобиля, констатируют строители, позволят им лишь покрыть свои расходы на создание подземных площадей. В целом дороговизна подземного строительства, по словам Александра Полева, обусловлена тем, что около 40 % от стоимости всего здания приходится на стоимость его фундамента. 
Строительство более крупных, комплексных подземных объектов в Перми, по мнению, специалистов, пока остается отдаленной перспективой. И в этом отношении Пермь значительно отстает от российской столицы, где под землей существуют торговые центры, в частности Манеж. Однако проекты крупных сооружений в Перми уже существуют. Например, многие респонденты называли проекты подземного строительства под эспланадой. Однако окончательного решения до сих пор нет.
Кроме того, давно существует проект строительства метро, проведено изыскание и сделано технико-экономическое обоснование. Пермь до настоящего времени находится в федеральном списке городов, где запланированы линии метрополитена. По мнению специалистов, реализация данной идеи возможна, инженерно-геологические условия это позволяют. Как отмечает Николай Кирюхин, метро есть и в тех городах, где условия значительно хуже, прежде всего в Санкт-Петербурге. Именно в тех городах, где есть линии метро, подземное строительство более развито, чем в Перми.
Как полагает Григорий Колесниченко, если начнется строительство крупных объектов под землей, то могут возникнуть сложности правового характера: «Это вероятно, если вести строительство под землями общего пользования, которые не подлежат приватизации. Поэтому для того, чтобы заниматься вопросами подземного строительства, необходимо создавать комплексную программу, где будут проработаны и юридические аспекты».      
Тем не менее эксперты единогласно отмечают, что пока главной проблемой остается отсутствие инвестиций в подземное строительство из-за дороговизны подземных сооружений. Но постепенная застройка и уплотнение городского пространства приведут к «уходу под землю».
Поделиться:
Все новости компаний