Газета
 22 мая 2006, 13:20   2394

Дилеры, потребители, конкуренция

Автомобильный рынок региона дает ежегодный прирост в два раза. В отдельных салонах до 80 % машин продается в кредит.
Автомобильный рынок региона дает ежегодный прирост в два раза. В отдельных салонах до 80 % машин продается в кредит.

Дилеры, потребители, конкуренцияАвтомобильный рынок региона развивается бурными темпами. Ежегодный прирост, по оценкам некоторых экспертов, составляет около 100 %. В последние два года специалисты рынка отмечают увеличение объемов продаж как отечественных, так и зарубежных автомобилей. При этом прирост в секторе «иномарок» значительно превышает прирост отечественных автомобилей, и это является показателем того, что российские производители автомобилей при увеличении сбыта теряют свою долю рынка.
 
Состояние и развитие. Требования населения Перми и региона к автомобилям в последние три года по наблюдениям специалистов постоянно растут. Как сообщил «bc» директор автосалона ЗАО «Телта МБ» Константин Чудинов, в 2005-2006 годах одной из самых востребованных моделей стал внедорожник ML-класса стоимостью от 61 тыс. евро. Повышенный спрос на дорогостоящие модели Константин Чудинов объясняет ростом благосостояния населения: «Меrcedes — дорогая машина, и длительное время мало кто в регионе мог позволить себе купить ее. Однако в 2005 году начался всплеск продаж этой марки по всей России. Тенденция отразилась и на пермском рынке, и в 2005 году мы продали 90 Меrcedes. Благосостояние жителей региона растет с каждым годом. Кроме того, почти все дилеры используют кредитные системы, что делает автомобили более доступными».
Коммерческий директор ООО «Экскурс-Автомобили» (официальный дилер марки Volkswagen в Пермском крае) Максим Дуленцов отмечает растущую популярность европейских производителей (ВМW, Меrcedes, Volvo, Volkswagen): «В Перми за последние три года происходит смена приоритетов при покупке автомобиля. Ранее самыми распространенными были недорогие новые иномарки (как правило, японских производителей) и подержанные авто из Европы. С ростом благосостояния и развитием альтернативных схем покупки (кредит, лизинг, trade-in) Пермь потянулась за Европой и Москвой. В результате начали расти продажи не только азиатских, но и европейских марок».
Однако средний прирост продаж марок восточных производителей, по данным журнала «Эксперт Урал», превышает аналогичный показатель европейских автомобилей почти вдвое. Если в 2005 году в сравнении с 2004 продажи Ford по Уралу выросли приблизительно на 229 %, то Huyndai по этим показателям достиг прироста в 326 % (см. таблицу).
Большая часть экспертов считает, что рынок региона в настоящее время находится на подъеме и будет продолжать расти дальше, причем существенного снижения прироста в ближайшие пять лет не предвидится.
Алексей Разорвин, директор по маркетингу автоцентра «Машинный двор»:
Насыщение как российскому, так и пермскому рынку не грозит. Можно провести аналогию с США. Если там на 1000 человек приходится около 900 автомобилей, то в Перми этот показатель всего 160. По различным прогнозам, к 2010 году в Москве на 1000 человек будет 300 автомобилей. С каждым годом все больше жителей Перми и края могут позволить себе купить и содержать машину, и в ближайшем будущем количество таких должно вырасти.
По мнению Алексея Разорвина, притом что пермский рынок в ближайшие годы вряд ли стабилизируется, он более развит, чем рынки других регионов Росси. В качестве преимуществ специалист называет большое количество обособленных автосалонов, высокую квалификацию персонала, уровень рекламных расходов дилеров, который, по словам Алексея Разорвина, намного выше, чем в других регионах.
Старший менеджер по продажам автосалона «Форвард Гарант» (дилер «Лады» и «Мазды») Андрей Полянин уверен, что рынок Перми в сравнении с другими регионами можно считать одним из самых упорядоченных: «Сейчас рынок стал более цивилизованным, чем шесть и даже три года назад. Появилось много хороших салонов, дилеры перешли на розничную торговлю. Если сравнивать, например, с Омском, то можно сказать, что по развитию отрасли Пермь впереди, минимум, на шесть лет».
Однако директор ООО «Автопрестиж» (представитель Skoda) Александр Необердин в разговоре с «bc» высказался о местном рынке крайне негативно: «На самом деле, то, что принято у нас называть автомобильным рынком, является простым базаром. Автосервисов должного уровня объективно просто нет, не созданы условия для появления достойных игроков. Кроме того, потребитель неразборчив в своих покупках и зачастую берет то, что есть, несмотря на завышенные цены (автомобили некоторых марок намного дешевле в Москве), он приобретает не автомобиль, а «иномарку». В целом, рынок пока еще не сформирован».
 
Факторы и перспективы. По мнению Александра Необердина, одним из факторов дальнейшего развития автомобильного рынка Перми и региона должна стать стратегия производителей. Многие зарубежные компании заключают соглашения с двумя или более дилерами в регионе, в результате чего между последними разгорается конкуренция. В конечном счете, считает эксперт, выживут только лучшие автосалоны, способные не только продать товар, но и предоставить качественные дополнительные услуги.
Один из собеседников «bc» заявил, что рынку Перми необходимо развиваться в качественном отношении: «Автомобилей с каждым годом продается все больше и больше, и сервисные центры просто не справляются с объемом работ. Кроме того, машины становятся все сложнее, оснащаются все большим количеством электроники, и для качественного обслуживания салону необходимо иметь грамотных специалистов, которые должны регулярно проходить профессиональную переаттестацию. Сейчас в Перми такого практически нет, но с дальнейшим развитием рынка возможно появление серьезных игроков, которые будут уделять большое внимание сервисному обслуживанию. В перспективе можно ожидать конкуренции не столько брендов, сколько салонов».
Максим Дуленцов:
 Для создания и поддержания привязанности к компании все больше внимания уделяется индивидуальному подходу к каждому клиенту. Это особенно важно при продаже европейских марок.
На фоне роста отрасли в апреле 2006 года рынок покинул один из игроков: дилер компании Citroen, ООО «Пермфрансавто» закрыло салон автомобилей. Директор компании Дмитрий Лиляков объяснил этот беспрецедентный, с точки зрения многих экспертов, факт следствием неграмотной политики импортеров: «Во всем мире марка Citroen пользуется большой популярностью — в 2005 году было продано 1,5 миллиона автомобилей этой компании (для сравнения: популярная в нашем регионе компания Mitsubisi продала 1,2 млн машин). Главная причина закрытия салона в Перми —  откровенно бестолковая система поставок машин на рынок. Представительство Citroen в Москве не может полностью контролировать продвижение автомобилей, за поставку которых ответственны импортеры. Действия последних четко не согласованы, в результате чего дилеры оказываются в невыгодном положении».
Как сообщил Дмитрий Лиляков, для того чтобы автосалон Citroen окупался, необходимо было продавать 20 машин в месяц. Для этого на складе должно было находиться, минимум, 30 автомобилей общей стоимостью около 500 тыс. долларов. Кредит на такую сумму приходилось брать в банке, так как поставщики не предоставляли машины под банковскую гарантию. С учетом рекламных и транспортных расходов автосалон практически не окупался. «У Citroen нет такого локомотива продаж, как, например, Ford Focus, поэтому срок окупаемости салона составляет, минимум, 10 лет, и это при условии, что дилер будет зарабатывать, минимум, 6 % от стоимости автомобилей», — считает эксперт.
По мнению господина Лилякова, в скором времени в Перми может появиться новый дилер Citroen. Специалист считает, что им должна стать мощная компания с большим оборотным капиталом, для которой длительный срок окупаемости не станет проблемой.
 
Русские не сдаются. В послед-ние два года эксперты отмечают тенденцию прихода дилеров российских производителей в регион. Салоны, продающие отечественные автомобили, уже появились в Березниках и Чайковском. Главная причина миграции также заключается в растущем уровне платежеспособности жителей края. Как считает Алексей Разорвин, на приход  дилеров в регион влияет и развитие отрасли в целом, и как следствие появление жесткой конкуренции на рынке. Особенно сильную конкуренцию составляют зарубежные модели низших ценовых категорий, такие как Renault Logan (стоимость которой превышает цену «Лады» десятой модели всего лишь на 10 тыс. рублей). В результате этого специалисты единодушно отмечают падение доли рынка российских автомобилей в Перми, а дилеры, продающие отечественные автомобили, осваивают новый сектор, уходя в города края. По словам Андрея Полянина, недорогие иномарки уже отняли у российских автомобилей около 15 % рынка. По данным автоцентра «Машинный двор», в 2005 году в Перми 46 % продаж пришлось на отечественные автомобили, тогда как еще в 2003 году — более 50 %. 
Большую роль в перераспределении долей рынка сыграло развитие кредитной системы, которая, по мнению аналитиков рынка, в значительной мере способство-вала увеличению продаж дорогих автомобилей.
Максим Дуленцов:
В последнее время все более перспективными становятся фирменные кредитные программы самих автодилеров, позволяющие покупать клиентам более дорогие и престижные автомобили. Клиент получает более низкую процентную ставку, чем при заключении договора напрямую с банком.  
По словам Алексея Разорвина, кредитная система стала одной из причин падения доли рынка российских производителей. В настоящее время в Перми около 30 % автомобилей покупается в кредит, а представители ООО «Экскурс-Автомобили» заявляют, что в их компании этот показатель достигает 80 %. 
В настоящий момент на отечественные модели наблюдается сезонный бум, и, как сообщил Андрей Полянин, уровень продаж, начиная с апреля, вырос на 20 %. По словам специалиста, такого резкого скачка продаж еще не было. Но, несмотря на прирост в продажах, доля рынка отечественных автомобилей в сравнении с зарубежными все-таки снижается. По данным специализированного журнала «Авторевю», в 2005 году продажи отечественных машин выросли по России на 3,7 %, а иностранных — на 50 %, при этом увеличилась средняя цена приобретаемого автомобиля. По оценке компании Price Waterhouse Coopers, за три последних года стоимость покупаемого в России автомобиля увеличилась с 7600 долларов до 12000 долларов.
Несмотря на снижение доли рынка отечественных автомобилей, эксперты считают, что говорить об угасании российского автопрома нельзя. Практически все игроки сходятся во мнении, что определенный сегмент за «десятками», «Нивами» и «Калинами» все-таки останется. «Многие автолюбители покупают российские машины по привычке», — подчеркивает Алексей Разорвин.
 
«Бентли» не будет. Несмотря на то что дилеры «Автоваза» осваивают территории региона, завоевывая таким образом новую сферу рынка, представители иностранных производителей заявляют о том, что не собираются по-следовать примеру продавцов русских машин.
«Это нецелесообразно, — считает Константин Чудинов, — нам будет просто невыгодно открывать салон в городах региона. Во-первых, в крае просто не найдется достаточное для поддержания жизни салона число потребителей, которые могут позволить себе дорогой автомобиль. Во-вторых, все владельцы «Мерседесов» в области, как правило, сами приезжают к нам».
В качестве одной из отличительных особенностей пермского рынка специалисты называют широкий интерес жителей к внедорожникам, объясняя это неудовлетворительным состоянием дорог в регионе.
Несмотря на то что в оценке состояния рынка Перми и региона мнения специалистов расходятся, очевидна тенденция к дальнейшему росту и развитию отрасли. С увеличением количества потребителей, способных позволить себе элитные модели, растет число автомобилистов, находящихся только в начальной стадии развития. Последние, по мнению специалистов, являются наиболее перспективными потребителями, так как по мере роста благосостояния и накопления материальных ценностей они пересаживаются с более дешевых автомобилей (тех же «десяток») на более дорогие, обеспечивая, таким образом, рост продаж как в дорогом секторе, так и в среднем. В результате некоторые специалисты утверждают, что в будущем возможен приход в Пермь крупного дилера, продающего «люксовые» марки, такие как «Роллс-Ройс». Однако, по мнению Александра Необердина, появления в регионе продавцов Bentley в ближайшие годы ожидать не стоит.
Поделиться:
Все новости компаний