Газета
 13 июня 2006, 13:20   1319

Скромное обаяние

Реакция на впервые опубликованный рейтинг самых богатых людей Пермского края оказалась не менее интересной, чем сам ТОП миллионеров.
Реакция на впервые опубликованный рейтинг самых богатых людей Пермского края оказалась не менее интересной, чем сам ТОП миллионеров.

Скромное обаяниеПубликация в пилотном номере газеты «Супермаркет-Review» рейтинга самых богатых людей Перми вызвала очень хороший читательский резонанс. В первый день выхода издания, после того как информация о рейтинге прозвучала в других СМИ, а номера ушли в распространение, моя «аська» начала буквально дымиться от сообщений друзей и коллег. Все спрашивали, где можно взять газету. Второй вопрос касался, собственно, главного материала номера — «Рейтинга богачей». Формулировался он почти всеми одинаково: «Парни из рейтинга уже звонили? Недовольных много?»
Именно такую реакцию ждали и мы, когда готовили свой ТОП богатых. Она была предсказуема, поскольку интересоваться чужими деньгами любят все, а видеть подобную информацию о себе готовы единицы. Мотив скрытности понятен и характерен для жителя любой страны мира, но в России он имеет один специфический нюанс. При составлении рейтингов на Западе главным качеством, необходимым его авторам, является внимательность и умение калькулировать ценные бумаги в деньги. В США и Европе львиная доля богачей, попавших в рейтинг, владеют публичными и открытыми компаниями, и задачей при подсчете становится найти все пакеты акций, ничего не потерять и правильно конвертировать ценные бумаги в доллары-фунты-евро. К российской действительности публичность пока имеет очень опосредованное отношение. Причем кто есть who все прекрасно знают. Не представляя конкретное состояние того или иного рыболовлева-макарова-борисовца, пермяки уверенно назовут самых богатых земляков. Для этого не обязательно знать, чья фигура стоит за тем или иным заводом или торговым центром, а просто надо внимательно посмотреть на состав VIP-трибуны во время матча баскетбольной команды «Урал-Грейт».
Однако, хотя все и всё знают, сами обладатели богатств предпочитают кокетничать, а, увидя себя в ТОПе, делать круглые глаза и убеждать публику в неверности информации. Объяснять это боязнью, что если узнают, то появится опасность потерять «честно заработанное», наивно и смешно. Фигуранты списка самых богатых сами кого хочешь запугают и с кем хочешь договорятся. Мотив, скорее, лежит в области психологии и российской традиции, когда богатым быть не особенно почетно и (с точки зрения общества) не особенно правильно.
Отдельная песня — действующие чиновники. Они на появление в любых рейтингах реагируют крайне болезненно. Причем если ты удивительным образом разбогател, занимая государственную должность, тогда реакцию «слуг государевых» еще понять можно, но если ты пришел из бизнеса, и все об этом знают, то такое поведение выглядит уже странно. Интересно, что и сторонние наблюдатели не далеко ушли от самих богачей. Например, когда в очередном федеральном рейтинге фигурировал губернатор Прикамья Олег Чиркунов, автору этих строк довелось услышать пространный спич одного из представителей пермской элиты, который нисколько не сомневался, что публикация рейтинга направлена на дискредитацию
г-на Чиркунова (любопытно, но сам губернатор своих коммерческих корней никогда и не скрывал). Такое отношение сложно объяснить, учитывая активное в последнее время движение из бизнеса во власть.
Кстати, здесь у России тоже есть свои особенности, объясняющие финансовую скрытность. В той же Америке  губернаторами и президентами становятся не богатые, а известные (предельно огрубляю оба понятия, поскольку очевидно, что любой руководитель в США — человек отнюдь не бедный). Иная и форма финансирования избрания на посты в исполнительной власти. Там — специально сформированные фонды, у нас — тихо собранные деньги, как свои собственные, так и партнеров по бизнесу. Соответственно, вновь можно говорить о несопоставимом уровне публичности политиков и предпринимателей здесь и там.
В прогнозах о перспективах этой ситуации далеко ходить не надо. Банально, но здесь мы вновь констатируем болезнь роста российской экономики и общества. Звоночки, что эта болезнь преодолевается, уже есть. Очевидно, чем больше отечественный бизнес интегрируется в мировой, тем более открытым он становится (последний пример сделка — Мордашов—Arcelor). Есть и факты, говорящие о переменах в психологии самих предпринимателей. В начале мы упоминали о вопросах: много ли олигархов были недовольны своим появлением в рейтинге. Говорим честно — таких практически не было, все, кто звонил, журили, но кокетливо и явно для проформы, им появление в ТОПе богачей явно доставило удовольствие. Хотя нельзя исключать, что самые недовольные звонить и не будут, а просто кого-нибудь пришлют (здесь хочется поставить смайлик).
Поделиться:
Все новости компаний