Газета
 10 июля 2006, 13:20   1136

Компенсация убытков

Сотовые операторы признаются, что закон о введении бесплатных входящих звонков сокращает доходы в среднем на 10 %. Компенсировать затраты участники рынка могут за счет конкурентов, операторов фиксированной связи и своих абонентов.
Сотовые операторы признаются, что закон о введении бесплатных входящих звонков сокращает доходы в среднем на 10 %. Компенсировать затраты участники рынка могут за счет конкурентов, операторов фиксированной связи и своих абонентов.

1 июля в России вступил в силу принцип СРР (Callyng Party Pays), после которого владельцы сотовых телефонов перестали оплачивать входящие звонки. По подсчетам экспертов, это должно привести к сокращению годовых доходов сотовых операторов в среднем на 10 %.

Представители пермских филиалов сотовых компаний заявляют, что в настоящее время не готовы говорить о каких-либо конкретных цифрах.

Александр Мельников, директор Пермского филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»):

Для того чтобы оценить произошедшие изменения и собрать всю статистику, необходим, минимум, месяц, хотя уже сейчас можно сделать прогноз изменения трафика: увеличится количество исходящих с мобильных телефонов и возрастет объем трафика внутри сети.

Аналитики рынка сотовой связи также считают, что рост стоимости исходящих соединений со стационарных телефонов на мобильные приведет к сокращению исходящего трафика городских телефонов и увеличению внутрисетевых соединений. Источник «bc» в одной из сотовых компаний заявил, что после 1 июля объем внутрисетевых соединений вырос почти в 2 раза, тогда как доля трафика приема звонков со стационарных телефонов сократилась.

Городские дороже. Сотовые операторы признаются, что
1 июля в тарифной политике произошел ряд изменений, направленных на компенсацию потерь от отмены входящих звонков. Одним из нововведений, безусловно, можно считать повышение стоимости исходящих звонков с мобильных телефонов. Вторая новация продиктована законодательством —  это рост стоимости соединений со стационарных телефонов на мобильные. Первый способ в настоящий момент применили не все операторы, однако специалисты не отрицают, что те, кто еще не повысил тарифы на исходящие звонки, могут использовать эту возможность.

Звонки со стационарных телефонов на мобильные с 1 июля стоят 1,5 рубля за минуту. Сотовым операторам, в адрес которых направлено соединение, от этой суммы сейчас переходит 0,95 рубля.

Заместитель директора по коммерческим вопросам Пермского отделения межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ» Дмитрий Зайцев:

— Сумма, отдаваемая оператором фиксированной связи в пользу оператора сотовой связи, все равно не может покрыть всех потерь, так как на некоторых тарифах стоимость минуты входящего соединения ранее доходила до 5 рублей. Поэтому введение принципа CPP получается в пользу абонента, за счет оператора.

 

Акция. Накануне 1 июля в сети Интернет прошла акция: обладателям электронной почты и программы icq приходили текстовые сообщения с призывом в знак протеста против повышения стоимости стационарной связи, которое на руку сотовым операторам, отключить свои мобильные телефоны. По словам организаторов акции, это должно было принести убытки сотовым операторам.

Участники пермского рынка сотовой связи в оценке акции были единодушны, охарактеризовав ее как «нонсенс».

Дмитрий Зайцев:

Мне тоже приходила эта рассылка. Я просто не понимаю логики. Получается, что в связи с вводом бесплатных входящих мобильный абонент должен был отключить свой телефон! Он что, не доволен? Думаю, что вряд ли нашлись люди, которые согласились 1 июля добровольно остаться без мобильной связи.

Александр Мельников в разговоре с «bc» также заявил, что не видит смысла в инициативе неизвестных: «Не думаю, что кто-нибудь поддался на этот абсолютно бессмысленный призыв, который затевался неизвестно кем. Сотовая связь — это услуга, предоставление которой регулируется государством, и мы обязаны выполнять установленные  правила, а не обсуждать их».

Участники рынка не предоставили данных о том, наблюдалось ли снижение трафика 1 июля, однако, по информации «bc», уменьшения среднего времени соединений у пермских сотовых компаний не произошло.

 

Поиск предложений. Для компенсации убытков, считают специалисты, нужно создать тарифы, адаптированные под новые условия. В таких тарифах, по мнению экспертов рынка, должны появиться нововведения, приводящие к увеличению стоимости соединения. Одним из способов поднять цену разговора считается введение поминутной тарификации, а также отказ от бесплатных 5 секунд разговора, распространенных в подавляющем большинстве тарифных планов.

После вступления в силу принципа «звонящий платит», компании сотовой связи компенсируют также себестоимость звонка на телефон, подключенный к  оператору-конкуренту. В связи с этим для участников рынка более выгодным стало увеличение количества входящих звонков, поэтому некоторые операторы ввели ряд новых правил, направленных на предоставление своим абонентам дополнительного потенциала для разговора, такого как возможность принимать входящие соединения при нулевом и даже отрицательном балансе. Такие нововведения являются не столько заботой о клиентах, сколько попыткой частично компенсировать затраты на соединение за счет конкурентов.

Дмитрий Зайцев:

Сейчас сложилась ситуация, при которой участники сотового рынка ищут способы компенсации своих потерь, связанных с введением правила СРР. Поэтому все заинтересованы и  в еще большем увеличении трафика. Это не только шаг в сторону клиентов, но и коммерческий ход. 

Александр Мельников считает, что в новых условиях большую роль должно сыграть увеличение объема дополнительных услуг: «Дополнительные услуги — это одно из наших приоритетных направлений, и в последние 2 года их доля в доходах «Билайн» постоянно растет. Мы делаем ставку на развитие дополнительных услуг, так как после введения правила СРР их привлекательность должна подняться».

Несмотря на заявления участников рынка о том, что дальнейших изменений в тарифной политике в ближайшее время ожидать не стоит, некоторые аналитики не исключают появления новых маркетинговых ходов со стороны операторов. В качестве главного аргумента специалисты называют потерю одного из наиболее привлекательных конкурентных преимуществ — бесплатных входящих звонков, которое активно использовалось всеми операторами для привлечения клиентов. По мнению экспертов, операторы будут искать новые предложения, в результате чего возможно появление новых тарифов и дополнительных услуг. В настоящее время почти все сотовые компании развивают безлимитные тарифы, а также уделяют большое внимание инновациям в области интернет-услуг.

Поделиться: