Газета
 17 июля 2006, 13:20   1018

Новая конфигурация

Власти Пермского края значительно опоздали с созданием правительства. Новая структура власти имеет много общего с исполнительными органами других субъектов, но есть и свои особенности
Власти Пермского края значительно опоздали с созданием правительства. Новая структура власти имеет много общего с исполнительными органами других субъектов, но есть и свои особенности

Новая конфигурация6 июня 2006 года губернатор Пермского края Олег Чиркунов подписал указ о создании регионального правительства. Этот шаг стал, пожалуй, самым значимым изменением в череде многочисленных реорганизаций, которые претерпевала исполнительная власть Прикамья в течение последних лет. В то же время с созданием новой структуры Пермский край уже несколько запоздал. В других схожих по своим  основным показателям социально-экономического развития регионах Приволжского и Уральского округов — таких, как Республика Башкортостан, Свердловская область, Самарская, Нижегородская и другие, в структуре управления уже давно функционирует региональное правительство. В Свердловской области, которую вообще можно назвать пионером по менеджерским нововведениям, правительство на региональном уровне было создано еще в 1994 году. В отличие от свердловской «аппаратной школы», пермяки более сдержанно отнеслись к созданию отдельной управленческой структуры, побоявшись дополнительных расходов на бюрократический аппарат. Геннадий Игумнов в середине 90-х гг. публично заявил, что следовать примеру соседей Пермская область не будет. Через несколько лет, правда, вопрос вновь начал муссироваться, и рассматривался даже вариант, когда правительство области при губернаторе Игумнове должен был возглавить тогдашний мэр Перми Юрий Трутнев. Но все осталось на уровне разговоров и домыслов. Однако за последние годы, как уже отмечалось, примеру свердловчан последовали и другие области. Если заглянуть глубже, правительства в республиках существовали еще с советских времен. Мировой опыт также свидетельствует о том, что в странах с развитым региональным управлением предусматривается наличие органов, ответственных за выработку стратегических решений и за реализацию тактических ходов. Наконец-то и в Пермском крае решились на нововведения. Подобная система не вызывает критики в случае формирования стабильных и уравновешенных правительств и предлагает образец наиболее оптимальной структуры управления регионом.
Однако существуют разные модели разделения функциональных сфер ответственности в структурах региональных правительств. В Нижегородской и Самарской областях губернатор совмещает свой пост с должностью председателя правительства. В Свердловской области и Республике Башкортостан такого совмещения нет. В Свердловской области существует пост председателя правительства, который формирует  и утверждает его состав у губернатора, в Башкортостане введен пост премьер-министра.
В структуре правительства, как правило, имеются должности первых заместителей, заместителей и иных членов правительства. В Свердловской области имеются должности двух первых заместителей председателя, совмещающих также посты ключевых министров; четырех заместителей председателя, двое из которых также совмещают министерские посты, а один — пост секретаря Совета общественной безопасности (есть в этом регионе и такая структура). В Самарской области существует пост вице-губернатора, который одновременно является первым заместителем председателя правительства, имеются также три должности заместителей председателя, совмещающих посты министров. В Нижегородской области имеется один вице-губернатор, являющийся первым заместителем губернатора, и шесть заместителей главы региона. В Республике Башкортостан существует шесть должностей заместителя премьер-министра, четверо из которых совмещены с постами министров.
В структуре правительства Свердловской области предусмотрено 12 министерств, двое министров совмещают свой статус со статусом заместителя председателя правительства. В Самарской области имеется 10 министров, трое из которых совмещают свой статус со статусом заместителя председателя правительства. В Нижегородской области в составе правительства присутствует 9 министров. В Республике Башкортостан существует 15 министерств, 5 министров совмещают должность с должностью заместителя премьер-министра.
Согласно указу «О временной системе управления Пермским краем и временной структуре органов исполнительной власти Пермского края», в состав правительства вошли восемь министров, три руководителя агентств, а также глава Коми-Пермяцкого округа. Председатель правительства назначается и освобождается от должности губернатором Пермского края. В настоящий момент правительство возглавил первый заместитель губернатора Николай Бухвалов, назначенный на должность 20 июня. В целом, структура правительства четко пока не определена.
На сегодняшний день не существует готовых проверенных рецептов, связанных с эффективным разделением функционала между администрацией субъекта федерации и региональным правительством. В этом заключается основная из существующих проблем реформирования исполнительной власти на современном этапе.
Спорным остается вопрос о том, каким должно быть соотношение экономического и социального блоков в структуре правительства. Опыт обозначенных выше регионов показывает, что основной упор в деятельности правительства сделан на поддержание устойчивого социально-экономического развития региона. При этом существуют некоторые отличия в организации социального и экономического блоков исполнительной власти в этих субъектах РФ (рассматривается структура управления на момент начала 2006 года). В Свердловской области в составе правительства можно условно выделить должности курирующих социальную сферу, и должности курирующих вопросы экономического развития региона. Первая группа насчитывает 6 членов правительства, вторая группа — 9 членов. Таким образом, заметен перевес в сторону экономического блока. В Самарской области к социальному блоку можно отнести 4 министров, к экономическому блоку — 6. В Нижегородской области перевес в сторону экономического блока является более значительным, хотя в ряде случаев один и тот же министр в той или иной степени курирует вопросы той и другой сфер. Условно можно сказать, что преимущественно за социальную сферу отвечают три члена нижегородского правительства, за экономический блок — 14. В Республике Башкортостан ситуация выглядит следующим образом: условно можно выделить 7 министерств, отвечающих за социальную сферу, 8 — за экономический блок.
Отдельно можно выделить финансовый блок. В Свердловской области в структуре правительства существует министерство финансов, деятельностью которого руководит соответствующий министр. В Самарской области эта должность совмещена с должностью заместителя председателя правительства, в структуре правительства существует также отдельный департамент финансово-хозяйственной деятельности правительства. В Нижегородской области финансовое направление курирует заместитель губернатора по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике, существует также отдельная должность министра финансов. В Башкирии заместитель премьер-министра является одновременно министром финансов, существует также отдел финансовой и налоговой политики в аппарате правительства, Министерство финансов Башкортостана и Комиссия республики по рынку ценных бумаг, а также финансово-хозяйственное управление в структуре администрации Президента.
Концепция реформирования исполнительной власти региона по принципу разделения заказчика и исполнителя (по примеру министерства и агентства на федеральном уровне) разрабатывалась в течение 2004 – начала 2005 г. Принципы, лежащие в основе этой концепции, так или иначе, приняты во внимание разработчиками регионального положения о временной системе управления краем. Учитываются они и  при разграничении функций между администрацией и правительством.
Предполагается, что администрацию губернатора возглавит нынешний «политический» вице-губернатор Николай Яшин. У него будут свои заместители, каждый из которых будет курировать определенный блок. Основным блоком останется по-прежнему политический. Функциональные направления будут анализировать деятельность регионального правительства и вырабатывать стратегические задачи.
Особое место в силу своего статуса в структуре управления занимает администрация Коми-Пермяцкого округа. Оставаясь отдельной структурой, она входит в состав краевой исполнительной системы власти с подконтрольным губернатору края местным главой, по своим полномочиям близким к статусу министра. В Красноярском крае, который тоже не так давно объединился с Таймырским и Эвенкийским автономными округами, рассматривается вопрос о введении поста вице-премьера, ответственного за территории с «особым статусом».
Поделиться:
Все новости компаний