Газета
 10 июля 2006, 13:20   973

В кассу

Расчетно-кассовое обслуживание становится полем реальной конкуренции. Потребители ценят низкую стоимость и дополнительные услуги.
Автор: Кирилл Перов
Расчетно-кассовое обслуживание становится полем реальной конкуренции. Потребители ценят низкую стоимость и дополнительные услуги.

Расчетно-кассовое обслуживание на рынке банковских услуг становится вторым по доходности продуктом для банков. Вместе с доходами от документарных операций (аккредитивов и пр.) прибыль от РКО формирует до половины финансовых поступлений банков.

Конкуренция за клиента. Рассчетно-кассовое обслуживание традиционно является одним из наиболее распространенных видов банковских операций. В начале 90-х годов при регистрации предприятия регулирующими органами ему указывался банк, где компания должна была открыть счет. С течением времени ситуация изменилась, и компаниям было разрешено открывать счета в финансово-кредитных организациях по собственному желанию, а также сразу в нескольких местах. 

Общеизвестно, что крупные компании имеют целый ряд банковских счетов в целях диверсификации финансовых рисков. Ведение одного счета остается в основном прерогативой малых предприятий, хотя и у них количество счетов растет.

Лев Островский, руководитель пресс-службы ОАО КБ «КАМАБАНК»:

Малые предприятия, открывая счет в другом банке, не закрывают его в месте прежнего обслуживания. В большинстве случаев небольшие финансовые потоки не позволяют полноценно содержать два счета, как следствие на одном из них операции фактически прекращаются.

Часть клиентов увеличивает количество счетов в банках вследствие разделения одной компании на несколько небольших, проводимое в целях оптимизации налогообложения.

Именно субъекты малого бизнеса больше «склонны к измене», благодаря предложению более выгодных условий. Другим поводом для смены места обслуживания может стать предложение получения займа в другом банке. Чаще всего при рассмотрении заявки на получение кредита банк требует от потенциального заемщика открыть счет, чтобы следить за финансовыми потоками предприятия. Это открывает для банков возможность конкурировать за клиента, предлагая более выгодные финансовые условия для клиентов. В данной ситуации в проигрыше оказываются пермские банки, в силу ограниченности финансовых ресурсов не способные выдавать большие кредиты.

Некоторым компаниям по-прежнему требуется близость к банку. Например, по словам Льва Островского, нередко торговые компании, магазины, ищут себе банк, в который, например до 10 часов вечера, можно привезти и сдать наличность. При этом с течением времени эта причина становится все более веской: уровень инкассации торговой выручки составляет по итогам 2005 года 44,9 % от общего объема торговых операций.

Расширение сети дополнительных офисов влияет на развитие бизнеса в территориях Пермского края — компании подсознательно доверяют банку больше, если он представлен в городе, где работает клиент.

Большое значение географическое развитие сети имеет для физических лиц. Целый ряд экспертов считает, что на данном этапе развития банковского бизнеса можно говорить о расчетно-кассовом обслуживании в интересах физических лиц. В частности, к этой услуге относят операции по вкладам, а также переводы, регулярно осуществляемые иммигрантами, работающими в России, и в Перми в частности.

Однако постепенно географическая близость к клиенту теряет актуальность, параллельно с распространением системы «банк-клиент». По данным Пермского банковского союза, по результатам регулярно проводящихся исследований, главным при выборе корпоративными клиентами банка для обслуживания является его репутация. На втором месте стоят рекомендации партнеров по бизнесу, знакомых и пр. В третью очередь на определение банка для обслуживания влияет реклама. Географическая близость к клиенту для юридических лиц теряет свою актуальность.

 

Предложение услуг. Мнения экспертов относительно доходности расчетно-кассового обслуживания бизнеса в начале 2000-х годов расходятся. По словам Льва Островского, РКО традиционно было сферой деятельности, приносящей доход. В то же время, по словам заместителя управляющего пермским филиалом МДМ-банка Михаила Сюткина, еще 2-3 года назад рентабельность расчетно-кассового обслуживания была почти отрицательной.

Ситуация серьезно изменилась, когда широкое применение нашла система «банк-клиент». По общему признанию участников рынка, сейчас ей и ее аналогами пользуется подавляющее большинство клиентов. Из нескольких сотен предприятий, обслуживающихся в МДМ-банке, по словам Михаила Сюткина, количество клиентов, не пользующихся системой «банк-клиент», исчисляется единицами.

Применение интернет-технологий значительно снизило затраты на взаимодействие клиента с финансово-кредитной организацией. Для предприятий исчезли затраты на бумагу, бензин, чтобы доехать до банка. При этом сама финансово-кредитная организация снизила издержки на ведение данного бизнеса, поскольку существенно сократился штат операционистов, которые работали с корпоративными клиентами. Для того чтобы обслуживать сотни или тысячи предприятий, банку было необходимо содержать десятки сотрудников. После перехода на «клиент-банк», операционные залы почти опустели, пояснил финансовый консультант Владимир Белозеров. Банки благодаря тарифной политике намеренно стимулируют переход клиентов на интернет-технологии.

В результате расчетно-кассовое обслуживание стало доходным, но среди экспертов нет единого мнения относительно значимости бизнеса. Само по себе оно приносит несущественную долю прибыли по оценкам экспертов «bc», в среднем от 3 до 5 %. Однако, по оценкам Михаила Сюткина, по размеру генерируемого РКО вместе с документарными операциями, в зависимости от размера и «направленности» банка, доля данного бизнеса в общем размере прибыли может достигать 50 %. Как следствие, этот вид операций занимает второе место по своему удельному весу после кредитования.

Как отмечает директор Управления корпоративных клиентов и бюджетов Западно-Уральского банка Сбербанка России  Александр Камалов, РКО с точки зрения доходности в перспективе способно отодвинуть на задний план кредитование. «В обозримом будущем основной доход банкам будет приносить именно РКО, как это и сложилось на Западе. Доходы, которые банки получают в ходе реализации кредитных программ, будут только снижаться. Если мы посмотрим на опыт передовых стран, там стоимость кредитного ресурса совсем невелика. Отечественный рынок в условиях стабилизации экономической ситуации в стране движется в этом же направлении».

На данный момент, по словам Михаила Сюткина, банки разделились на две основных категории. Первая извлекает прибыль непосредственно из ведения бизнеса расчетно-кассового обслуживания, вторые же рассматривают данное направление бизнеса как одну из услуг комплексного обслуживания клиентов.

К первой категории, как правило, относятся небольшие, в основном местные банки, которые снижают комиссию с целью привлечения максимального количества клиентов. Кроме того, небольшим банкам требуется привлекать средства для размещения в виде кредитов. В данном случае финансово-кредитные организации используют остатки на счетах своих корпоративных клиентов.

Постепенно все больше банков временно или постоянно отказывается от комиссии за открытие счета. Например, крупнейший в регионе Западно-Уральский банк Сбербанка России сейчас проводит акцию, позволяющую бесплатно открыть счет для корпоративных клиентов.

В целом же, по словам финансового директора СГ «Камская долина» Владимира Пучнина, сейчас разница в предоставлении услуг между разными банками почти нивелирована, стоимость продуктов близка, и большинство финансово-кредитных организаций выполняет свою работу на хорошем уровне, хотя стопроцентной удовлетворенности работой нет. И во взаимоотношениях банка с клиентом присутствуют явные пережитки.

Банки сейчас обременены необходимостью нести фискальные функции, следя за кассовой дисциплиной клиента. Это плохо соотносится с той борьбой за клиента, которую они сейчас ведут.

В то же время, по словам управляющего Пермским филиалом «Эконацбанка» Михаила Клугмана, большинство действий банков по контролю за предприятиями заканчивается составлением рекомендаций для клиентов по устранению проблем. «Я не припомню, чтобы банки сознательно создавали сложности своим клиентам», — сообщил господин Клугман.

По словам Михаила Никольского, генерального директора «НОВОГОР-Прикамье», решающими для компании факторами являются стоимость РКО и оперативность работы. «С некоторыми банками мы даже сворачиваем отношения, поскольку цена предоставляемых услуг для нас высока» — сообщил господин Никольский.

Наибольших успехов в привлечении клиентов достигают банки, ориентированные на работу с малым и средним бизнесом. По данным «bc», например, в Пермском филиале Банка Москвы сейчас обслуживается около 20 тыс. клиентов, тогда как в Пермском филиале МДМ – несколько сотен. Помимо позиционирования, есть  разница в тарифах, но она не принципиальна: в Банке Москвы стоимость ведения счета варьируется от 200 до 500 рублей в месяц, тогда как в МДМ цена зафиксирована на уровне 500 рублей (с установкой «банк-клиент», 350 без нее). С другой стороны, МДМ в своей деятельности традиционно ориентировался на работу с крупными корпоративными клиентами, хотя вскоре начнет активное развитие в сегменте малого и среднего бизнеса.

Конкуренция между банками за клиента в сфере расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов заключается и в борьбе за продвижение смежных продуктов. По словам Льва Островского, 90 % клиентов пользуются смежными услугами. Причем, по мнению Владимира Белозерова, чем дольше компания работает с банком, тем больший интерес у нее вызывают новые продукты и предложения финансово-кредитной организации. 

В последнее время банки начали обращать внимание на сотрудников компаний-клиентов как ресурс для расширения розничного бизнеса. Традиционно одним из наиболее распространенных продуктов являются программы зарплатных проектов. Причем, при обслуживании крупных клиентов, карты могут быть эмитированы тысячами. Например, «Пермские моторы», находившиеся на обслуживании в банке «Гута», получили зарплатный проект на 14 тыс. человек. Более того, по словам Владимира Белозерова, сейчас, по мере развития операций кредитования, займы все чаще предлагаются сотрудникам компаний-клиентов. Помимо наиболее распространенных потребительских кредитов, все чаще предлагаются ипотечные займы, зачастую под гарантию компании-клиента банка.

Очевидно, что расчетно-кассовое обслуживание сохранит свое значение в будущем, — отмечают собеседники «Финансы b.c.» По мнению большинства из них, по мере снижения доходности операций кредитования, считающихся наиболее прибыльными, расчетно-кассовое обслуживание может стать более значимым бизнесом для банков. Тем не менее, в плане более детальных прогнозов развития РКО эксперты, опрошенные «Финансы b.c.», расходятся. Ряд из них считают вполне вероятным, что банки встанут на путь конкуренции за счет снижения тарифов и уменьшат доходность бизнеса, как это происходит с кредитованием. Не соглашаются с такой постановкой вопроса представители Западно-Уральского банка Сбербанка России. По словам Александра Камалова, проводить аналогию между кредитованием и РКО не совсем обоснованно: «Тенденция снижения доходности кредитования для банков очевидна, что обусловлено стабилизацией экономики, усилением конкуренции между банками по этому направлению. Что касается РКО, то здесь ситуация все же более стабильна, и обострение конкуренции вряд ли отразится на этом сегменте в плане тарифов. Стоимость РКО на сегодня выравнялась и держится примерно на одном уровне во всех банках. Расходы клиентов на этот вид банковских услуг в десятки раз меньше по сравнению с затратами, которые они несут в случае кредитования. Учитывая эти факторы, основным конкурентным преимуществом банков в этом сегменте будет качество обслуживания, а не цена. Наиболее крепкие позиции смогут занять клиентоориентированные банки, которые в состоянии обеспечить  клиентам предоставление консультационных услуг на высоком уровне, внедрить высокие технологии в данном направлении своей деятельности.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний