Газета
 29 мая 2006, 13:20   1382

Лесные сказки

Санатории и базы отдыха ищут новых клиентов и новые источники прибыли. Инвесторам эти объекты больше интересны как соседи по бизнесу.
Автор: Кирилл Перов

Санатории и базы отдыха ищут новых клиентов и новые источники прибыли. Инвесторам эти объекты больше интересны как соседи по бизнесу.

Сегодня объем рынка оздоровительных услуг и активного отдыха Пермского края аналитики оценивают в 1 млрд рублей. Несмотря на потенциальную прибыльность рынка загородной недвижимости, количество санаториев на протяжении последних лет сокращается. В ближайшее время эту тенденцию вряд ли что-нибудь изменит. По данным Пермьстат,  за 2005 год количество мест в санаторно-курортных организациях снизилось на 7 %, с 13284 до 12380. С 1990 г. число санаториев-профилакториев сократилось на 35 %, с 78 до 51 в 2004 г.

 
«Соннаторное» царство. Пермский рынок рекреационных учреждений делится на два типа объектов: оздоровительные предприятия (санатории-профилактории) и организации активного отдыха (базы отдыха, горнолыжные комплексы, бывшие горнолыжные школы и т. д.). В настоящее время количество санаториев превалирует над «развлекательными» загородными объектами (в 2004 г. 51 против 17), однако это положение будет меняться.
По оценкам специалистов, конкуренции между санаториями не происходит, так как каждое предприятие занимает свою нишу. «Рынок сегментирован как в территориальном, так и в ценовом плане. Во-первых, постояльцами санаториев в основном является население, проживающее недалеко от них. Во-вторых, санатории ориентируются на «своего» потребителя с определенным доходом», — пояснил заместитель генерального директора санатория-профилактория «Энергетик» Станислав Угрин. На въездной туризм, говорят аналитики, ориентируется только «общесоюзная здравница» Усть-Качка. Остальные предприятия отрасли работают на пермского потребителя с различным доходом: «эконом-класс» с ежедневной ценой номера от 300 до 700 рублей (такие санатории, как СП «Энергетик», «Сосновый Бор», «Гармония»), «элитный» сегмент с суточной платой от 900 до 3000 рублей (СП «Уральская Венеция», «Демидково», «Мотовилиха»).
Немаловажным фактором в работе санаториев остается корпоративный отдых. В общей структуре бизнеса он достигает 50 % (по числу постояльцев), однако, отмечают аналитики, в данный момент доля сокращается. Тем не менее, наиболее «успешными» можно назвать именно те санатории, которым удалось остаться на балансе завода-основателя и продолжить обслуживание сотрудников предприятия. Благополучные заводы-собственники тратят миллионы на свои оздоровительные учреждения. «Реконструкция профилактория потребовала более 60 миллионов рублей, предоставленных акционерным обществом «Сильвинит». Ежегодно 50 % расходов, связанных с деятельностью профилактория, также покрываются заводом. Получается, что существование санатория-профилактория обеспечивается предприятием-собственником», — отмечает директор СП «Сильвинит» Леонид Перминов. Как заявил Building b.c. генеральный директор ОАО «Сильвинит» Петр Кондрашев, «профилакторий убыточен для предприятия и в принципе неизвестны случаи получения заводскими санаториями-профилакториями прибыли».
По словам аналитиков, санатории, пустившиеся в «свободное плавание», неизбежно сталкиваются с трудностями финансирования. «Учреждения, принадлежа крупным промышленным предприятиям, не заботились о привлечении дополнительных отдыхающих, об оптимизации деятельности, поэтому сейчас не могут удержать клиентов-работников завода», — отмечает Станислав Угрин. Сегодня продолжается процесс, когда даже успешные предприятия отказываются от своих рекреационных непрофилей. В настоящее время нужны профильные инвесторы, специализирующиеся на диверсификации либо продвигающие определенные форматы: аквапарки, базы активного отдыха и т. д.», — констатирует директор УК «Император» Вадим Сидоров.
 
В поисках активного инвестора. Аналитики сходятся во мнении, что санаторный бизнес менее привлекателен по сравнению с базами отдыха из-за высоких издержек и большего срока окупаемости. «Инвестор вынужден тратить средства на дорого-стоящее оборудование и капитальный ремонт. Минимальной ценой входа на рынок оздоровительных услуг являются 50 миллионов рублей, причем срок окупаемости проектов составляет не менее 6-7 лет. Намного динамичнее развиваются базы отдыха», — отмечает директор базы отдыха «Ашатли» Сергей Чернов. По результатам исследования, проведенного специалистами Экспертно-аналитического центра «ЭР-Капитал», в настоящее время в пределах Пермской области насчитывается 13 организованных мест для катания на горных лыжах и сноубордах. Также пользуются популярностью 2 курорта за пределами области: «Абзаково» и «Завьялиха». Несмотря на проблемы, которые возникают у предприятий корпоративного сектора, владельцы баз отдыха проявляют интерес к отдельным санаториям. «Санатории имеют преимущество перед базами отдыха, так как могут оказывать услуги в любое время года. Посетители приезжают не на несколько дней, а, минимум, на неделю, — считает Сергей Чернов. — Базы отдыха в этом плане больше зависят от времени года». В результате владельцы баз отдыха стремятся к «компромиссному» решению: вкладывают деньги в строительство недалеко от баз отдыха гостиничных комплексов и коттеджных поселков. Как отмечают специалисты рынка недвижимости, цены на жилые дома вокруг недавно построенных баз за год увеличиваются на 500 %, что позволяет компаниям получать прибыль от непрофильных активов — построенных коттеджей. «Базы отдыха начинают диверсифицировать свой бизнес. В настоящее время индустрия активного отдыха предполагает комплекс услуг «проживание-питание-активный отдых», — отметил господин Чернов. По мнению аналитиков рынка, ближайшими тенденциями станет создание «универсальных» санаторно-рекреационных учреждений, способных оказывать услуги круглогодично.
По оценкам участников рынка, основным фактором, сдерживающим развитие пермского санаторного бизнеса, является отсутствие крупных инвестиций. «В Прикамье нет крупных игроков, в основном рекреационные учреждения представлены малым бизнесом, который не имеет большого оборота, чтобы инвестировать в отрасль. В свою очередь, появление крупного инвестора может привести к строительству больших комплексов. Например, благодаря финансовым вложениям в соседнем Магнитогорске всего за пять лет были построены два крупных рекреационных предприятия», — отмечает Сергей Чернов.
Отсутствие инвестора объясняется непривлекательностью в его глазах рынка загородной недвижимости. «Макрофактором отсутствия инвестиций является невнятная туристическая программа регионального руководства. Микрофактором можно назвать удовлетворенность внутреннего спроса. Предприятия отрасли не могут предоставить больше рекреационных услуг, так как за этим последует снижение цен», — полагает Вадим Сидоров. В Прикамье, считает заместитель генерального директора СП «Энергетик» Станислав Угрин, не так много состоятельных людей, которые могут позволить себе горнолыжный отдых или внутренний туризм, поэтому социальная база активного отдыха узкая.
Аналитики предрекают рост в первую очередь сектора активного отдыха. «В настоящее время базы отдыха, безусловно, развиваются динамичнее, так как не требуют крупных инвестиционных вложений, однако кардинальных изменений на рынке в ближайшие пять  лет ждать не стоит», — считает Вадим Сидоров. Инвесторам прибыльнее будет вкладывать деньги в многофункциональные всепогодные развлекательные предприятия. «Кроме того,  станет еще более популярным строительство загородных коттеджных поселков, предназначенных для отдыха», — полагает господин Сидоров. Санаторный бизнес, по мнению специалистов, в ближайшие пять лет заметного роста не испытает.
Так же можем порекомендовать горящие туры в болгарию по невероятно низким ценам.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний