Газета
 19 июня 2006, 13:20   1396

Виртуальный рынок

Пермский рынок электронной коммерции недооценен. По мнению аналитиков, причина в чрезмерной осторожности потенциальных инвесторов.
Пермский рынок электронной коммерции недооценен. По мнению аналитиков, причина в чрезмерной осторожности потенциальных инвесторов.

Виртуальный рынокЗа последние 4 года аудитория сети Интернет в России выросла почти в 3 раза (для сравнения: в 2002 году — на 6-8 %). В количественном отношении это порядка  24 млн активных российских пользователей. По оценкам специалистов, активно работающих на рынке интернет-услуг Пермского региона, реальная интернет-аудитория Перми уже составляет около 100 000 постоянных пользователей. При таком раскладе годовая емкость рынка интернет-коммерции оценивается в 150 миллионов рублей. Эксперты полагают, что расцвету виртуальной торговли мешают недооцененные потенциалы активной интернет-аудитории.
 
Семимильными шагами. Существующие темпы роста интернет-аудитории России весьма значительны. Этому, отмечают аналитики «ЭР-Капитал», способствует относительное удешевление доступа в Интернет, появление новых, альтернативных телефонному, каналов связи, позволяющих организовать доступ даже в местах с относительно слабым насыщением необходимой инфраструктурой (GPRS, WI-FI, доступ по спутниковому каналу, предоставление услуг кабельного телевидения и Интернета одним пакетом), появление на рынке относительно мощных и недорогих компьютеров. Вдобавок компьютеры перестали быть уделом «избранных» и воспринимаются как обычный бытовой прибор. Достаточно большая, постоянно увеличивающаяся аудитория давно привлекла к себе внимание бизнеса.
Как результат, коммерция в Интернете развивается бурными темпами во всем мире. По некоторым данным, от 40 до 70 % европейцев, пользующихся Интернетом, совершают покупки во «всемирной паутине», и с каждым годом число тех, кто пользуется услугами интернет-магазинов, растет.  Российских рынок электронной коммерции развивается более медленными темпами, чем мировой, однако, по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в прошлом году в российской части Интернета было продано товаров и услуг на 4 млрд долларов. В то же время, по оценкам НАУЭТ, процент пользующихся интернет-магазинами сравнительно небольшой и составляет примерно 18,6 % от всей численности интернет-аудитории в России. А по информации Romir Monitoring, порядка 42 % пользователей регулярно посещают интернет-магазины, однако покупки делают примерно 4 из 10 таких посетителей, т. е. 16,8 % от общей интернет-аудитории.
Согласно результатам исследования Romir Monitiring, чаще всего по сети покупают: книги и канцтовары — 51 %, компьютеры и комплектующие — 38 %, бытовую технику — 29 %.
Несколько реже приобретают музыкальные диски и фильмы — по 21 %, программное обеспечение — 17 %, билеты в кино, театры — 15 %. Косметику и парфюмерию покупают 12 % опрошенных, столько же приобретали карты оплаты. И лишь 10 % покупали продукты питания в интернет-магазинах.
 
Пермский расклад. Свой взгляд на ситуацию на пермском рынке электронной коммерции  «bc» представил экспертно-аналитический центр КГ «ЭР-Капитал». Аналитиками центра был произведен экспертный расчет возможной аудитории интернет-пользователей Пермского края. В расчет принимались данные Всероссийской переписи населения, а также результаты исследований ведущих российских социологических и исследовательских компаний и собственные наблюдения аналитиков. В целом, по мнению аналитиков, активной интернет-аудиторией можно считать не более 13-18 % городского населения Пермского края в возрасте от 15 до 40 лет, а это примерно 110-150 тысяч человек. Общероссийские исследования показывают, что активными покупателями, делающими покупки от 2 до 5 раз в месяц, могут считаться не более 12 % интернет-аудитории.
На региональном уровне, по данным аналитиков «ЭР-Капитал», 20 %  пермских интернет-пользователей хоть раз прибегали к услугам пермских интернет-магазинов. Кроме этого, порядка 11 % опрошенных проявили интерес к таким покупкам. Как отмечают в «ЭР-Капитал», эти показатели подтверждают общероссийскую динамику и показывают значительный интерес к данному рынку со стороны интернет-пользователей Прикамья.
По расчетам аналитиков КГ «ЭР-Капитал», потенциальная емкость пермского рынка интернет-коммерции составляет порядка 12-17 тысяч человек. При этом количество потенциальных покупателей, делающих покупки 1-2 раза в месяц, может составлять  10-15 тысяч человек, а тех, кто делает покупки 3-5 раз в месяц, — около 2-3 тысяч человек. По словам руководителя экспертно-аналитического центра консалтинговой группы «ЭР-Капитал» Сергея Седова, неоспоримым фактом является то, что на смену поколению, с  большим сомнением относящемуся к современным технологиям и с трудом овладевающему компьютером, приходит более молодое и «продвинутое» в техническом отношении  поколение, для которого  «Интернет уже давно не диковинка, а своеобразный стиль жизни и удобный инструмент повседневного пользования». «Эта  аудитория весьма платежеспособная в ближайшем будущем, однако сегодня она практически не учитывается пермскими  предпринимателями», — говорит г-н Седов.
По оценкам экспертно-аналитического центра «ЭР-Капитал», примерная годовая емкость рынка интернет-коммерции Перми по состоянию на текущий момент находится в пределах от 114 до 162  миллионов рублей. Как отмечают аналитики «ЭР-Капитал», такое заключение можно сделать, если исходить из средней стоимости одной покупки в интернет-магазинах России (2,1 тыс руб. — данные, полученные в ходе совместного  исследования CNews Analytics и НАУЭТ). 
По мнению аналитиков, с учетом текущих тенденций на российском рынке интернет-коммерции достаточно реалистичной представляется ежемесячная емкость пермского рынка интернет-магазинов, составляющая от  300 до  500 тысяч долларов.
Сергей Седов, руководитель экспертно-аналитического центра консалтинговой группы «ЭР-Капитал»:
Годовая емкость рынка рассчитана исходя из общероссийских тенденций в области интернет-коммерции. Однако основная  часть покупок по-прежнему делается в общефедеральных (в основном московских) интернет-магазинах. Кроме этого, ряд различных факторов (неудобство платежей, сложности с доставкой товара,  опасения относительно безопасности таких сделок, неуверенность в качестве представляемых товаров, предыдущий негативный опыт покупок и т. д.) приводит к тому, что интернет-магазины воспринимаются и используются  исключительно как интерактивная информационно-справочная система, в которой потенциальный покупатель получает необходимую ему информацию о технических характеристиках товара, ценах, возможной комплектации, сервисе, местонахождении продавца, а  покупку совершает в физически существующих торговых точках. Грамотно выстроенный интернет-магазин в таком случае может служить своеобразным толчком к принятию решения о покупке у конкретного продавца либо, напротив, оттолкнуть потенциального потребителя в том случае, если, например, его не устроила онлайн-консультация по каким-либо аспектам предлагаемого товара или услуги. Оценить долю этих сделок в денежном выражении достаточно сложно.
По информации интернет-проекта http://3w.perm.ru, местные интернет-магазины можно условно разделить на две категории: региональные интернет-магазины и магазины компаний, имеющих филиалы в Перми. Среди достаточно известных пермских интернет-магазинов эксперты интернет-проекта http://3w.perm.ru называют такие, как компьютерный интернет-магазин Froggy-shop (http://www.froggy-shop.ru), компания «Фойер!» (http://www.foier.ru), магазин  мобильных телефонов PRM.RU (http://gsm.prm.ru), интернет-магазин  сотовых  телефонов SIMKARTA.RU (http://simkarta.ru).
Наиболее типичными недостатками пермских интернет-магазинов, отмечают аналитики, являются малый ассортимент предлагаемых товаров, недостаточная актуализация предоставляемой информации. «Для проверки наличия товара, как правило, приходится связываться с магазином дополнительно, так как информация с сайта не всегда соответствует действительности. Далеко не по всем представленным товарам есть описания, а у тех, что есть, зачастую перепутаны характеристики. Некоторые представленные товары с точки зрения цены заказывать в местном интернет-магазине (в сравнении с московским) бывает невыгодно», — отмечают специалисты «ЭР-Капитал».
По словам Ирины Мастыкиной, директора компании Level Marketing, интернет-коммерцию необходимо воспринимать как и любой другой бизнес, прибыль в котором напрямую зависит от грамотности организации.
Ирина Мастыкина:
Поскольку интернет-коммерция это бизнес, то в ней должны применяться те же законы, что и в любом другом бизнесе. Компетентно выстроенный бренд, концепция продвижения, адекватно используемые механизмы информирования своих потребителей все это позволит привлечь внимание к вашему бизнесу, сделать его особенным, идентифицируемым и любимым среди потребителей.
Любой аспект сайта: используемый фирменный стиль, качество его исполнения, ясность формулировок, ощущение уверенности, соответствие ключевым компетенциям бренда, время загрузки, простота системы навигации  и т. д. — работает на имидж компании, который определяет идентичность бренда, привлечение и формирование лояльности потенциальных и существующих клиентов.
Таким образом, грамотная стратегия  работы интернет-магазина предполагает, что, как и в любом другом бизнесе, все основывается на системной организации бизнеса, базирующейся на знании реальных потребностей своих клиентов, уникальности  предложения и правильно разработанной и последовательно реализуемой концепции продвижения. 
На данный момент, отмечают аналитики «ЭР-Капитал», рынок перм-ских интернет-магазинов находится только в стадии развития, по-настоящему ярких примеров успешных интернет-проектов на пермском рынке практически нет. Во многом это обусловлено недооценкой возможностей все увеличивающейся аудитории интернет-пользователей. «Пермские предприниматели с большой осторожностью относятся к инвестированию средств в такой нематериальный актив, не верят в его перспективные возможности. Типичной ошибкой при разработке и последующей эксплуатации пермских интернет-магазинов является игнорирование мнения потенциальных потребителей. Для этого необходимы аналитические и маркетинговые исследования. Точно так же в числе существенных недоработок — отсутствие качественного маркетинга, рекламы и продвижения не только в сети Интернет, но и по таким каналам, как работа с интернет-провайдерами, печатная реклама и т. д. Особенностью Интернета является то, что у потребителя есть возможность сравнивать качество местного проекта с российским или даже мировым опытом —  успешный пермский интернет-магазин должен быть выполнен без-упречно с технической точки зрения. Это относится и к написанию сайта, и к его дальнейшей поддержке, и к модернизации в свете текущих тенденций», — подчеркивают в «ЭР-Капитал».
Резюмируя, специалисты сходятся во мнении, что при грамотной организации интернет-магазина, от разработки идеи до реализации проекта и его последующей работы, пермский интернет-магазин имеет все шансы на коммерческий успех.
Поделиться:
Все новости компаний