Газета
 13 июня 2006, 13:20   1308

Скромное обаяние

Реакция на впервые опубликованный рейтинг самых богатых людей Пермского края оказалась не менее интересной, чем сам ТОП миллионеров.
Автор: Кирилл Перов
Реакция на впервые опубликованный рейтинг самых богатых людей Пермского края оказалась не менее интересной, чем сам ТОП миллионеров.

Скромное обаяниеПубликация в пилотном номере газеты «Супермаркет-Review» рейтинга самых богатых людей Перми вызвала очень хороший читательский резонанс. В первый день выхода издания, после того как информация о рейтинге прозвучала в других СМИ, а номера ушли в распространение, моя «аська» начала буквально дымиться от сообщений друзей и коллег. Все спрашивали, где можно взять газету. Второй вопрос касался, собственно, главного материала номера — «Рейтинга богачей». Формулировался он почти всеми одинаково: «Парни из рейтинга уже звонили? Недовольных много?»
Именно такую реакцию ждали и мы, когда готовили свой ТОП богатых. Она была предсказуема, поскольку интересоваться чужими деньгами любят все, а видеть подобную информацию о себе готовы единицы. Мотив скрытности понятен и характерен для жителя любой страны мира, но в России он имеет один специфический нюанс. При составлении рейтингов на Западе главным качеством, необходимым его авторам, является внимательность и умение калькулировать ценные бумаги в деньги. В США и Европе львиная доля богачей, попавших в рейтинг, владеют публичными и открытыми компаниями, и задачей при подсчете становится найти все пакеты акций, ничего не потерять и правильно конвертировать ценные бумаги в доллары-фунты-евро. К российской действительности публичность пока имеет очень опосредованное отношение. Причем кто есть who все прекрасно знают. Не представляя конкретное состояние того или иного рыболовлева-макарова-борисовца, пермяки уверенно назовут самых богатых земляков. Для этого не обязательно знать, чья фигура стоит за тем или иным заводом или торговым центром, а просто надо внимательно посмотреть на состав VIP-трибуны во время матча баскетбольной команды «Урал-Грейт».
Однако, хотя все и всё знают, сами обладатели богатств предпочитают кокетничать, а, увидя себя в ТОПе, делать круглые глаза и убеждать публику в неверности информации. Объяснять это боязнью, что если узнают, то появится опасность потерять «честно заработанное», наивно и смешно. Фигуранты списка самых богатых сами кого хочешь запугают и с кем хочешь договорятся. Мотив, скорее, лежит в области психологии и российской традиции, когда богатым быть не особенно почетно и (с точки зрения общества) не особенно правильно.
Отдельная песня — действующие чиновники. Они на появление в любых рейтингах реагируют крайне болезненно. Причем если ты удивительным образом разбогател, занимая государственную должность, тогда реакцию «слуг государевых» еще понять можно, но если ты пришел из бизнеса, и все об этом знают, то такое поведение выглядит уже странно. Интересно, что и сторонние наблюдатели не далеко ушли от самих богачей. Например, когда в очередном федеральном рейтинге фигурировал губернатор Прикамья Олег Чиркунов, автору этих строк довелось услышать пространный спич одного из представителей пермской элиты, который нисколько не сомневался, что публикация рейтинга направлена на дискредитацию
г-на Чиркунова (любопытно, но сам губернатор своих коммерческих корней никогда и не скрывал). Такое отношение сложно объяснить, учитывая активное в последнее время движение из бизнеса во власть.
Кстати, здесь у России тоже есть свои особенности, объясняющие финансовую скрытность. В той же Америке  губернаторами и президентами становятся не богатые, а известные (предельно огрубляю оба понятия, поскольку очевидно, что любой руководитель в США — человек отнюдь не бедный). Иная и форма финансирования избрания на посты в исполнительной власти. Там — специально сформированные фонды, у нас — тихо собранные деньги, как свои собственные, так и партнеров по бизнесу. Соответственно, вновь можно говорить о несопоставимом уровне публичности политиков и предпринимателей здесь и там.
В прогнозах о перспективах этой ситуации далеко ходить не надо. Банально, но здесь мы вновь констатируем болезнь роста российской экономики и общества. Звоночки, что эта болезнь преодолевается, уже есть. Очевидно, чем больше отечественный бизнес интегрируется в мировой, тем более открытым он становится (последний пример сделка — Мордашов—Arcelor). Есть и факты, говорящие о переменах в психологии самих предпринимателей. В начале мы упоминали о вопросах: много ли олигархов были недовольны своим появлением в рейтинге. Говорим честно — таких практически не было, все, кто звонил, журили, но кокетливо и явно для проформы, им появление в ТОПе богачей явно доставило удовольствие. Хотя нельзя исключать, что самые недовольные звонить и не будут, а просто кого-нибудь пришлют (здесь хочется поставить смайлик).
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний