Газета
 13 июня 2006, 13:20   972

В ногу с Путиным

1 июля в Перми начинается основной этап реализации реформы муниципальных финансов. Ее основная задача — выход системы управления общественными финансами на совершенно новый качественный уровень.
Автор: Кирилл Перов
1 июля в Перми начинается основной этап реализации реформы муниципальных финансов. Ее основная задача — выход системы управления общественными финансами на совершенно новый качественный уровень.

В ногу с ПутинымВ июне завершается подготовительный этап реализации реформы муниципальных финансов Перми, характеризующийся принятием базовых нормативных актов. Напомним, в конце 2005 года краевой центр стал одним из восьми победителей конкурса на предоставление субсидий из федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (всего было рассмотрено 17 заявок от муниципалитетов) и с января 2006-го приступил к реализации программы. Как пояснил «bc» научный руководитель «Центра прикладной экономики» (компания выступила разработчиком программы реформирования муниципальных финансов в Перми и ряде других крупных городов России), бывший первый вице-губернатор Пермской области Юрий Белоусов, программа преследует три базовые цели: увеличение прозрачности бюджета, снижение коррупции и неэффективного использования бюджетных средств, а также рост эффективности расходования бюджетных средств. Реализация программы реформирования муниципальных финансов Перми завершится в июле 2007 года.
Примечательно, что реформа общественных финансов впервые проводится на уровне муниципальных образований. Ранее она осуществлялась в российских регионах, в частности, программа успешно была реализована и в Пермской области.
Юрий Белоусов:
Программа реформирования систем управления общественными финансами в России осуществляется около десяти лет. Раньше ее реализация проходила на кредитные деньги Международного банка реконструкции и развития, теперь уже несколько лет средства выделяются из федерального бюджета. Необходимость в реформировании общественных финансов очевидна. Со времен перестройки финансовая система в бизнесе изменилась принципиально. В бюджетной сфере подобного не произошло. В то же время в последние два десятилетия за рубежом проводится очень большая работа по повышению эффективности бюджетных расходов. Министерство финансов осознает это и тоже пытается внедрить практику более эффективного использования бюджетных средств на уровне регионов и муниципалитетов.
Поскольку опыта реализации реформы общественных финансов на уровне муниципалитетов еще не было, город Пермь стал одним из первопроходцев, разработка программы велась практически с чистого листа. Копировать было попросту не с чего. Зато теперь пермские наработки вряд ли останутся незамеченными в других регионах. Тем более, что идеология программы реформирования муниципальных финансов в Перми полностью соответствует положениям бюджетного послания Президента на 2007 год. Послание было обнародовано 30 мая 2006 года, и в нем глава государства поставил цели, дословно совпадающие с теми, что ранее были прописаны в программе реформирования финансов Перми и уже реализуются с начала года. Среди таких задач — ориентирование расходов бюджета на результат, повышение роли среднесрочного бюджетного планирования, расширение самостоятельности распорядителей бюджетных средств, обеспечение прозрачности государственных и муниципальных закупок. Таким образом, дух пермской программы полностью соответствует федеральным веяниям, что подтверждает верность выбранного пути. Первый заместитель председателя Пермской городской думы Игорь Сапко уверен, что программа позволит вывести бюджетный процесс в Перми на совершенно новый качественный уровень.
Игорь Сапко:
Мы декларируем максимальную открытость и прозрачность как в отношениях власти и общества, так и в бюджетном процессе. Те подходы, которые предусматриваются программой, как раз и направлены на обеспечение максимальной прозрачности бюджетного процесса. Убежден, что Пермь один из первых муниципалитетов, где возможно реализовать эти принципы не на бумаге, а фактически.
Отметим, что реформирование муниципальных финансов, переход к ориентированию бюджетных расходов на результат стали одними из ключевых постулатов программы главы администрации Перми Аркадия Каца. На своем первом брифинге в качестве сити-менеджера краевого центра Аркадий Борисович заявил, что «собирается существенно детализировать бюджетный процесс. Сейчас бюджет распределяется по мероприятиям, например ремонт жилых домов, а что происходит на самом деле — какие дома ремонтируются, в какие сроки — неясно, все непрозрачно. Все решается на самом низовом уровне. В итоге проконтролировать этот процесс мы не можем. Если мы выделяем деньги, то должны понимать, что на них будет конкретно сделано».
Программа реформирования муниципальных финансов также подразумевает создание конкурентной среды на рынке бюджетных услуг, переход к стандартизации их качества.
Александр Бесфамильный, заместитель главы администрации Перми:
Уже сегодня есть большая разница между тем, что было на рынке бюджетных услуг, скажем, десять лет назад и тем, что есть сейчас. В некоторых сегментах (взять, например, ЖКХ или благоустройство) уже сложилась конкуренция, но, конечно, остались сферы, где бюджетные услуги исполняются только муниципальными учреждениями и никем больше. В большей степени это касается здравоохранения и народного образования. В первую очередь, как мне кажется, целесообразно создать конкуренцию на рынке дошкольного и дополнительного образования. Но, конечно же, это дело не одного дня.
Игорь Сапко отмечает, что привлечение немуниципальных организаций в бюджетный сектор содействует повышению качества услуг. «Немуниципальные организации могут гораздо более эффективно исполнять услуги. Одно из главных преимуществ их прихода в сферу бюджетных услуг заключается в том, что, в отличие от муниципальных, у них есть возможность достойно поощрять своих сотрудников», — отмечает первый заместитель председателя думы. Согласно программе, в начале 2007 года планируется выработать стандарты качества бюджетных услуг и механизмы оценки фактически предоставляемых услуг в соответствии с этими стандартами.
Другое важное направление программы — переход к среднесрочному планированию, о котором говорят уже не первый год. «Сегодня необходимость введения среднесрочного планирования уже не просто назрела, но и перезрела, — отмечает Юрий Белоусов, — например, муниципалитет начинает строительство школы, а деньги может выделить только на один год. А что через год или два — неясно. В городе может появиться долгострой. Безусловно, необходимо иметь право планировать средства на реализацию инвестиционных проектов на несколько лет вперед, более того — планировать расходы на содержание вновь вводимых объектов в среднесрочной перспективе». Александр Бесфамильный пояснил «bc», что уже при утверждении бюджета на 2007 год необходимо определиться со среднесрочным планированием бюджета на три либо на пять лет.
Большинство мероприятий реформы намечено реализовать во второй половине 2006—первой половине 2007 года. Главным итогом программы станет переход к новому стандарту управления муниципальными финансами и принятие соответствующего ему бюджета на 2008 год.

Справка «bc»
Программа реформирования муниципальных финансов Перми состоит из семи основных блоков: реформа бюджетного процесса и управления расходами, бюджетирование, ориентированное на результат, административная реформа, реформирование муниципального сектора экономики, совершенствование системы инвестиций, создание условий для развития доходной базы, совершенствование долговой политики. Реформа реализуется в два этапа. Первый (1 января 2006 — 1 июля 2006) носит подготовительный характер (подготовка документов, проведение необходимых исследований). Большинство мероприятий по реализации реформы планируется осуществить на втором этапе (1 июля 2006 — 1 июля 2007).
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний