Газета
 17 июля 2006, 13:20   1399

Классический акцент

Руководитель и основной учредитель сети «НормаН»—«Виват» и оптовой компании «Норма» Вадим Юсупов — о нервозности ритейлеров, «икеевских» планах и ориентации на классические формы.
Руководитель и основной учредитель сети «НормаН»—«Виват» и оптовой компании «Норма» Вадим Юсупов — о нервозности ритейлеров, «икеевских» планах и ориентации на классические формы.

Классический акцентОдин из наиболее известных бизнесменов Пермского края в эксклюзивном интервью Business Class оценил стоимость своей сети «НормаН—Виват», рассказал о перспективах развития всего торгового холдинга и выборе нового региона присутствия.
 
Сколько сейчас магазинов в сети «НормаН»—«Виват»?
— Сегодня работает 100 магазинов, последний открылся 13 июля в Соликамске. Почти из сотни торговых объектов 39 — это супермаркеты «Виват», 14 алкогольные супермаркеты «НормаН» в Санкт-Петербурге, а также 4 «Виват-Уюта». Все остальные точки — «Норманы», работающие в Перми и крае.
 
Сеть планирует увеличение присутствия в Санкт-Петербурге?
— Мы активно развиваемся в этом городе. Работа в Санкт-Петербурге имеет свою специфику, так с 26 июня там начал действовать запрет на ночную торговлю алкоголем, в этой связи мы перестраиваем наши магазины таким образом, чтобы алкогольные отделы могли закрываться на ночь. В данный момент шесть супермаркетов «НормаН» в Петербурге находится в стадии реконструкции, кроме того, мы ведем поиск новых помещений для расширения сети. До конца 2006 года в северной столице мы планируем открыть от 25 до 30 «Норманов».
 
На какие территории в развитии розничной торговли вы сделаете упор в ближайшие годы: Пермь, Пермский край, Санкт-Петербург или какой-то новый регион?
— Для нас главное — показатели эффективности работы сети, а не число магазинов и не территория присутствия. В частности, стоит задача сохранения темпов увеличения оборота сети «НормаН»—«Виват», сегодня он растет у нас на 50-70 процентов в год, и мы хотим этот темп сохранить. Для этого необходимо открывать новые точки, до конца года мы хотим открыть 10-12 супермаркетов «Виват» в Пермском крае, причем все эти магазины будут достаточно большими. Площадь торговых залов новых супермаркетов — более 1 тысячи квадратных метров. Таким образом, новых магазинов будет появляться не так много, но их оборот окажется весьма значительным. Как раз сейчас мы получаем опыт создания магазинов «с нуля» на примере строительства супермаркета рядом со зданием ресторана «Горный хрусталь». В дальнейшем на основе этого проекта будет создан алгоритм организации супермаркетов «в чистом поле». В 2007 году большинство новых «Виватов» будет как раз такими.
 
В таком случае, как вы оцениваете перемены в пермских муниципальных структурах, занимающихся вопросами строительства и землеотведения?
— Пока изучаем ситуацию в земельной сфере, но, с большой долей вероятности, мы будем покупать земельные участки на вторичном рынке. В первую очередь это связано с тем, что в конкурсах, которые организует мэрия, мы участвовать не можем по объективным причинам. Не имеет смысла соревноваться за площадку, которую хотят получить строители жилья, у них стоимость земли в общих затратах проекта может быть намного выше, чем у нас. В связи с этим нас интересует земля, предназначенная для строительства коммерческих объектов нашего профиля, которая, главным образом, предлагается вторичным рынком.
 
Вы уже наладили партнерские отношения с кем-то из застройщиков?
— Да, мы ведем переговоры со всеми основными строительными организациями. Помимо этого, уже участвуем в долевом строительстве нескольких объектов в Перми и в Березниках. После открытия этих торговых центров мы будем там якорными арендаторами. Большинство проектов строительства торговых площадей находится в стадии переговоров, поэтому пока я не хотел бы называть имена наших партнеров-застройщиков.
 
Вы уже заявляли о том, что ваша сеть будет развиваться не только в Петербурге и Пермском крае, однако, что за регион выбран вами, не разглашаете до сих пор. Эксперты «bc» отмечают, что развитие «НормаН»—«Виват» будет связано с Тюменью. Это так? 
— Мы активно изучаем все соседние Пермскому краю регионы, работаем сразу над несколькими вариантами. Пока реальных шагов по продвижению в какой-то новый регион (например, покупки недвижимости, создания офиса и проч.) нет, именно поэтому мы пока и не озвучиваем своих планов. Не хотим раньше времени нервировать местные розничные сети.
 
Вы ранее заявляли, что в сферу ваших интересов не входит Уфа (в этот город инвестирует группа «ЭКС», владелец конкурирующей сети «Семья». — Прим. «bc».), поскольку в Башкирии работают дружественные вашей компании структуры. Какие еще регионы точно не попадут в сферу ваших интересов?
— Так как пока мы ориентируемся на зону Урала и ближайшего Поволжья, можно говорить, что мы не будем претендовать на территории других федеральных округов.
 
Тем не менее, из этого правила есть исключение: Петербург. Ранее вы сообщали, что рассматривали возможность зайти с «Норманами» либо в северную столицу, либо в Москву. Насколько велика вероятность, что сеть вернется к идее работать в Москве?
— Москва — это, как говорится, другая страна, там отличные от большинства российских региональных рынков правила игры. Туда надо входить с большими ресурсами, которые мы пока не видим смысла выделять, чтобы завоевать долю на столичном рынке. Другое дело — Ленинградская область, которую мы сейчас активно изучаем, и где возможно, откроем в ближайшие годы несколько супермаркетов «НормаН».
 
Говоря о структуре «НормаН»—«Виват» эксперты издания отмечают, что сеть (в первую очередь это относится к «Вивату») эклектична. Под одним брендом объединены близкие к дискаунтеру «народные супермаркеты», магазины, аналогичные формату «у дома», а также полноформатные супермаркеты. Вы не планируете вводить новые бренды в отношении продовольственной части своей сети или каким-либо иным образом разделять сеть на группы?
— Действительно, наши супермаркеты можно разделить на два вида: так скажем, классические и небольшого размера, близкие к формату «магазины у дома». Однако ни один из «Виватов» нельзя назвать дискаунтером, поскольку во всех супермаркетах под этим брендом в продаже есть достаточно широкий ассортимент продуктов, в том числе собственного приготовления, а также большой выбор свежих овощей, фруктов и т. д. В принципе развитие дискаунтеров не входит в поле интересов нашей компании, равно как и выделение каких-либо новых брендов или иных групп магазинов из сети «Виват». Однако, как я уже говорил, с этого года мы сделаем акцент на классических супермаркетах.
Если говорить о бизнесе в целом, то не так давно мы закрепили (в том числе и на уровне юридических лиц) три основных направления деятельности компании. Это — оптовая торговля, розница и ресторанный бизнес (кроме этого, у нас есть некоторые сервисные службы). Никаких дополнительных направлений мы развивать не будем, внутри каждого направления у нас есть достаточно разработанные бизнес-планы сроком реализации на три года.
 
На Ваш взгляд, какова сегодня стоимость сети «НормаН»—«Виват» и какая доля в формировании цены компании принадлежит бренду?
— Мы являемся владельцами всех наших марок, они юридически полностью защищены. В связи с этим мы видим смысл развивать их и увеличивать капитализацию. Узнаваемость наших розничных брендов в Перми близка к 100 процентам, «НормаН» и «Виват» являются одними из самых дорогих брендов края. Хотя, конечно, за пределами Прикамья они практически неизвестны, а потому об их высокой стоимости можно говорить с учетом фактора территории. Поскольку мы никогда не готовились к продаже сети, сколько точно стоят наши бренды, сказать трудно.
Что касается общей стоимости сети «НормаН»—«Виват», сегодня в России есть стандартная методика определения цены аналогичных предприятий. Стоимость сети равна показателям ее полугодового-двухгодового оборота. Оборот «НормаН»—«Виват» в 2005 году составил 190 миллионов долларов.
 
Вы неоднократно заявляли, что ни с кем не вели переговоров о продаже сети более пяти минут. Тем не менее, лично для себя, какой период Вы отвели на развиваемый сегодня бизнес-проект?
— Я, прежде всего, исхожу из экономической целесообразности. В ближайшие три-четыре года наиболее целесообразно будет продолжать развивать сеть, у нее есть перспективы и возможности увеличения капитализации за счет роста доли на рынке. Другая история: на национальном рынке могут возобладать тенденции, аналогичные восточноевропейским. Там розничная торговля сводится к господству 4-5 больших игроков, которые захватили порядка 90 процентов рынка. В такой ситуации все региональные сети придут к завершению своих проектов. Пока сеть «НормаН»—«Виват», как и в целом розничная торговля, сулит перспективы гораздо большие, нежели единовременный доход от продажи компании.  
 
Каковы сегодня основные финансовые источники развития сети?
— Наш холдинг направляет на развитие практически всю прибыль, которую имеет, а, кроме того, мы прибегаем к заимствованиям. Так, наша компания находится в числе крупнейших клиентов Сбербанка и МДМ-банка, активно сотрудничает с другими кредитными учреждениями. Розничная торговля сегодня — одна из перспективных областей, и нам охотно дают заемные средства.
 
Ряд наблюдателей, а также участников рынка продовольственного ритейла Перми заявляет, что ваша сеть имеет большую задолженность перед своими поставщиками. Это, по мнению экспертов издания, может привести к кризису «НормаН»—«Виват», аналогичному кризису первой пермской «Пятерочки».
— У любой компании есть ряд показателей, на которые смотрят кредиторы и партнеры фирмы. Это показатели такого порядка, как соотношение заемного капитала к собственному, общая кредиторская задолженность к прибыльности, и т.д. У нас все эти показатели находятся на отличном уровне, даже в сравнении с показателями федеральных сетей. Никаких финансовых проблем у «НормаН»—«Виват» нет. Совсем наоборот, хорошее состояние компании позволяет прибегать к займам.
 
Расскажите подробней о вашем оптовом направлении. В связи с тем, что этот сегмент торговли находится на подъеме, возможно ли, что «Норма» будет расширять свою «историческую» деятельность?
— На оптовом направлении мы работаем более 10 лет и являемся одним из лидеров алкогольного рынка. Кроме поставок спиртного, мы ничем другим в оптовом сегменте заниматься не собираемся. Основная задача, стоящая сегодня перед «Нормой», — продолжить внедрение современных форм дистрибуции. В частности, в данный момент мы создаем систему электронного обмена информацией с нашими покупателями.
Кроме того, планируется увеличить логистическую базу розничной сети. Для ее нужд сейчас работает два наших распределительных центра (продовольственных и непродовольственных товаров). Половина продукции, поставляемой для сети, отправляется с наших складов. Но сегодня компания испытывает недостаток складских площадей в связи с ростом числа магазинов. Поэтому в данный момент идет проектирование нового распределительного центра. Под него уже есть земельный участок на территории «Велты». В начале 2007 года начнутся строительные работы. Сегодня наши складские площади составляют 12 тысяч квадратных метров, а размер нового распределительного центра — 25 тысяч квадратных метров. Этот центр будет обслуживать только нашу сеть, оказывать логистические услуги «на сторону» мы не планируем.
 
Ваша компания работает в целом ряде привлекательных направлений ритейла: алкогольная и продуктовая розница, продажа бытовой химии, фаст-фуд... Возможно ли, что ваш холдинг начнет освоение еще какого-то сегмента розничной сетевой торговли?
— Сейчас в начальной стадии развития находится сразу несколько проектов. Это еще не ставшие настоящей сетью хозяйственные супермаркеты «Виват-Уют». Пока работает лишь четыре таких магазина, когда их будет десять, можно будет говорить об эффективности сети.
Также мы строим сетевой ресторанный бизнес, который в перспективе будет включать 8-10 объектов с едиными стандартами работы и обслуживания покупателей. На сегодня перспективная и наиболее неосвоенная ниша ритейла — это «строительное» направление и товары для дома. С товарами для дома мы экспериментируем на базе гипермаркета «Виват» и сейчас рассматриваем возможность открытия магазинов в этом направлении. 
 
По формату они будут масштабными, аналогичными «ИКЕЕ»?
— Да, если мы начнем работать в этой нише, то однозначно начнем с гипермаркета товаров для дома, и в принципе магазины будут большого формата. Относительно сроков я пока ничего сказать не могу.
Поделиться:
Все новости компаний