Газета
 10 июля 2006, 13:20   2114

Передовой опыт

Западно-Уральский банк Сбербанка России делает ставку на самые современные технологии в расчетно-кассовом обслуживании своих клиентов.
Западно-Уральский банк Сбербанка России делает ставку на самые современные технологии в расчетно-кассовом обслуживании своих клиентов.

На вопросы «Финансы b.c.» отвечает директор Управления корпоративных клиентов и бюджетов Западно-Уральского банка Сбербанка России Александр Камалов.

Как вы оцениваете ситуацию на  рынке расчетно-кассового обслуживания?

— Рынок услуг расчетно-кассового обслуживания на сегодняшний день характеризуется высокой степенью насыщенности кредитных организаций и острой конкуренцией. Большинство банков предлагают корпоративным клиентам максимальный и практически одинаковый перечень банковских услуг. Выбор клиента в последнее время зависит от таких факторов, как оптимальное соотношение уровня надежности и доходности банка, развитость филиальной сети банка и наличие механизма индивидуального подхода к клиенту. В связи с этим дальнейшее развитие рынка услуг РКО видится в повышении клиенто-ориентированности банков, создании банковских учреждений по принципу «финансовых супермаркетов» и развитии таким образом смежных продаж.

 

Какая доля предприятий обслуживается в вашем банке? Есть ли потенциал роста количества клиентов у банка? Насколько активно клиенты переходят из банка в банк?

— Западно-Уральский банк Сбербанка России обслуживает свыше 60 тысяч корпоративных клиентов. Занимаемая Банком доля рынка составляет порядка 50 % как по количеству обслуживаемых клиентов, так и по объему привлеченных денежных средств. Учитывая это, потенциал для роста за счет привлечения   дополнительных клиентов из этой категории присутствует, но он незначителен. Именно поэтому приоритетным направлением для нас является привлечение на обслуживание индивидуальных предпринимателей, которые не работают с банками и осуществляют свою деятельность без открытия расчетных счетов. В данном направлении Западно-Уральский банк Сбербанка России проводит активную, систематизированную работу (проведение различных акций, регулирование тарифной политики Банка и пр.), которая дает ощутимые результаты.

В апреле-мае текущего года Банком был проведен комплекс мероприятий по продвижению услуг для корпоративных клиентов (тематические семинары по банковским продуктам, «горячие линии», анкетирование, консультации специалистов Банка, ярмарка коммерческих предложений клиентов, система бонусирования клиентов), в результате которых нам удалось привлечь на обслуживание 2500 корпоративных клиентов, порядка 320 из них пришли в Западно-Уральский банк Сбербанка  из других коммерческих банков.

 

Увеличивается ли количество малых предприятий среди клиентов Банка?

— На протяжении ряда лет общее число малых предприятий в целом по России колебалось то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения. Так, например, на
1 января 2006 года в Пермском крае насчитывалось 10,6 тысяч малых предприятий или 99,1 % к соответствующей дате 2005 года. В последние годы уменьшается число малых предприятий в обрабатывающих производствах, строительстве, коммунальном обслуживании. Особенно заметно сокращение их количества в таких сферах, как наука и научное обслуживание.

Несмотря на нестабильную динамику, количество малых предприятий среди клиентов Банка только увеличивается. За первые пять месяцев текущего года нам удалось привлечь 394 новых клиентов, субъектов малого предпринимательства.  Таким образом, количество клиентов Банка из этой категории по состоянию на 1 июня 2006 года достигло 48 552. Их доля в общем количестве клиентов Банка составила 81 %.

Эти цифры наглядно демонстрируют тот факт, что Западно-Уральский Банк Сбербанка России уделяет малому предпринимательству значительное внимание. Ведь оно играет важную роль в развитии экономики региона в целом, активно осваивает прогрессивные технологии. Можно отметить, что Западно-Уральским банком Сбербанка России накоплен колоссальный опыт по работе с малыми предприятиями, позволяющий оперативно и квалифицированно оказать поддержку в развитии бизнеса.

 

 Позволяет ли РКО продавать смежные услуги для клиентов Банка? Насколько распространены смежные продажи в этом виде бизнеса?

— Смежные продажи очень часто сопутствуют услугам расчетно-кассового обслуживания. Во-первых, существуют банковские услуги (например, кредитование), которые не могут быть предоставлены корпоративному клиенту без наличия расчетного счета в Сбербанке России. Во-вторых, предложение различных банковских услуг осуществляется в процессе получения клиентом основных услуг РКО. В их число входят и зарплатные проекты, и торговый эквайринг, и инкассация, и многое другое. Механизм «перекрестных» продаж Банк использует  как в работе с крупнейшими   предприятиями, VIP-клиентами и стратегическими   партнерами,  так и при обслуживании   предприятий   среднего   и   малого   бизнеса.

 

Насколько существенно отличаются тарифы в разных банках?

— Сбербанк России, являясь лидером среди кредитных учреждений в России, задает определенные «стандарты» банковской тарифной политики  в целом. Другими словами, коммерческие банки при установлении тарифов ориентируются на тарифы Сбербанка России как основного конкурента.

Тарифы Сбербанка России устанавливаются исходя из определенного уровня рентабельности оказания той или иной услуги, а также с учетом специфики деятельности клиентов, и исходя из сегментирования клиентской базы. В настоящий момент клиентам города Перми предлагается на выбор
5 различных тарифных планов: «Стандартный плюс», «Оптимальный», «Безлимитный», «Бонус», «Эксклюзив», которые предоставляют клиентам возможность остановиться на оптимальном варианте соотношения набора оказываемых услуг и их стоимости.

 

Как влияет сеть офисов банков на развитие бизнеса РКО?

— Наличие у банка широкой филиальной сети (124 точки по обслуживанию корпоративных клиентов) является значимым фактором, когда клиент принимает решение, где ему обслуживаться.  Развитая сеть офисов позволяет одновременно привлечь на обслуживание клиентов из других регионов и тех из них, что располагают  филиалами  в разных территориях страны. Именно поэтому предприятиям сетевого, холдингового типа наиболее интересно сотрудничать с учреждениями Сбербанка России, где во всех учреждениях  Банка клиенту предлагаются единые условия обслуживания.

Насколько развиты системы «клиент-банк», системы удаленного доступа к счету?

— Западно-Уральский банк Сбербанка России уделяет особое внимание услугам, которые предоставляются клиенту посредством современных информационных технологий. В настоящее время Банк может осуществлять расчетно-кассовое обслуживание  дистанционно, используя при этом  как современную версию традиционной системы «клиент-банк», так и систему «Интернет-банк». Послед-няя ориентирована на удовлетворение растущих потребностей корпоративных клиентов в мобильном и оперативном инструменте для управления банковскими счетами. Продукт представляет собой полноценную систему интернет-банкинга с возможностью управления банковскими счетами с интернет-сайта Банка. Среди основных функ-ций «Интернет-банк» такие, как просмотр информации о текущем состоянии счета в реальном времени, получение выписок по счетам, создание и отправка в банк платежных поручений, финансовое агрегирование информации по счетам филиалов, подразделений, центрам ответственности, проектам и т.п., обмен защищенными сообщениями электронной почты с участниками системы и Банком. Также Банком оказывается услуга автоматического информирования клиента о состоянии расчетных счетов по телефону — «Голосовой информатор». Благодаря данному сервису, информация об остатке на расчетном счете, о сумме зачислений и списаний со счета, о реквизитах платежных документов за текущий день доступна с любого телефона, поддерживающего тональный режим набора номера. Для того чтобы воспользоваться услугой, необходимо заключить договор в учреждении Западно-Ураль-ского банка Сбербанка России, обслуживающем расчетный счет предприятия.

Эксклюзивной услугой Западно-Уральского банка Сбербанка России является система бюджетирования «Контроль исполнения бюджета». Благодаря данному банковскому сервису, корпоративные клиенты получают возможность реализовать на предприятии систему бюджетного управления. Одним из преимуществ этого сервиса является возможность формирования бюджета на аппаратном и программном обеспечении банка через Интернет, без установки и сопровождения программного обеспечения на своих автоматизированных рабочих местах. Система может обеспечивать в режиме реального времени как контроль соблюдения лимитов структурированных расходов, так и контроль целевого расходования средств холдинга его юридическими лицами, филиалами или подразделениями.

 

Какова окупаемость РКО для вашего Банка?

— Доля комиссионного дохода, получаемого Банком от услуг, предоставляемых корпоративным клиентам, составляет порядка 20-25 % от общего комиссионного дохода Банка.

 

Каковы перспективы развития бизнеса расчетно-кассового обслуживания?

— Думаю, что будущее РКО — в диверсификации банковской деятельности за счет предоставления консультационных и информационных услуг. Консультационные услуги востребованы в области
финансового консультирования, в вопросах слияния и поглощения, поиска стратегического инвестора, международного налогового планирования, приватизации и банкротства. Если говорить о повышении роли информационных услуг, то необходимо отметить, что они превратились в объект потребления и производства (информационные ресурсы трансформируются в реальные экономические ресурсы), соответственно банк выступает для клиента в роли  информационного и консультационного центра. Еще одним направлением развития данного бизнеса можно назвать совершенствование технической составляющей  услуг РКО, формирование  единого информационного пространства Банка. Ведь будущее за интернет-технологиями и инновационными технологиями, роль которых с каждым годом все более и более возрастает.

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 03 октября
2002 года № 1481

Promotion
Поделиться:
Все новости компаний