Газета
 17 июля 2006, 13:20   1139

«Семейный» доход

Ритейлер выполнил обязательства по облигационному займу.
Ритейлер выполнил обязательства по облигационному займу.

Это за границей домохозяйки играют на бирже, прилично зарабатывая на росте акций крупнейших мировых компаний. Для большинства жителей России основной способ накопления капиталов — счет в банке, в лучшем случае.
Между тем, такая ситуация постепенно уходит в прошлое. Важную роль в этом процессе играет региональный бизнес, который, руководствуясь разными мотивами, выходит на финансовый рынок. Компании эмитируют облигации, формируют паевые инвестиционные фонды (ПИФы) и тем самым привлекают пермяков к новым способам умножения доходов. При этом по сравнению со всеми остальными пермские компании имеют очевидный плюс — узнаваемость и репутацию, что определяет доверие инвесторов.
Именно на узнаваемость сделала ставку группа компаний ЭКС (управляет в Пермском крае сетью магазинов и гипермаркетом «Семья» и «Диско»), решившись два года назад выпустить первый облигационный заем. Одно из основных предприятий группы — ЗАО «Универсам «Семья» предложило ценные бумаги, в том числе своим постоянным клиентам — обыкновенным посетителям сети магазинов «Семья».
Первый выпуск был дебютом и для «ВИТУСа» (организатор выпуска): до этого специалисты ИГ занимались лишь вексельными займами. Специалисты ИК «ВИТУС» отмечают, что два года — это средний срок, на который обычно выпускают облигации. Менее продолжительные выпуски нецелесообразны с экономической точки зрения.
«Семья» выпустила облигации первой из пермских торговых компаний. Всего было выпущено 5 000 облигаций номиналом 10 000 рублей каждая. Таким образом, общий объем двухлетнего выпуска составил 50 млн рублей. Сумма довольно скромная, даже для дебютных облигационных займов. Но как отмечают в группе компаний «ЭКС», они не задавались целью громко заявить о себе — интересно было просто попробовать этот финансовый механизм в действии.
Алексей Бодров, заместитель генерального директора группы компаний ЭКС:
Группа ЭКС решилась на размещение облигационного займа вовсе не потому, что для полного счастья нам не хватало 50 миллионов рублей. Очевидно, причины были другими: нам было интересно попробовать новый механизм привлечения финансовых средств. Мы хотели посмотреть, как он работает. И увидели: да, работает.
Для того чтобы увеличить интерес пермяков к ценным бумагам торговой компании, решением о выпуске была предусмотрена ежеквартальная выплата купонного дохода: он составил 15 % в течение первого года и 13 % — в течение второго.
Итогами облигационного займа ЗАО «Универсам «Семья» в ЭКСе довольны. Все занятые в проекте подразделения инвестиционной группы «ВИТУС» действовали оперативно, слаженно и грамотно, отмечает Алексей Бодров. Сейчас обсуждаются вопросы дальнейшего выхода предприятий группы на рынок ценных бумаг. Специалисты «ВИТУСа» уверены, что ритейлеру стоит подумать о более крупных займах и о публичном размещении облигаций. 
Андрей Верхоланцев, начальник отдела корпоративных финансов ИК «ВИТУС»:
Сейчас у «Семьи» большие проекты. Облигационный заем нужно продолжать, потому что, когда  выпуски довольно крупные 500 млн, 1 млрд рублей, это  выгодно. В этом случае уже можно получать от размещения облигаций экономические плоды.  Но с такими деньгами нужно выходить за пределы региона, и это уже все-таки биржа.
Андрей Верхоланцев отмечает, что, учитывая макроэкономический фон, который сегодня сложился в России, размещать облигационные займы перспективно. Сырьевые ресурсы достаточно сильно подорожали на мировом рынке, и это обусловило приток денежной массы. Процентные ставки при размещении облигаций значительно снизились за последние два года и, в принципе, на сегодняшний день по некоторым параметрам могут конкурировать с кредитными ресурсами. Большим плюсом является и отсутствие залогов при выпуске облигаций: в том случае, если у компании физически нечего передавать в залоги или же имеющиеся активы для выдачи кредита банк оценивает очень низко.
Интерес к облигационным займам проявляют еще несколько пермских компаний, названия которых пока не раскрываются. Андрей Верхоланцев полагает, что успешный опыт «Семьи» побудит многих представителей среднего бизнеса стать эмитентами облигаций.
Давать общие рекомендации специалисты «ВИТУСа» не берутся — ведь каждый бизнес уникален. И, тем не менее, отмечают, что если выручка компании приближается к 1 млрд рублей, ей стоит задуматься о таком финансовом инструменте, как облигационные заимствования.
Promotion
Поделиться:
Все новости компаний