Газета
 10 мая 2006, 13:20   978

IPO: и инвесторам, и эмитентам

Бум IPO российских компаний, о котором там много говорилось в последние годы, наступил. IPO, как вступление России в ВТО, — осознанная необходимость, путь к мировому гражданству и знак принадлежности к «приличному обществу».
Бум IPO российских компаний, о котором там много говорилось в последние годы, наступил. IPO, как вступление России в ВТО, — осознанная необходимость, путь к мировому гражданству и знак принадлежности к «приличному обществу».

Вы еще не вошли в листинг? Стало быть, вы не имеете смелости взглянуть на свой завод и работающих там сотрудников глазами клиентов и конкурентов, Владимира Путина и Тони Блэра, а также Джорджа Сороса и Кондолизы Райс.
Российские компании способны предложить акции инвестору, преследующему любые, самые разнообразные цели, будь то кратко-срочные спекулятивные интересы, рисковые венчурные, консервативно долгосрочные или стратегически масштабные. К тому же они уже освоили привлечение заемного капитала путем продажи облигаций иностранным инвесторам; сейчас от них ждут следующего решительного шага — инвесторы жаждут акций российских компаний и желают приобрести их на площадках, предъявляющих эмитентам высокие требования. И наши эмитенты готовы идти дальше: биржевая инфраструктура предоставляет широкие возможности и механизмы в выборе способа размещения, а либерализация IPO-условий, повлекшая принятие в прошлом году ряда нормативных актов, упрощающих процедуру публичного размещения эмиссионных ценных бумаг, приветливо открывает желающим двери в «большой мир».
В прошлом году 13 российских компаний реализовали проекты IPO на общую сумму почти 5 млрд долларов в России и за рубежом, превзойдя по количеству и суммарному объему привлеченных средств первичные размещения за все предыдущие годы. В ближайшее время, по словам заместителя председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолия Аксакова, более 50 компаний намерены провести IPO только на российском рынке, а объем IPO российских компаний в 2006-2007 годах ориентировочно оценивается в 20-25 млрд долларов.
IPO требует к себе особого подхода: срок между принятием решения о возможном первичном размещении и началом биржевых торгов составляет около четырех лет. За эту укороченную пятилетку топ-менеджеры и все заинтересованные лица обязаны обеспечить юридической структуре предприятия прозрачность, заработать репутацию благонадежного заемщика и аккуратного плательщика всевозможных налогов, повысить известность бренда компании — в общем, стать богатыми и знаменитыми.
И вот десятки компаний в цейт-ноте: с головой ушли в предпродажную подготовку, чистят перышки и наводят блеск, еще чуть-чуть и пойдут «в люди». Ликуют «зеленые» и фискальные органы: налоги в казну идут по расписанию, рейдерством не шалят, к окружающей природе относятся с почтением (малейший намек на экологический скандал может сорвать сделку века, и акции вырастут в цене лишь после плодотворного диалога с гринписовцами). Призыв go publik! («становись публичным!») стал девизом для  многих и многих российских компаний.
Возможно, это непатриотично, но в большинстве своем российские эмитенты при выпуске  IPO делают ставку на иностранный капитал. Да и со стороны иностранных инвесторов интерес к российским активам непрерывно растет: за минувший год три самых уважаемых рейтинговых агентства повысили инвестиционный рейтинг России.
«Мы идем на Запад!» — решают наши эмитенты и в качестве площадки для размещения своих ценных бумаг все чаще выбирают Лондонскую биржу. Основная причина такого решения — возможность получить большую ликвидность, и опять же  выход «в Лондоне» — это признак статуса.
В то же время растет и внутренний инвестиционный интерес к российским ЦБ. Ряд изменений в законодательстве о рынке ценных бумаг России сблизил структуры российского и западного фондовых рынков, приблизив отечественный рынок к мировым стандартам. Такое упрощение схемы проведения IPO будет стимулировать рост эмитентов, заинтересованных проводить IPO на российском рынке.
IPO — процедура не только хлопотная, но и затратная, а первичное размещение на российском рынке обойдется компании существенно дешевле. Для молодых быстрорастущих компаний, также желающих заявить о себе, но не имеющих достаточных ресурсов, Фондовая биржа ММВБ и РТС уже планируют создать альтернативные площадки, требования которых будут еще лояльнее, а цена вхождения ниже. Это внесет еще большее оживление на рынок и значительно расширит список «портфельщиков».
В целом, событиями, разворачивающимися на фондовом рынке, довольны и инвесторы, получающие все больше вариантов размещения капитала, и эмитенты, имеющие возможность выгодно и красиво подать (или продать) себя. Дело за малым — мы должны научиться быть публичными  по мировым стандартам.
ИК «Активные акции»
Пермь, ул. Газеты
«Звезда», 27, офис 101,
тел. (342) 233-44-11
Promotion
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний