Газета
 10 июля 2006, 13:20   1233

«Закадрить» специалистов

Пермский рекрутинговый рынок обладает высоким потенциалом и привлекает столичных игроков. Но местные клиенты не всегда готовы к потреблению услуг, которые предлагают кадровые агентства.
Пермский рекрутинговый рынок обладает высоким потенциалом и привлекает столичных игроков. Но местные клиенты не всегда готовы к потреблению услуг, которые предлагают кадровые агентства.

Пермский рынок кадровых агентств становится все более привлекательным для сетевых рекрутинговых компаний. В Перми уже давно действуют московский и екатеринбургский операторы — «АНКОР» и «Апрайт» соответственно, а в начале июля 2006 года открылся офис международной компании  Kelly Services. Это агентство с января 2005 года уже работает в Перми с «Кам-ской» кондитерской фабрикой, а сейчас открыло представительство для работы и с другими клиентами. Местные и иногородние игроки высоко оценивают потенциал рынка, заявляя о том, что в ближайшее время станут актуальными достаточно новые для региона лизинг персонала и кадровый аутсорсинг, а не только традиционный рекрутинг. Вместе с тем специалисты отмечают, что потенциальные заказчики еще не готовы к потреблению всего спектра услуг агентств по подбору персонала. В этом отношении Пермь отстает от соседнего Екатеринбурга и от российской столицы на 3-5 лет.

 

Кадровый выбор. На данный момент пермский рынок рекрутинга представлен, по разным оценкам, 30-50 кадровыми агентствами. При этом, единогласно отмечают специалисты, наиболее заметными и реально действующими из них являются около 10, которые, по неофициальным данным, занимают около 70 % рынка. Однако эксперты затруднились оценить емкость рынка и темпы его роста.  Респонденты издания сошлись во мнениях, что среди лидеров данной сферы деятельности присутствуют неместные компании — «АНКОР» и «Апрайт».  Как утверждает директор «Кадровой консалтинговой компании» Ольга Теленкова, «сетевые иногородние агентства составляют достаточно сильную конкуренцию пермским. Если компания приходит в Пермь из Москвы, а это чаще всего фирма, имеющая какой-то зарубежный капитал, то, естественно, им выгоднее работать с сетевыми агентствами. Если она в Москве успешно работает с «АНКОРОМ», то, придя в Пермь, она тоже обратится в «АНКОР».

Шансы Kelly Services стать серьезным игроком на пермском рынке часть экспертов оценивает как высокие.  Директор пермского «АНКОРА» Светлана Тюрина полагает, что в течение ближайшего года Kelly «подвинет»  действующих участников рынка, поскольку «это сильная и технологичная компания», но в любом случае агентству необходим, как минимум, год на раскручивание. Представители Kelly полагают, что их конкурентами в Перми являются «сетевики» «АНКОР» и «Апрайт», поскольку они занимают ту же нишу.  Вместе с тем  в регионе «есть сильные местные игроки, и это хорошо», — уверена директор по региональному развитию Kelly Services CIS Наталья Долженкова.

Часть местных участников рынка придерживается точки зрения, что серьезной конкуренции новая компания им не составит, поскольку ориентируется на другую целевую аудиторию. Директор агентства по подбору персонала «Отдел кадров» Юлия Снегирева считает, что в локальные организации обращаются небрендовые российские компании, приходящие в регион, и местные организации, хотя для местных агентств интересны и известные крупные бизнес-структуры. Однако, как утверждает директор «Кадровой консалтинговой компании» Ольга Теленкова, приход Kelly «потеснит местные рекрутинговые агентства. Скорее всего, новый игрок вытеснит неразвитые компании, которые не занимают какой-то определенной позиции на рынке. Это обусловлено тем, что рекрутинг — достаточно дорогая услуга, и к ней обращаются передовые корпорации, которые приходят в регион из Москвы или из-за рубежа. Они работают в первую очередь с такими агентствами, как Kelly Services и «АНКОР». Поэтому возможно перераспределение пермского рынка».

Однако стоимость услуг сетевых и местных агентств, как правило, отличается (у последних она ниже). Часть пермских игроков рынка заявляет о том, что стоимость услуг рекрутмента в среднем составляет 10 % от годового фонда оплаты труда (ГФОТ) кандидата. При этом в некоторых компаниях практикуется более высокий процент за услугу executive search (поиск эксклюзивного специалиста, как правило, топ-менеджера).

Однако, как утверждает директор рекрутингового агентства «Профи» Вячеслав Вершинин,  в большинстве случаев агентства занижают реальную стоимость услуг: «Заявляют в основном 10-12 % от ГФОТ. Мы берем не ниже 15 %, и меньше брать не будем, потому что очень высоки затраты на поиск специалиста. Иногда стоимость может быть и больше, все зависит от сложности поиска. Например, бывают ситуации, когда требуются очень узкие специалисты, и таких в городе всего несколько человек. Срочность заказа также сказывается на цене». В сетевых агентствах стоимость рекрутинга колеблется в пределах 20-25 % от ГФОТ.  При этом подбор на стандартные позиции может оцениваться чуть ниже. Также ряд агентств практикует фиксированную стоимость, которая указана в прайс-листе, за подбор разных категорий специалистов. При этом, как заявляют местные участники рынка, у пермских агентств есть возможность вести более гибкую ценовую политику, чем у «сетевиков». Как отмечает Юлия Снегирева из «Отдела кадров», в отличие от иногородних агентств, местные могут «оперировать ценой в зависимости от платежеспособности клиента, статуса компании, просто от личности клиента». Существует массовый подбор персонала на проекты, в данном случае стоимость определяется каждый раз индивидуально.

Услуги, оказываемые кадровыми агентствами, помимо традиционного подбора персонала (как линейных специалистов, так и топ-менеджеров), включают в себя кадровый аутсорсинг, аутстаффинг (вывод персонала за штат компании, когда сотрудники числятся в штате агентства), подбор временного персонала, оценку персонала, обучение, а также обзор заработных плат. Но, по мнению респондентов «bc», эти услуги пока еще не нашли массового распространения в Пермском регионе.    

В этом отношении Пермь отстает как от столицы России, так и от столицы Урала.

Светлана Тюрина:

Рекрутинговый бизнес это отражение  бизнеса в целом, того, как он развивается в Перми. В городе не много продвинутых российских компаний, по сравнению, например, с Екатеринбургом или Самарой, мало представительств  западных компаний, в которых развиты технологии подбора и управления персоналом, корпоративная бизнес-культура. А  именно такие организации обращаются в кадровые агентства. Поэтому мы отстаем от Екатеринбурга на три года.

Кроме того, специалисты констатируют, что столичный рынок более насыщен услугами кадровых агентств. С точки зрения Натальи Долженковой, на пермском рынке еще есть место для развития, есть сервис, который можно улучшать: «Мы чувствуем потребность в подборе временного персонала. Но необходимо показывать преимущества данной услуги, рассказывать, почему именно это надо использовать. А столичный рынок последние пять-семь лет покупает временный персонал достаточно легко».

Кроме того, практически все пермские агентства занимаются обзором заработных плат для внутреннего пользования, однако публикуют их для продажи только два агентства. Остальные, если и оказывают данную услугу, то по заказу клиентов.

Найти клиента. Однако заказчики чаще обращаются в агентства именно в связи с необходимостью найти сотрудников на те или иные вакансии. Эксперты отмечают, что клиентами агентств являются компании из совершенно разных отраслей. Причем нередко это представители малого и среднего бизнеса. Директор рекрутингового агентства «Профи» Вячеслав Вершинин объясняет это тем, что «крупный бизнес чаще всего обходится собственными силами. У таких компаний, как правило, есть своя служба персонала. Средний бизнес чаще нанимает менеджера по работе с персоналом. Однако это малоэффективно, потому что он просто закрывает какие-то «бреши», но компания практически ничего не выигрывает». С этим отчасти согласен директор консалтинговой компании «Гефест-К» Сергей Остерман: «Предприятию малого и среднего бизнеса держать в штате кадровика или возлагать обязанности по подбору персонала на бухгалтера, как сейчас модно, не имеет смысла. Я думаю, скоро фирмы от этого уйдут. И спрос на услуги кадровых агентств будет возрастать».

Однако, добавляют эксперты, прослеживается определенная зависимость в том, какие специалисты требуются компаниям.  Если несколько лет назад были актуальны менеджеры по продажам, экономисты, юристы, то сейчас увеличилась потребность в ИТР, высококвалифицированных рабочих, строителях (см. таблицу). Эксперты объясняют это ростом производства в регионе и отсутствием профессионалов в этих областях. «Квалифицированных молодых ИТР-специалистов очень мало. Получив образование в 90-х годах, в силу невостребованности своей профессии они пошли работать не по специальности, а, например, менеджерами по продажам. Поэтому они, утратив свою квалификацию, сегодня в условиях развития производства не представляют интереса для работодателя», — поясняет Юлия Снегирева. 

Часть агентств осуществляет поиск специалистов не только в Прикамье, но и за пределами региона. Однако для этого, считают участники рынка, необходимо обладать определенными навыками. Как отмечает Светлана Тюрина, нужно  владеть технологиями, например, уметь проводить интервью с кандидатом по телефону. Вячеслав Вершинин полагает, что для работы за пределами Пермского региона необходимо «найти агентство-партнера в городе для сотрудничества, которое будет искать специалиста. А пермское агентство уже займется оценкой кандидата, взаимодействием с заказчиком».

Большинство опрошенных изданием экспертов утверждают, несмотря на имеющиеся отличия между рекрутинговыми агентствами, что специализации на пермском рынке практически не существует. Во многом они объясняют это неразвитостью самого рынка: многие игроки, особенно новые, принимают любые заказы, поскольку им необходим опыт работы и деньги. Кроме того, полагает Вячеслав Вершинин, «специализация между агентствами пока не возможна в связи с тем, что наш рынок — производственный, строительный, рынок продаж —  как система не сформировался». 

Вместе с тем участники рынка прогнозируют постепенную специализацию.

Наталья Долженкова:

Общемировая тенденция такова, что внутри каждого агентства создаются специализированные блоки, подагентства. В России также наиболее сильными являются те рекрутинговые компании, которые выбирают нишу для специализации. Например, агентства могут  специализироваться в секторе финансов, фармацевтики. Если локальные рекрутинговые компании выбирают путь специализации, они более успешны, чем те агентства, которые покрывают весь рынок.  Я думаю, что Пермь не будет здесь исключением, и эта тенденция скоро начнет реализовываться в регионе.

Вместе с тем, как считают эксперты, несмотря на большой потенциал пермского рекрутингового рынка, его развитию препятствует неготовность клиентов к потреблению услуг. В частности, как утверждает Юлия Снегирева, пермские заказчики не всегда понимают, что подбор кадров — это сложная и дорогостоящая работа, и за нее необходимо платить.

Однако сами клиенты ссылаются на то, что зачастую пермский рынок не может удовлетворить их требования, хотя признают востребованность кадровых агентств.

Игорь Ваган, директор по внешним связям и корпоративным коммуникациям ОАО «Мотовилихинские заводы»:

Рынок рекрутинга не предлагает тех услуг, в которых нуждается наше предприятие. Наибольшую потребность мы испытываем в высококвалифицированных рабочих с опытом работы на сложных станках. Кроме того, нам необходимы молодые специалисты выпускники вузов, техникумов. Но их проще найти, работая напрямую с учебными заведениями.  Бухгалтеров, экономистов, финансистов мы также можем подобрать самостоятельно. Мы пытались работать с кадровыми агентствами, как   местными, так и представительствами сетевых компаний в Перми. Но найти общий язык не удалось: не устраивала и финансовая сторона вопроса, и предложенная форма взаимодействия. Тем не менее, мы обращались в кадровое агентство, когда необходимо было вывести часть управленческого персонала за штат с последующим трудоустройством.   

Кроме того, как уверен Игорь Ваган, рынок кадровых агентств должен существовать: «Мы пользуемся той аналитической информацией, которую предлагают рекрутинговые  компании, в частности обзорами зарплат. Мы также готовы использовать аутстаффинг, лизинг персонала».

Специалисты отмечают, что именно различные виды сервиса, помимо традиционного рекрутинга,  станут актуальными на перм-ском рынке в ближайшие несколько лет. Но пока многие ниши остаются незанятыми, что привлекает новых игроков, прежде всего столичных. 


Светлана Тюрина, директор «АНКОР-Пермь»
Сколько рекрутинговых агентств представлено на пермском рынке? 

— По рекрутменту из зарегистрированных 50 агентств работает около 30. Большая часть из них имеет в штате три-четыре человека.  Эти агентства выполняют небольшое количество заказов, у них нет специализации. Агентств, где число сотрудников превышает 10 человек, всего два.

 

Насколько сильны столичные агентства в регионе?

— Московские агентства активно выходят в регионы. Это уже чувствуется. Московские рекрутинговые компании будут либо привлекать местные агентства для сотрудничества, либо создавать собственные региональные офисы. Пермский рынок кадровых агентств начнет бурлить. На мой взгляд, произойдет скачок цен на услуги компаний по подбору персонала. Крупные игроки рынка останутся, мелкие, вероятно, исчезнут.

 

Какие специалисты в Прикамье пользуются наибольшим спросом?

— Специалисты любых уровней будут в большом дефиците, причем в ближайшее время. Самый большой спрос наблюдается на специалистов в области различных технологий, то есть технологов, IT-специалистов. Они востребованы не только на производстве, но и в тех компаниях, которые занимаются сервисом. Спрос на экономистов и бухгалтеров сохранится, но будут нужны узкие специалисты в отдельных отраслях, например, в управленческом учете.

Изменение  спроса на специалистов произошло в течение нескольких последних лет. В частности, пять лет назад, после кризиса, технические работники были не особенно востребованы, сейчас производство развивается, кадровый состав стареет,  потребность в «индуст-риальном персонале» обостряется. Во время кризиса спросом пользовались универсальные специалисты широкого профиля, поскольку компании стремились сократить затраты на содержание сотрудников. Со стабилизацией экономики стали востребованы узкие специалисты.

 

Каким образом кадровые агентства ведут работу с соискателями?

— Общая практика такова, что соискатели заполняют анкеты на бесплатной основе, присылают резюме. Их включают в базу данных агентства, и если есть предложения, то их приглашают на собеседование. К нам, в частности, поступает информация о 15 новых кандидатах каждый день.

Поделиться:
Все новости компаний