Газета
 02 мая 2006, 13:20   1312

Торговля буквами

Объем пермского книжного рынка растет в среднем на 10 % в год. Основными игроками остаются сети.
Объем пермского книжного рынка растет в среднем на 10 % в год. Основными игроками остаются сети.

Торговля буквамиСегодня книжный рынок Перми представлен несколькими сетями и рядом отдельных магазинов, а также оптовыми фирмами, которые продают книги напрямую, минуя розничные центры. В совокупности они, по оценкам некоторых экспертов, ежемесячно реализуют продукции на сумму около 20 млн рублей, при этом потенциальная емкость рынка составляет около 25 млн. Приход нескольких новых игроков за последний год подтверждает тезис о недостаточном освоении рынка: в частности, открылся Книжный дом «Университетский» в ТД «Империал», появилась сеть «Буква» (специализированные магазины издательства АСТ). Последняя рассматривает возможность открытия еще одного магазина. По мнению ряда экспертов «bc», появление других участников в ближайшее время не исключено. Кроме того, с точки зрения специалистов, ими могут стать прежде всего московские игроки, поскольку в Перми нет издательств и фирм, которые могли бы открыть собственные книжные магазины, а те, которые есть, вероятно, не хотят заниматься розницей.
 
Оптом и в розницу. В сегменте оптовой торговли (фирмы занимаются реализацией книг юридическим и физическим лицам по оптовым ценам даже в малых количествах) на пермском рынке существует около 10 фирм, среди которых наиболее заметны «Азбука», «Тигр», «Лира». Первая специализируется на продаже детских книг и учебной литературы для школьников. По словам ее директора Александра Зеленецкого, такая продукция составляет до 70 % ассортимента их фирмы.  Основными потребителями данного товара являются различные образовательные учреждения, в которых за счет бюджета закупается только 20-30 % необходимого объема учебников, а остальную часть школьники приобретают за свой счет. «Азбука» не имеет собственных розничных магазинов и не планирует их создавать в дальнейшем, как заявляет Александр Зеленецкий. Естественно, что оптовые закупки, особенно в малых количествах, нередко выгоднее по цене, хотя установлен минимум суммы, на которую необходимо приобрести товар. По данным «bc», в розницу книги могут стоить в 2-3 раза дороже.
Тем не менее, розничные книжные продажи составляют существенную долю пермского рынка, и, как считает менеджер по маркетингу Книжного дома «Университетский» Наталья Петухова, пермские магазины ежемесячно реализуют продукцию в среднем на 16 млн рублей, при этом, исходя из численности города и покупательской способности населения, можно продавать товар еще на 10 млн. Основными игроками пермского книжного рынка являются сети, представленные «Книгомиром» (всего в Перми 6 магазинов сети «Топ-книга» с центром в Новосибирске, которая является лидером пермского книжного рынка), «Библиосферой» (входит в общероссийскую сеть), Книжным домом «Университетский» (два пермских магазина) и «Буквой» (специализированные отделы московского издательства АСТ в гипермаркете «Семья» и ТЦ «Колизей»). Доминирование иногородних участников эксперты объясняют сосредоточением книжных издательств в Москве. Местные же книготорговцы во многом ориентированы не на универсальность и масштабность, а на специализацию, и действуют самостоятельно, а не в рамках сети (за исключением КД «Университетский»). В частности, «Пермская деловая книга» (выполняет заказы организаций и частных лиц) занимается специализированной экономической и юридической литературой, «Книжный мир» — учебной и краеведческой литературой пермских издательств. Большинство экспертов сходятся во мнении, что определенная специализация на книжном рынке должна существовать, но потребность в универсальных магазинах сохранится. Наталья Петухова полагает, что все участники пермского рынка делятся на две категории. К первой категории относятся те,  у кого объем специализированной литературы составляет до 70 % продукции, ко второй — те, у кого он менее 30 %. В зависимости от этого на первом месте в деятельности магазина стоит либо ассортимент (как в первом случае), либо месторасположение торговой точки (как во втором).
Наталья Петухова:
—  Человек, как правило, спонтанно приобретает книги общего спроса, к которым относится художественная литература: детективы, фантастика и любые бестселлеры. Они на это рассчитаны, поэтому торговые точки расположены в центре, в местах, где проходит много народа, но куда целенаправленно покупатель за книгой не поедет.  Вторая часть это книги специальные, направленные на бизнес и учебу, поэтому магазины, которые их продают, особое внимание уделяют ассортименту, ориентированы на уникальность продукта.
По мнению Ольги Углицких из «Книжного сундука», художественная литература на пермском рынке представлена достаточно широко, но всегда есть потенциал для развития, поскольку продукция многих издательств в регионе не реализуется. Аналитики констатируют, что  постоянным спросом пользуются  детективы и фантастика, в сегменте художественной литературы они наиболее востребованы в отличие от классики. Популярными остаются детские книги. Несмотря на то что легкая художественная литература — одна из наиболее востребованных, спрос на нее, по словам заведующего отделом оптовой торговли и связей с общественностью «Библиосферы» Олега Щукина, в последнее время несколько снижается. При этом возрастает спрос на деловую литературу, отмечает эксперт. В данном сегменте, как заявляет директор «Пермской деловой книги» Ольга Мазунина, «всегда был интерес как к юридической книге, постоянным изменениям в законодательстве, так и к экономике, мотивации персонала и психологии управления. Не уменьшается спрос на СНиПы, ГОСТы, ФЕРы, ТЕРы, ГЭСНы в печатном варианте и на электронных носителях».
Объемы российского книжного рынка растут, что подтверждают статистические данные. По отдельным направлениям наблюдается рост средней цены книги: в частности, по сравнению с 2004 годом средняя цена детективов увеличилась на 18,5 %, детских книг — на 11,5 %. Емкость российского рынка в 2005 году составила 1,68 млрд долларов, что на 10,53 % больше показателей 2004 года (смотри таблицу). В целом данные пермского рынка коррелируют с общероссийскими, но респонденты издания не называют конкретных цифр, ссылаясь на коммерческую тайну.
Однако приведенная статистика не учитывает доходы от продажи непрофильных товаров (канцтоваров, открыток и т.д.), которые реализуют многие книжные магазины. Но специалисты сходятся в том, что доля этой продукции в структуре доходов, как правило, составляет не более 5 %. В основном непрофильные товары способствуют привлечению клиентов, поскольку больше посетителей проходит через магазин, увеличивается число потенциальных покупателей книжной продукции.  
Цены и перспективы. Имеющееся предложение, по мнению респондентов «bc», в достаточной степени удовлетворяет потребителей по составу, но при этом сильно отличается по цене в разных магазинах. В частности, по словам администратора книжного отдела «Буква» в гипермаркете «Семья» Людмилы Смоленской, в неспециализированных магазинах издательства АСТ его продукция в зависимости от книги стоит на 20-50 рублей дороже, чем в «Букве». Ольга Углицких отмечает, что разница в цене на одну и ту же книгу в пермских магазинах может составлять до 100 рублей. По данным «bc», продукция сети «Книгомир» в среднем на 30 % дороже, чем, например, в «Библиосфере». По не-официальной информации издания, это объясняется тем, что «Топ-книга» закупает товар в Москве, везет его в Новосибирск, а затем распределяет по регионам (в самом «Книгомире» комментировать ситуацию на пермском рынке категорически отказались). Кроме того, стоимость книги зависит и от других накладных расходов, прежде всего от арендной платы за помещение, в котором расположен магазин: естественно, что в центре города аренда значительно дороже, но при этом само место выгодно с точки зрения привлечения покупателей. По словам Александра Зеленецкого, именно высокая стоимость позволяет розничным книготорговцам окупить затраты: даже если реализовано только 20-30 % от всего имеющегося объема товара, выручка покрывает расходы.
Кроме того, отмечают специалисты, цена книги определяется системой закупок продукции. Директор «Книжного мира» Нина Шнитковская заявляет, что все игроки действуют по-разному: либо через оптовиков, либо непосредственно через  издательства. Ольга Мазунина из «Пермской деловой книги» уверена, что в сегменте специализированной деловой литературы  выгоднее работать напрямую, без посредников: «Только при низких затратах и при отсутствии дополнительных наценок со стороны третьих лиц книга не будет слишком  дорогой».
Кроме того, напрямую с издательствами работают и специализированные магазины. В остальных случаях, полагает Наталья Петухова, такая система не совсем выгодна и эффективна: «Сегодня, как правило, все магазины работают по новой технологии «магазин-склад». У самих магазинов практически нет складских товарных запасов. Все сразу выставляется на полки, и на полках имеется глубина позиций, как правило, 2-3, от силы пять книг, за исключением бестселлеров. В России сегодня существует очень много оптовых фирм, которые заключают договоры с разными издательствами, аккумулируют у себя на складах книги. А магазины по прайсам оптовых фирм делают заказы. Это становится выгодно, поскольку позволяет приобрести небольшое количество продукции отдельных издательств и при этом получить общую скидку».
В последние годы часть потребителей предпочитает покупать книги не в традиционном магазине, а через Интернет. Но большинство респондентов «bc» скептически оценивают данный способ книготорговли. Олег Щукин сомневается в том, что у книжных Интернет-магазинов существует шанс получить развитие в будущем. Ольга Углицких отмечает, что по стоимости книги через Интернет не конкурентоспособны, поскольку их доставка очень дорога. Но Наталья Петухова утверждает, что в определенной степени этот вид книготорговли будет востребован: во-первых, не вся продукция есть на пермском рынке, во-вторых, мобильно появляются новинки, в-третьих, некоторые покупатели предпочитают экономить личное время и силы, а не деньги.
Специалисты сходятся во мнении, что одной из тенденций станет обращение к  электронным носителям  информации.
Ольга Мазунина:
Развитие книжного рынка неминуемо, и будущее за электронными книгами, которые на сегодняшний день представлены в малом количестве, а необходимы каждому библиотечному фонду, так как не занимают больших площадей.
Среди других перспектив книжного рынка эксперты выделяют возможность появления в Перми книжного гипермаркета. Однако мнения респондентов относительно того, насколько это востребовано, расходятся. Ольга Мазунина считает, что  его создание не станет провальной затеей, поскольку это интересно и актуально. Ольга Углицких поддерживает данную точку зрения, полагая, что подобный магазин в Перми необходим. Но на данный момент, замечает эксперт, в городе нет  площадей для такого гипермаркета.  Однако, по словам Олега Щукина, он в Перми не нужен, все задачи решатся за счет сетей и существующих магазинов. 
Участники рынка отмечают, что приход новых игроков из других регионов России вероятен, даже если не будет супермаркета. По мнению Нины Шнитковской, это в любом случае скажется на местных книготорговых фирмах: «Пока в Перми еще не представлено издательство «ЭКСМО», а если оно откроет здесь свой специализированный магазин, то рынок будет практически заполнен. Это грозит тем, что те книжные фирмы и магазины, которые еще есть у нас в Перми, могут не выжить в новых условиях».
Другие эксперты не столь пессимистичны в прогнозах. С точки зрения Александра Зеленецкого, приход даже нескольких структур по силам местному книжному рынку.
В целом аналитики прогнозируют, что основными игроками по-прежнему останутся сети, хотя отдельные специализированные магазины будут востребованными.

Комментарий
Наталья Петухова, менеджер по маркетингу КД «Университетский»
Насколько сегодня в Перми востребованы магазины специализированной литературы?
В последнее время такие магазины постепенно начинают возрождаться на книжном рынке, хотя некоторое время спроса на их продукцию практически не было. Именно поэтому в 1990-е годы исчезли многие специализированные магазины, предлагавшие уникальный ассортимент. Причина банальна — товар не являлся коммерческим. Продавать элитное, авторское всегда сложнее и всегда менее прибыльно, нежели продукцию общего спроса. Но сегодня магазины, обладающие уникальностью, «изюминкой», вновь начинают привлекать покупателя. Хотя, безусловно, они востребованы в ограниченном количестве.
 
В чем может выражаться уникальность? Какие продукты будут пользоваться спросом на пермском книжном рынке в ближайшее время?
Прежде всего, станут актуальными дополнительные услуги, формы работы. И тот магазин, который предложит клиенту больше внимания, обеспечит высокий уровень комфорта и сервиса, выиграет на фоне остальных. Среди подобных услуг могут быть и оформление подарков, и возможность заказать книгу. Востребованными в книжных магазинах будут отделы периодики, торгующие газетами и журналами, посвященными спорту, автомобилям и моде. Это связано с тем, что периодические издания предлагают более актуальную информацию, чем книги по соответствующей тематике. Популярной уже сейчас становится доставка продукции на дом. Естественно, что все больше требований потребители будут предъявлять к персоналу, который должен ориентировать клиента в имеющемся многообразии литературы. Одно из перспективных направлений — дисконтные карты в книжных магазинах. В результате ассортимент станет способствовать привлечению покупателя, но именно дополнительные услуги и профессиональный сервис помогут его удержать, сделать постоянным клиентом.   
 
Можно привлечь клиентов за счет продажи непрофильных товаров?
— Во многом такая продукция как раз и выполняет функцию привлечения потребителей. В частности, покупателям различные канцтовары нужны чаще, чем книги. И, регулярно заходя в магазин за какой-нибудь мелочью, потребитель  присматривается к основному ассортименту. А когда у него возникнет потребность в книгах, то высока вероятность, что он придет именно в этот центр. Таким образом, это и способ рекламы, и способ получения денег. Хотя в общей сумме доходов непрофильная продукция имеет маленькую долю.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний