Газета
 31 июля 2006, 13:20   1029

Первое поглощение

Автохолдинг «Машинный Двор» приобретает активы своего конкурента, ООО «Автоленд Лтд». По мнению экспертов, подобные слияния станут тенденцией для местного рынка автомобильных продаж.
Автохолдинг «Машинный Двор» приобретает активы своего конкурента, ООО «Автоленд Лтд». По мнению экспертов, подобные слияния станут тенденцией для местного рынка автомобильных продаж.

Первое поглощениеКак стало известно «bc», официальный дилер компании Gene-ral Motors в Пермском крае компания «Автоленд Лтд» вошла в состав автохолдинга «Машинный Двор». Слияние двух автодилеров станет результатом четырехмесячных переговоров между руководством этих структур и представителями GM. Сумма сделки, по информации «bc», составила порядка 1 млн долларов. По соглашению «Машинному Двору» перешли все активы, а также «дилерский набор» ООО «Автоленд Лтд» — автомобили, оборудование, склад запчастей. Помимо этого, персонал «Автоленда» численностью более 50-ти человек будет работать в составе автохолдинга.
Несмотря на то что договор подразумевает полную продажу ООО «Автоленд Лтд» «Машинному Двору», бренд «Автоленда» останется, но в его название добавится ссылка на причастность к холдингу. Генеральный директор компании «Машинный Двор» Ринат Галиев считает, что приобретение бизнеса бывших конкурентов должно увеличить долю присутствия холдинга на автомобильном рынке Перми: «В настоящее время наша компания контролирует 16 % рынка продаж новых автомобилей в краевом центре. После вхождения в наш состав ООО «Автоленд Лтд» появляется возможность ежемесячно  реализовывать на 100—150 автомобилей больше, в результате чего доля присутствия на пермском рынке продаж новых автомобилей иностранного производства должна увеличиться до 20 %».
Генеральный директор «Автоленда» Валерий Старков (основной владелец активов компании) в интервью «bc» заявил, что после завершения сделки намерен уйти из автомобильной сферы: «Сейчас я не могу сказать, чем конкретно буду заниматься, но это  точно не автомобильный бизнес». 
Обе компании являются официальными дилерами General Mo-tors, и, как признают участники сделки, между ними велась жесткая конкуренция. По мнению некоторых экспертов рынка, именно результат противостояния двух автодилеров привел к поглощению «Автоленда» «Машинным Двором». 
Александр Необердин, директор ООО «Автопрестиж»:
«Автоленд» можно назвать достаточно слабым брендом, так как по уровню сервиса он значительно проигрывал своему прямому конкуренту. Именно поэтому влияние компании постепенно снижалось, в итоге ослабление позиций привело к поглощению более сильным игроком.
По информации «bc», ранее руководство компании «Автоленд Лтд» проводило переговоры о продаже своих  активов с другими участниками рынка. Как сообщил изданию Александр Необердин, «Автоленд» предлагал сотрудничество и его компании, однако стоимость сделки представителей Skoda не устроила. По мнению эксперта, в дальнейшем General Motors может заняться поиском другого дилера, так как в интересах всех производителей автомобилей — создание конкуренции между представительствами, за счет которой повышается качество обслуживания, а следовательно, и привлекательность марки для потребителя.
Некоторые аналитики считают, что в результате увеличения уровня продаж автохолдинг может столкнуться с проблемой качественного сервисного и гарантийного обслуживания. По мнению специалистов, вероятна ситуация, при которой у компании не хватит внутренних ресурсов для обеспечения необходимого уровня работ.
Однако Ринат Галиев считает, что поглощение «Автоленда Лтд» способно только увеличить уровень соперничества между салонами, что приведет к росту качества обслуживания: «Внутренняя конкуренция среди представительств нашей компании намного жестче внешней, рыночной, поэтому могу сказать, что приобретение компании может привести только к повышению качества сервиса. Постоянное совершенствование стандартов обслуживания — это наша миссия. Помимо этого, мы проводим регулярное обучение персонала, так что приобретение никак не снизит качества. Кроме того, есть еще и General Motors, который контролирует нашу деятельность».
Произошедшее поглощение стало прецедентом на автомобильном рынке региона, однако эксперты считают, что в ближайшие 2 года подобные слияния могут перейти в тенденцию.
Генеральный директор компании «Уралавтоимпорт» Сергей Шаклеин:
Автомобильный рынок постепенно будет стремиться к укрупнению, в результате чего в нем будет место только большим игрокам. Подобную тенденцию можно наблюдать в Москве.  Думаю, что через некоторое время она появится и у нас.
По словам Рината Галиева, вероятность новых слияний и поглощений на автомобильном рынке определяется прочностью позиций игроков: «Развивающийся рынок прекратил свой рост, и увеличение доли того или иного предприятия возможно только путем поглощения и покупки бизнеса другого предприятия. По нашим прогнозам, через 2-3 года могут начаться массовые сделки, слияния и поглощения, при этом количество дилеров будет уменьшаться. Уже сейчас, с периодичностью 4 месяца, нашей компании предлагают купить бизнес в Москве и Санкт-Петербурге».
Директор автосалона «Телта-МБ» (дилер компании Merсedes) Константин Чудинов считает, что интенсивность подобных сделок на автомобильном рынке будет невысока: «Нельзя отрицать обозначившуюся тенденцию по укрупнению рынка, однако, думаю, что вряд ли интенсивность слияний будет велика. Мой прогноз — не более одной подобной сделки в год. В итоге в регионе должно остаться 4-5 крупных игроков, между которыми и будут разделены сферы влияния».
В целом собеседники «bc» сходятся во мнении, что процесс слияний и поглощений на автомобильном рынке Перми начнется не ранее чем через 2-3 года, когда рынок окончательно сформируется. Однако прогнозов по поводу того, сколько именно он будет длиться и кто из игроков может уйти, в настоящее время нет.
Поделиться:
Все новости компаний