Газета
 29 мая 2006, 13:20   1630

Пространство и время — 2

Николай Бухвалов: «Мы планируем создать 12 управленческих округов, которые потом могли бы стать полноправными административными единицами Пермского края».
Николай Бухвалов: «Мы планируем создать 12 управленческих округов, которые потом могли бы стать полноправными административными единицами Пермского края».

Пространство и время — 2В предыдущем номере «bc» первый заместитель губернатора Николай Бухвалов изложил свою концепцию, на основе которой, судя по всему, будет формироваться стратегия развития Пермского края на ближайшие годы. В продолжение разговора вице-губернатор подробно рассказал о том, каким будет каркас пространственного развития Прикамья, который призван стимулировать социально-экономический рост региона.
 
Что делают власти Пермского края для оптимизации пространственного развития региона?
— Транспортные коридоры — это, с одной стороны, показатель востребованности региона в рамках кооперации всей страны, а с другой, — мощный стимул для развития экономики региона. Через Прикамье проходит один-единственный транспортный коридор — на Екатеринбург. Можно ждать и надеяться на то, что федеральная власть захочет построить через Пермский край другие транспортные коридоры. Ждать годами, десятилетиями.
Но есть другой путь — строить на нашей территории свои отрезки дорог, которые, во-первых, свяжут нас с соседними регионами, то есть станут межрегиональными, а во-вторых, в будущем могли бы стать участками федеральных транспортных коридоров. Основы такой политики закладывались еще пять лет назад. Например, в свое время было принято решение построить дорогу Пермь — граница Кировской области, которая должна стать частью северного транспортного коридора Санкт-Петербург — Вологда — Киров — Пермь — Екатеринбург — Сибирь.
Это очень важное направление, так как транспортный коридор Москва — Сибирь мы, скорее всего, потеряем после строительства паневропейского автомобильного коридора (он пройдет по южной границе Прикамья). Транспортный коридор Санкт-Петербург — Сибирь всегда будет проходить по нашей территории. Свой участок — до Кировской области — мы построили и теперь будем лоббировать строительство недостающих отрезков.
Другое направление — дорога через Свердловскую область на Ханты-Мансийск Пермь — Полазна — Чусовой — Серов. Свой отрезок мы «запустили» в прошлом году. Благодаря этой дороге мы должны получить приток денег с богатого севера Свердловской области и от нефтяников Ханты-Мансийского округа. Третье направление — дорога Пермь — Кудымкар — Сыктывкар — Архангельск. Кудымкарский тупик превращается в участок нового транспортного коридора федерального значения. Плюс перспективная железная дорога Белое море — Республика Коми — Урал (Белкомур).
Четвертое направление — дорога на Уфу. Наша задача сократить ее протяженность с помощью строительства участка Барда — Куеда и передачи его в федеральную собственность. Эта дорога обеспечит нам выход в Западный Казахстан, на нефтегазовые месторождения Прикаспийской низменности. В этом очень успешно развивающемся регионе есть потребность в оборудовании, которое производится в Пермском крае.
В итоге, если мы построим все эти дороги, получится совершенно другая картина. Ликвидируем тупик на Кудымкар, тупик на Серов, тупик на юг и получаем прямой выход на Санкт-Петербург. Добавляем к этому кольцевую дорогу внутри Пермского края, замкнув ее на участке Коса — Соликамск, и получаем опорный каркас транспортной системы Прикамья. Это ответ на вопрос о четкой концепции развития дорожной инфраструктуры. Проанализировав предыдущие этапы развития Пермского края, мы вкладываем деньги только туда, где регион получит наибольший эффект. Если мы сможем создать выше описанную транспортную систему, то, я уверен, это серьезно оживит экономику Пермского края.
Один пример. В результате реформы электроэнергетики компания «Пермэнерго» была разделена, и часть ее вошла в «Территориальную генерирующую компанию № 9» (ТГК  9). Она объединяет генерирующие мощности Пермского края, Свердловской области и Республики Коми. Центр ТГК № 9 находится в Перми, то есть мы стали для наших соседей управляющим центром в рамках этой энергетической системы. Менеджмент компании летает из Перми в Сыктывкар на самолете с пересадкой в Москве. Построив дорогу через Кудымкар, они смогут добираться до столицы Коми на машине за 6-8 часов, что значительно повысит эффективность управления.
 
По каким направлениям планируется улучшать систему расселения?
— Первое — должна быть создана агломерация города Перми. Задача — превратить краевой центр в полноценную межрегиональную столицу для Удмуртии, Кирова, Республики Коми, севера Свердловской области, Ханты-Мансийского округа. Сейчас это промышленный город. Если же мы пытаемся стать управленческим центром по отношению к нашим соседям, то в Перми должны быть сосредоточены управляющие центры. Мы должны создать красивый, удобный для проживания город.
Развитие агломерации должно решить три вопроса. Первое — сохранить производство, но перенести его на окраины агломерации. Второе — создать и сохранить зоны, которые позволяют нейтрализовать промышленное производство и высокую концентрацию населения (рекреационные зоны). Третье — превратить центр Перми в некий столичный город, преимуществами которого могли бы легко пользоваться все жители агломерации.
Для создания агломерации очень важна кольцевая дорога вокруг Перми. В России городов с кольцевой дорогой очень мало. Нам осталось замкнуть кольцо лишь на южном участке — от Кунгурского тракта до шоссе Космонавтов. В результате мы, во-первых, вынесем за пределы города все транзитные транспортные потоки, во-вторых, обеспечим быстрое перемещение между основными частями пермской агломерации. К кольцевой дороге будут стремиться и выносимые из города предприятия, и зоны отдыха, и комплексные районы для проживания (Ива-1, 2, Кондратово, Фролы).
Далее необходимо построить три радиальные дороги нового типа: до Краснокамска,  до отворота на Добрянку и до Кукуштана. В четыре ряда, с разделительной полосой, чтобы из любой точки агломерации до Перми можно было доезжать за двадцать минут. Краснокамский участок мы закончим в ближайшие два года, кукуштанский и добрянский —  за 3-5 лет.
Второе направление развития агломерации, помимо дорожной инфраструктуры, — это комплексное освоение территории. Наиболее перспективными площадками для комплексной застройки в Перми я считаю Иву-1, 2 (по дороге, соединяющей микрорайоны Садовый и Костарево), Камскую долину и прилегающий к ней микрорайон Акулова, Курью-2 и пару поселков городского типа, претендующих на элитность. Самой проблемной из них является Камская долина, которая попадает в зону катастрофического затопления. Зоны затопления определены на основе расчетов, сделанных 50 лет назад. За это время Камское море стало шире и значительно длиннее, а его глубина уменьшилась за счет скопившейся на дне древесины.
Это значит, что концентрация водных ресурсов снизилась, и высота волны затопления будет гораздо ниже, чем рассчитывалось при проектировании 50 лет назад. Изменились и методы расчетов. Есть реальные шансы, что нам удастся снизить расчетную высоту волны катастрофического затопления на 1-2 метра. Тогда мы сможем приступить к застройке Камской долины без серьезных дополнительных инженерных решений.
В то же время транспортные заторы на центральном мосту не позволяют нам форсировать застройку Камской долины. Поэтому сейчас на основе государственно-частного партнерства мы разрабатываем проект строительства четвертого моста через Каму, который будет платным. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, такого количества мостов через реку, подобную Каме, в России, кажется, нет. Если бюджет профинансирует этот проект на 30-50 %, то он может заинтересовать инвесторов. Сейчас идет его интенсивная проработка, и мы надеемся начать строительство в ближайшие 2-3 года. Этот мост решит главную проблему развития на стратегическом направлении — правобережье. Начнется интенсивное освоение огромной территории Камской долины.
На мой взгляд, еще две проблемы мешают Перми стать полноценным столичным городом. Это грязь и безопасность. Ими не стоит пренебрегать. Одно из существенных последствий такого отношения — отток из Перми состоятельной и наиболее активной части населения. В рыночной экономике именно она является двигателем общего развития. Я согласен, что мы должны в первую очередь думать о тех, кто не может сам обеспечить себе достойную жизнь. Но ради них должны понимать, что без состоятельных людей мы проиграем конкурентную борьбу и не получим значительные ресурсы для развития той же социальной сферы.
 
Какое будущее у остальной территории Пермского края?
— Первый стратегический узел — это Соликамск — Березники. Эта промышленная зона базируется на калийных и магниевых залежах и имеет хорошие перспективы. Хотелось бы, чтобы центры управления этими производствами находились в Перми, а не в Москве или за рубежом.
Следующий узел — это Чусовой — Лысьва. Проблема Чусового в том, что здесь и экономическая ситуация, и экологическая сильно зависят от единственного градообразующего предприятия, Чусовского металлургического завода. В Лысьве — два крупных предприятия, металлургический и турбогенераторный заводы, и ряд средних предприятий, что делает социальную ситуацию в городе более устойчивой.
Мы стремимся активизировать мобильность населения внутри Лысьвенско-Чусовской агломерации, поскольку между Чусовым и Лысьвой расстояние всего 10 километров, и тем самым стабилизировать социальный и экологический факторы в жизни местного населения. В настоящее время инициирована комплексная застройка нового жилого микрорайона Южный в городе Чусовом. Кроме того, учитывая славу чусовской спортивной школы и расположение горнолыжных трасс, есть идея привлечь федеральный ресурс для создания в Чусовом федерального центра зимних видов спорта.
Третий узел — Кунгур. Он удачно расположен на пересечении железнодорожного и автомобильного Транссиба, будущего северного коридора Санкт-Петербург — Сибирь и краевой кольцевой дороги. Но в то же время в Кунгуре нет крупных налогоплательщиков. Самый крупный, совсем недавно созданный «Кнауф-Кунгур», обеспечивает лишь 10 % поступлений в бюджет. Зато серьезный вклад в бюджет вносят мелкий и средний бизнес. Считаем, что Кунгур способен в будущем стать центром переработки сельскохозяйственной продукции и туристической меккой Пермского края.
Близко расположенные друг к другу Чернушка и Куеда могут привлечь к себе определенный ресурс Башкирии. Здесь проходит южная железнодорожная ветка Транссиба, будет евроазиатский автобан, чего нет в Башкирии. Перспектива развития этих двух городов — в развитии логистических центров по доставке товаров в приграничные населенные пункты Башкортостана.
Особую роль мы отводим городу Чайковскому, который окружен Удмуртией, Татарией и Башкирией. Он мог бы стать территорией межрегионального сотрудничества. Также мы пытаемся реализовать проект «Третья столица «Газпрома». Первая — Москва, вторая — Уренгой. В Чайковском находится самая крупная транспортная корпорация газовиков — «Пермтрансгаз». Через Пермский край, напомню, проходят 13 газопроводов из Сибири в Европу, и мы хотели бы сосредоточить все соответствующие сервисные службы на нашей территории.
На западе Пермского края явных точек роста мы пока не видим. Как далекая перспектива рассматривается перенос грузового порта из Перми в Оханск, который может оказаться на пересечении Транссибирской магистрали и водного пути «река — море» при строительстве железнодорожного обхода от Кукуштана на Оханск и в дальнейшем на Белкомур.
Наиболее сложная ситуация с Коми округом, где основным видом деятельности была лесозаготовка. После запрета молевого сплава население округа оказалось не у дел. Других производств там нет. Перед нами стоит огромная проблема, как в процессе объединения субъектов улучшить жизнь на этой территории. Один проект — строительство автодороги Кудымкар — Сыктывкар, другой — железнодорожная магистраль Белкомур до Сыктывкара и Архангельска.
Но наиболее масштабная идея — строительство в районе поселка Гайны промышленного узла, включающего в себя атомную электростанцию и бумажный комбинат. Мы хотели бы реанимировать этот проект, проработанный еще в 80-е годы. Тем более, что сейчас государство ставит задачу повышения удельного веса выработки электроэнергии на атомных станциях с нынешних 14-15 до 25 %. Белкомур, атомная станция и бумажный комбинат дали бы мощный импульс развитию не только Коми округа, но и всего Пермского края.
Последний вопрос пространственной организации — это система управления или административного деления Пермского края. Реализация 131-го Федерального закона о местном самоуправлении предопределила создание дополнительно более 320 новых поселений с собственным бюджетом. То есть власть и деньги приближаются к населению. Раньше решение, где и как строить водопровод, дорогу и так далее, принималось на районном уровне, откуда трудно было разглядеть нужды большинства населенных пунктов. Теперь каждое поселение, состоящее из
5-10 населенных пунктов, имеет свой бюджет и принимает эти решения самостоятельно.
Местные бюджеты формируются за счет земельного налога, подоходного налога, налога на имущество физических лиц. Значит, 360 муниципальных образований первого и второго уровня начинают конкурировать между собой за приток населения. Получаются две замкнутые спирали, направленные в противоположные стороны. Первая: больше население — больше бюджет — больше развитие — больше население. Вторая: меньше население — меньше производство — меньше налогов — меньше направляется на развитие комфортных условий жизни — меньше население. Неизбежна тенденция все большего расслоения поселений. Одни будут развиваться, другие — умирать.
Другая сторона вопроса — невозможность эффективно управлять тремя сотнями поселений из одного центра. Считается, что система управления оптимальна, если один управляющий имеет  под началом до 10 подчиненных элементов. 320 поселений в подчинении 40 районов — это еще нормально. Но эффективное управление затруднительно при взаимодействии региональной власти с 40 руководителями районов.
Между тем в результате объединения двух субъектов у нас появился управленческий округ — Коми округ. Мы планируем растиражировать этот вариант управления, создать 12 управленческих округов, которые потом могли бы стать полноправными административными единицами Пермского края.
Поделиться:
Все новости компаний