Газета
 10 мая 2006, 13:20   1474

Полис на здоровье

Пермский рынок ДМС демонстрирует положительную динамику, чтобы расти дальше, ему предстоит охватить розницу.
Автор: Кирилл Перов
Пермский рынок ДМС демонстрирует положительную динамику, чтобы расти дальше, ему предстоит охватить розницу.

Полис на здоровьеДобровольное медицинское страхование (ДМС) уже в течение нескольких последних лет называется аналитиками одним из наиболее динамично развивающихся сегментов страхового рынка. Ежегодно прирост страховых премий в этом виде страхования официальная статистика оценивает не менее чем в 25 % (данные Всероссийского союза страховщиков). Примерно такой же прирост, по мнению игроков рынка, должны показать и официальные данные за 2005 год. Опираясь на оптимистические прогнозы, некоторые страховщики рассчитывают, что уже к 2007 году число застрахованных по ДМС выйдет на уровень  40-45 %».
Эксперты темпы роста рынка ДМС объясняют повышением экспортных цен на нефть и как следствие увеличением благосостояния корпоративного сектора, плюс к тому повышением доходов населения и т. п. То, что перспективы рынка остаются вполне благоприятными, показывают и замеры социологов относительно потребительского поведения. По результатам опроса Фонда общественного мнения, сделанного по заказу «Росгосстраха», наибольшее количество респондентов из всех опасностей на первое место поставили тревогу по поводу дороговизны медицинского обслуживания и тяготы, связанные с потерей здоровья (16 %). Cогласно статистике  «Росгосстраха» в 2005 году ДМС оказалось в лидерах корпоративного страхования. По данным опроса, ДМС за счет предприятия (корпоративные программы) пользуются примерно 11 % всех опрошенных.
Общероссийская практика указывает на то, что пока рынок ДМС ориентирован по большей части на корпоративный сектор, розничные продажи в этом виде страхования задействованы слабо. И, как отмечают пермские страховщики, региональному рынку эти качества свойственны в еще большей степени.
 
Региональный расклад. Лидерами пермского рынка ДМС опрошенные «bc» страховщики называют среди региональных компаний «Урал-АИЛ», «Медпрана Люкс» (аффилированная «Капиталу») и «Медиполис». Из филиалов иногородних компаний в региональный топ-список входят «СОГАЗ», «Росгосстрах», «ГУТА-Страхование», «УралСиб».
В целом, отмечают в пермском филиале компании «Росгосстрах», местный рынок ДМС является конкурентным. «На территории Пермского края лицензии на право заключать договоры по ДМС имеют свыше 100  компаний, из них серьезную клиентуру по данному виду страхования имеют порядка 50-ти», — говорит главный специалист отдела добровольного медицинского страхования Пермского филиала «Росгосстраха» Оксана Хворова.
Как отмечают опрошенные «bc» представители страховых компаний, рынок ДМС в Прикамье развивается поступательно и в целом является достаточно перспективным. Об этом говорит динамика сбора страховых премий как у федеральных, так и у региональных страховых компаний. По данным, предоставленным пермским филиалом страховой группы «СОГАЗ», сумма страховых премий здесь ежегодно растет на 20-25 %.
Не менее динамичное развитие направления ДМС демонстрирует и региональная страховая компания «Урал-АИЛ-Мед». По словам первого заместителя директора компании Юрия Уткина, сумма собранных «Урал-АИЛ-Мед» страховых премий в  2005 году составила 16 млн рублей, что в 2,5 раза выше уровня, достигнутого в 2004 году (5,5 млн рублей). При этом за I квартал 2006 года компания уже собрала 8 млн рублей.  «Темпы роста очень приличные», —  отмечает г-н Уткин.
О росте интереса к программам корпоративного ДМС говорят и сами представители  крупных предприятий Прикамья. По словам помощника заместителя генерального директора по персоналу ОАО «Сильвинит» Андрея Ябурова, затраты компании по финансированию программ ДМС увеличились с 24 млн рублей в 2001 году до 29 млн в 2006.
Андрей Ябуров:
Если посчитать, сколько из этой суммы придется на одного сотрудника в год, то получится всего 1,5-2 тысячи рублей. Мы понимаем, что на эти деньги обеспечить качественное медицинское обслуживание нельзя. Именно поэтому на нашем предприятии существует положение о медицинских услугах по ДМС. Согласно ему каждый работник «Сильвинита»  раз в три года может воспользоваться медицинскими услугами на сумму 14,3 тысячи рублей.
 Положительная динамика во многом объясняется изменением отношения корпоративных клиентов к этому виду страхования, отмечают   специалисты из пермского филиала РГС.
Оксана Хворова:
На сегодняшний день подавляющую часть клиентов страховых компаний по ДМС составляют юридические лица. Руководители предприятий стали проявлять серьезную заботу о здоровье своих подчиненных. Работодатели рассматривают полис ДМС как дополнение к социальному пакету и как способ поощрения высокопрофессиональных специалистов.   
По словам Юрия Уткина, главной причиной роста популярности ДМС среди корпоративных клиентов является заметное повышение уровня благосостояния населения региона.
Юрий Уткин:
Пермь по такому показателю, как средняя зарплата, в числе прогрессивных территорий России. Там, где ситуация прямо противоположная, сегмент ДМС еле теплится. Взять для сравнения бывшие Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ: если в первой средняя зарплата находилась на уровне 7 тысяч рублей в месяц, то во втором не дотягивала и до 3. А это индикатор того, что предприятия КПАО имеют куда меньше ресурсов, чтобы их направить еще и на ДМС.
Директор пермского филиала «ГУТА-Страхование» Наталья Куропова к факторам роста спроса на программы ДМС в корпоративном секторе относит также и повышение страховой культуры в среде менеджмента предприятий. По словам г-жи Куроповой, еще два год назад многие из руководителей крупных организаций имели слабое представление о том, что собой представляет страхование. «С введением обязательных видов страхования, автогражданки, обязательного страхования предмета залога уже многие специалисты на предприятиях стали разбираться и в терминологии страхования, и в механизме работы страховщиков». 
 
Рост середняков. Однако, помимо общего увеличения ежегодной суммы страховых сборов по ДМС,  в этом сегменте наметились и структурные изменения. «Появление в портфеле страховщиков договоров, заключаемых с предприятиями среднего и малого бизнеса, а не только с крупными промышленными компаниями, сегодня является потенциальным источником роста для всего сегмента корпоративного ДМС», — отмечает Ирина Попова.
Ирина Попова, заместитель директора пермского филиала «СОГАЗ» по личному страхованию:
Если ранее среди клиентов по ДМС по корпоративным программам в основном были  только предприятия с численностью персонала по нескольку тысяч человек, то последние два-три года все чаще нашими клиентами становятся организации, где работают от 10 до 200 человек. 
Однако все страховщики в один голос говорят, что темпы роста сегмента ДМС могли бы быть и выше в случае, если бы государство увеличило лимиты по льготному налогообложению для предприятий, страхующих свои работников. «Согласно существующему законодательству только 3 % от фонда оплаты труда предприятия могут быть отнесены на ДМС и включены в себестоимость продукции, все, что выше, облагается налогом. Страховщики ждут, что эти ограничения могут быть пересмотрены, и тогда спрос на ДМС в корпоративном сегменте может начать расти еще более заметными темпами», — отмечает Ирина Попова.
Одновременно, по словам Юрия Уткина, большие надежды страховые компании, занимающиеся ДМС, возлагают на рассматриваемые в Госдуме поправки в Налоговый кодекс, касающиеся сегмента розничного ДМС. «В этом году льготное налогообложение по ДМС может быть в полной мере распространено на физических лиц. Предполагается, что сумма страховой премии, оплаченная физлицом, по истечении налогового периода будет ему возвращена».
Пока же процент договоров с физлицами по ДМС занимает не более 5-ти процентов от общего числа», — говорит Ирина Попова, ссылаясь на опыт собственной компании.
Ирина Попова:
То, что физические лица не спешат заключать договоры по ДМС за свой счет, общеизвестный факт. Но тут надо еще и учитывать такой момент, что и сами страховщики не торопятся заниматься розницей. Коллективные программы для страховщика интереснее по вполне объективным причинам: те, кто страхуется по собственной инициативе, нередко стремятся минимизировать свои расходы на медицинские услуги, особенно если они имеют хронические заболевания. Если сформировать портфель, набрав таких клиентов, недолго остаться в убытке. И это на фоне того, что по корпоративным программам страхуется весь персонал, где много и тех, кто не имеет серьезных проблем со здоровьем. Соответственно, и портфель в этом случае получается достаточно сбалансированным.
Соглашаются с этими доводами и другие собеседники «bc». Как отмечает Оксана Хворова, проблема, о которой говорит ее коллега, действительно, существует: «Средняя стоимость полиса для юридического лица по комплексным программам ДМС с учетом существующих для страховщика рисков составляет 4,5-5 тысяч рублей в год на одного работника, в то время как для физического лица стоимость такого рода услуг составит порядка 10-15 тысяч рублей». Поэтому, как отмечают страховщики, в вопросе развития розничного ДМС пока остается уповать на налоговые льготы и постепенное увеличение страховой культуры населения параллельно с ростом его заработков. Хотя, по словам Юрия Уточкина, столичный рынок добровольного медицинского страхования движется в направлении ДМС для физических лиц куда более стремительными темпами.
О том, что это вполне возможно и в Перми, говорит  Наталья Куропова. По ее словам, по мере того, как доходы граждан будут расти, все большим спросом будут пользоваться и программы ДМС за свой счет. «Надо учитывать, что в рамках ДМС страховая компания выполняет весьма важную роль эксперта. Если человек решит просто записаться на прием к врачу в платную больницу, то совсем не факт, что он получит помощь у специалиста, чей профессионализм находится на высоком уровне. Для того и существует врач-эксперт в страховой компании, который владеет всей информацией о медицине города и может порекомендовать лучших специалистов. Поэтому те, кто страхуются по ДМС за свой счет, как правило, уже не могут впоследствии отказаться от этой услуги», — говорит Наталья Куропова. 
 
Позитивный настрой. Однако даже тот факт, что сегодня пермские страховщики  пока имеют в своем активе в основном только корпоративных клиентов по ДМС, оценивается ими как достаточно неплохой результат. По словам Юрия Уткина, заниматься ДМС имеет смысл по целому ряду причин:
Из всех видов страхования, которыми занимаются страховые компании, ДМС не самое убыточное и не самое хлопотное. Сумма страховых выплат по ДМС отчасти сбалансирована суммой страховых премий. Однако если взять то же ОСАГО, то здесь страховой взнос значительно ниже, чем страховая выплата по страховому случаю, Поэтому если судить по лидерам страхового рынка России и региона, то можно отметить, что ДМС в их портфеле занимает достойное место.
В то же время, по словам Ирины Поповой, средний уровень выплат по ДМС составляет примерно 70 %, что не позволяет говорить о ДМС как о виде страхования, ориентированном на получение прибыли. «Главный движущий мотив для страховщиков при заключении таких договоров — желание удовлетворить потребности предприятия-партнера, заключившего договоры по другим видам страхования», — отмечает г-жа Попова. Соглашается с этим и Оксана Хворова из «Росгосстраха», по ее словам, ДМС для крупных страховых компаний является в первую очередь сервисным видом услуг, который служит бонусом к иным видам корпоративного страхования.
В целом как более или менее благоприятную оценивают пермские страховщики ситуацию на рынке медицинских услуг, от которого сегмент добровольного медицинского страхования зависит напрямую. Как отмечают собеседники «bc», медики не диктуют им свои условия, как это имеет место быть на столичном рынке. «Сказать, что пермские страховщики вынуждены мириться с диктатом медиков, что выбирать не из чего и приходится идти на все условия наших партнеров в медицинской отрасли, нельзя», — считает Юрий Уткин. «Но, — добавляет он, — пока лечебно-профилактические учреждения Перми слабо выполняют свою функцию по продвижению услуг на рынке. На сегодняшний день доля ДМС в общем объеме оплаченных медицинских услуг пермских лечебно-профилактических учреждений занимает не более 10-15 %. Думаю, при таком раскладе оснований для того, чтобы не идти навстречу страховщикам и отказываться от их клиентов, у медиков не много.
Опять же, как отмечают страховщики, не ощущается на пермском медицинском рынке и дефицита лечебных учреждений, способных оказать платные услуги на приемлемом уровне. Причем это относится, по оценкам опрошенных «bc» экспертов от  страхового дела, и к частным медицинским центрам, и к областным, и муниципальным больницам. Так что особенных препятствий со стороны медицины, которые бы сдерживали рост рынка ДМС, пермские страховщики на сегодняшний день  не ощущают», — отмечает Юрий Уткин.

Комментарий
Прокомментировать мероприятия, направленные на поддержание здоровья сотрудников предприятия, мы попросили Геннадия Шилова, генерального директора ОАО «Минеральные удобрения».
Для чего вашему предприятию необходимо добровольное медицинское страхование, в чем выгода от внедрения такой программы в вашей компании?
— В ОАО «Минеральные удобрения» разработано положение о корпоративном добровольном медицинском страховании (ДМС) в соответствии с законодательством России и коллективным договором. Эффект от этого ощущает как предприятие, так и сотрудники. Ведь охрана здоровья работников ОАО «Минеральные удобрения», снижение их временной нетрудоспособности, повышение социальной защищенности в конечном итоге направлены на  обеспечение более производительного и качественного труда.
Согласно корпоративному договору ДМС, оказывается дополнительная помощь сверх государственных стандартов, и не предусмотренная договором по цеховому принципу. Объем медицинских программ определяется, исходя из средств, выделенных предприятием на текущий год, и включает в себя программу амбулаторно-поликлинической помощи. Первые отзывы заводчан о введении добровольного медицинского страхования положительные, а это значит, что интересы работодателя и работников совпадают.
 
С какого момента на вашем предприятии начата реализация положения о корпоративном добровольном медицинском страховании?
— Работа по добровольному медицинскому страхованию была начата в прошлом году, нынче мы лишь систематизировали ее, утвердив положение. Оно общедоступно, каждый может ознакомиться с ним, обратившись к председателю цехкома. Правом на получение медицинской помощи по добровольному страхованию могут воспользоваться работники завода, отработавшие на производстве не менее 5 лет, а также освобожденные работники профкома. Преимущественным правом пользуются работники завода, состоящие на диспансерном учете, занятые на вредном производстве, имеющие трудовой стаж более 10 лет. Конечно, в жизни бывает всякое, и в экстренных случаях по медицинским показаниям возможность воспользоваться услугами добровольного медицинского страхования получит и сотрудник с заводским стажем менее пяти лет. Каждая конкретная ситуация будет рассмотрена отдельно. 
 
По какому принципу отбирается партнер по ДМС?
— Выбор партнера по ДМС осуществляется, исходя из его финансовой надежности и наличия безупречной репутации. На данный момент мы работаем с Национальной страховой группой. В рамках заключенного с компанией договора наши работники по системе ДМС могут получить консультацию и лечиться у ведущих врачей различных специальностей, пройти диагностическое обследование, физиотерапевтическое лечение, к их услугам все виды экстренных и плановых операций в полном поликлиническом объеме. Также по этой программе сотрудники «Минеральных удобрений» могут пройти полноценное стоматологическое лечение.
 
Удовлетворяют ли Вас программы ДМС, предлагаемые на пермском рынке, как в плане качества работы страховых компаний, так и медицинских учреждений?
— Качество программ по ДМС, существующих в Перми, на данном этапе нас удовлетворяет. Количество предлагаемых медицинских учреждений и объем медицинских услуг, предоставляемых страховой компанией, постоянно увеличиваются. Страховая компания регулярно уведомляет руководство предприятия об изменении перечня лечебно-профилактических учреждений и объема предоставляемых в рамках ДМС медицинских услуг.
ОАО «Минеральные удобрения» в свою очередь, учитывая специфику производства, ежегодно организует профилактические медицинские осмотры в целях своевременного выявления нуждающихся в дополнительном обследовании и лечении.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний