Газета
 29 мая 2006, 13:20   1055

Открытая компания

Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» прочно утверждается в звании компании с мировым именем. За уверенным и в то же время непростым развитием международного титанового гиганта пристально следят журналисты не только отечественных, но и зарубежных изданий. На прошлой неделе, 18-19 мая, руководство корпорации предоставило им возможность увидеть производственные мощности предприятия своими глазами.
Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» прочно утверждается в звании компании с мировым именем. За уверенным и в то же время непростым развитием международного титанового гиганта пристально следят журналисты не только отечественных, но и зарубежных изданий. На прошлой неделе, 18-19 мая, руководство корпорации предоставило им возможность увидеть производственные мощности предприятия своими глазами.

Открытая компанияПосле экскурсии по основным цехам обоих филиалов компании, расположенных в городе Березники (Пермский край) и городе Верхняя Салда (Свердловская область), генеральный директор «ВСМПО-АВИСМА» Владислав Тетюхин провел пресс-конференцию. Именно эта, почти двухчасовая беседа стала главной целью визита пресс-делегации.
В рамках пресс-тура корпорацию «ВСМПО-АВИСМА» посетили более тридцати журналистов. Россию представляли крупнейшие отечественные информационные агентства: «Интерфакс», «Прайм-ТАСС», РИА «Новости», РИА РБК, а также «Российская газета», журнал «Эксперт», телеканал Russia Today TV. Зарубежные СМИ были представлены агентствами «Блумберг» (США), ДПА (Германия), «Франс Пресс» (Франция), «Рейтер» (Великобритания), газетами «Ле Монд» (Франция), «Никкей» и «Санкей Симбун» (Япония), «Нойе Цюрихер Цайтунг» (Швейцария), журналом «Метал Бюллетин» (Великобритания). В числе иностранных электронных СМИ были представители телеканалов «Дойче Велле» (Германия) и NHK (Япония).
Как и ожидалось, в первую очередь журналисты подняли вопрос возможного перехода корпорации в государственные руки и поинтересовались, в какой стадии находится этот процесс. «В стадии углубленного проникновения друг в друга, то есть в стадии понимания позиций, — пояснил генеральный директор корпорации. — Мы долгое время административно не взаимодействовали с государством и сейчас пытаемся понять, кто что хочет, у кого какие цели, задачи, какая стратегия и тактика. Причем интересуемся этим не только мы, но и наши заказчики, компании Boeing, Airbus. Они задают представителям государства те же вопросы». Говоря о консолидированном мнении всех, кто участвовал в этих переговорах, Тетюхин отметил, что в целом государство в полной мере осознает, что «ВСМПО-АВИСМА» — по существу международная компания, хотя и имеет российский статус, и находится в России. «Государство полностью отдает себе отчет в том, что у нас очень серьезные обязательства перед зарубежными партнерами, мы несем гигантскую ответственность практически перед всем мировым авиастроением, — продолжил Владислав Валентинович, — поэтому Россия заверила ведущие авиастроительные компании мира, что все обязательства будут нами неукоснительно выполняться». Более того, правительство заверило руководство корпорации, что по отношению к ней будет усилена инвестиционная политика в сравнении с той, которую компания может вести за счет собственных средств.
Тему продолжил Штефан Фосс, представитель «Дойче Пресс Агентур». «Мне, как человеку с Запада, несколько странно, — сказал он, — у Вас успешный бизнес, Вы успешный предприниматель, а тут вдруг государство говорит: у нас есть стратегические причины, давайте мы сейчас будем этим заниматься. Вы готовы отдать большинство акций компании государству?» «Понимаете, в каких-то сферах государство должно присутствовать, поскольку это стратегические отрасли, — ответил Тетюхин. — К примеру, в том же EADS («Европейский аэрокосмический и оборонный концерн») государство владеет 15 %, и никого это не смущает». «Но 15 % —  это меньшинство, — возразил журналист, — а у Вас речь идет, если я не ошибаюсь, о большинстве...» «Действительно, такие желания есть, — подтвердил Владислав Валентинович, — но, знаете, бытует такая поговорка: можно лошадь привести к водопою, но это не значит, что она будет пить. Словом, посмотрим по обстановке».
Представитель японской телекомпании NHK Исикава Итиё сформулировал вопрос по-другому: «Вы лично — за присутствие государства в числе акционеров корпорации?» «Я за то, чтобы оно присутствовало, — твердо ответил Тетюхин. — Это нужно, собственно говоря, для того, чтобы каждый производитель знал свой маневр, стратегию развития на ближайшие 15-30 лет, чтобы он не мог уничтожать или менять то, что потом пригодится для развития отрасли». В качестве примера генеральный директор «ВСМПО-АВИСМА» привел следующую ситуацию. «В мире существуют всего три мощных пресса, — пояснил он, — один из которых, усилием 75 тысяч тонн, находится на ВСМПО, второй — в Куйбышеве, еще один — во Франции. В России таких прессов было сделано два, на случай подстраховки, если с одним что-нибудь случится. Сейчас получилось так, что второй пресс уже не принадлежит России: господин Дерипаска продал его ALCOA. Как вы считаете, в Японии могло такое случиться? Думаю, нет».
Кроме того, поддержка государства, по словам Тетюхина, необходима и в других направлениях. К примеру, при долгосрочном кредитовании или разработке крупных месторождений сырья в России. Дело в том, что корпорация не имеет собственной сырьевой базы. До 90 % сырья, необходимого для производства титановой губки, корпорация закупает на Украине. Разработка месторождений в России еще больше укрепит вертикаль интеграции компании. «На это может потребоваться от 40 до 100 миллионов долларов, — сообщил Владислав Валентинович, — а отдача наступит через много лет. Именно поэтому нам необходима поддержка государства в длительных проектах».
Возвращаясь к теме обязательств перед зарубежными партнерами, Владислав Валентинович отметил, что, хотя государство пообещало неукоснительно выполнять их, у него все-таки имелось одно небольшое опасение: а не отдает ли корпорация весь металл за рубеж, хватит ли его отечественным авиастроителям, которые сейчас будут развивать свои проекты. «Мы заявили абсолютно четко, ясно и откровенно, — продолжил он, — металла хватит всем. Более того, для отечественной авиационной промышленности зарезервировано определенное количество металла на тот случай, если ей вдруг потребуется больше, чем прогнозировалось». Кроме того, г-н Тетюхин подчеркнул, что правительство прекрасно понимает меру ответственности за срыв поставок Boeing или Airbus. «Это же мощный международный скандал, — пояснил он. — Кроме того, завод на 75 % живет экспортом. Уберите его, и что будет? Миллионы, вложенные в инвестиции, летят к черту, люди остаются без работы, предприятие, получившее мировую известность, превращается в ничто. Кто позволит это сделать?» В России нет самоубийц, подытожил глава компании, разваливать единственную в мире вертикально интегрированную титановую корпорацию в планы российского государства не входит. «Зачем тогда перемены? Пусть все остается, как сейчас…», — резонно поинтересовались журналисты. «Видите ли, жизнь скоротечна, а государство вечно», — глубокомысленно ответил Тетюхин.
«Год назад Вы анонсировали планы своего выхода на международный рынок капитала путем первичного размещения акций, — перешел к другой теме журналист английского журнала «Метал Бюллетин». — В каком состоянии сейчас этот проект, и не отложен ли он в связи со сложившейся ситуацией?» «Наши планы по выходу на IPO остались прежними, — заверил Владислав Валентинович. — Думаю, это будет в следующем году, после того, как завершатся все судебные процессы с Вексельбергом. Этот вопрос обсуждался и с нашими новыми акционерами. Выход на IPO они поддерживают на 100 %. По всей видимости, это будут площадки России, Нью-Йорка, Лондона».
В апреле «ВСМПО-АВИСМА» и компания Boeing подписали меморандум о создании совместного предприятия, которое будет базироваться в Верхней Салде и специализироваться на обработке титановых штамповок. Американская авиастроительная компания впервые создает СП, поэтому журналисты не могли оставить это без внимания. «Несмотря на то, что сам контракт будет подписан в течение месяца, мы уже начали строить «дом», а они — заказывать станки, — сообщил г-н Тетюхин. — Мы хотим вырваться за рамки металлургического предприятия и обрести металлурго-машиностроительный профиль. Boeing — ас в части машиностроения, он имеет огромный опыт в создании критических деталей для самолетов. В лице Boeing мы получаем отличного учителя по изготовлению деталей, конечных для самолетов. Научившись на машинах Boeing, мы уже через 2-4 года сможем самостоятельно делать мощные детали, причем не только для Boeing, но и для себя. Такое разрешение мы уже получили». Основное преимущество Boeing в создании СП заключается в том, отметил Тетюхин, что ВСМПО будет производить эти детали по цене на 10-15 % дешевле той, что существует на рынке сегодня. А наш интерес, продолжил Владислав Валентинович, в том, что корпорация сможет вторично использовать получаемую в этом процессе стружку, тем самым экономя на закупках сырья. К слову, в прошлом году «ВСМПО-АВИСМА» поставила Boeing 30-40 % от общего объема его заказов на титановые изделия. А уже с 2008 года в соответствии с подписанным в ноябре 2004 года соглашением доля корпорации увеличится до 70 %.
В заключение пресс-конференции журналисты попросили подытожить планы долгосрочного развития корпорации «ВСМПО-АВИСМА» по ключевым показателям. «2010 год — это 44 тысячи тонн губки на «АВИСМЕ» и 35,5 тысячи тонн готовой продукции на ВСМПО», — сообщил Тетюхин.
Promotion
Поделиться:
Все новости компаний