Газета
 24 апреля 2006, 00:00   1085

Привлечь частников

Губернатор Пермского края Олег Чиркунов высказался относительно всех актуальных проблем строительной отрасли.
Губернатор Пермского края Олег Чиркунов высказался относительно всех актуальных проблем строительной отрасли.

Глава региона встретился с журналистами пермских СМИ, чтобы рассказать о реализации «строительного» национального проекта в крае, а в итоге изложил точку зрения власти на проблемы строительной отрасли региона.
Олег Чиркунов, губернатор Пермского края (по материалам пресс-конференции):
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» является достаточно уникальным. В отличие от приоритетных программ, связанных с образованием и медициной, где государство работает в знакомой и привычной ему бюджетной области, здесь необходимо воздействовать на рынок. Государство будет влиять на две составляющих на рынке жилья  спрос и предложение. Понятно, что перекос в любую из этих двух сторон приведет к негативным последствиям.
Сегодня на российском финансовом рынке ощущается излишек денежных средств, но эти деньги идут не в строительную отрасль, а в скупку площадей, и этим только увеличивается дефицит. Почему отрасль, спрос в которой активно стимулируется государством и обеспечивается ростом благосостояния граждан, не показывает никаких существенных успехов, нам еще предстоит понять. Однако уже сейчас ясно, что средства, которые сегодня вкладываются в готовую недвижимость, необходимо привлекать в строительную отрасль. Вслед за бюджетными вливаниями должен прийти частный капитал.
На цену жилья влияет масса факторов, включая такой, как прогноз какого-нибудь уважаемого издания о том, что в этом году рост стоимости квадратного метра составит 60 % (также см. «Поставили на вид» — прим. Building b.c.). Этот же эффект можно наблюдать на фондовом рынке, когда в короткий период времени информационный фактор может изменить курс акций той или иной компании. Поэтому я не берусь предсказать, каким будет рост цен.  Но предполагаю, а в большей мере надеюсь, что динамика в 2006 году будет не больше 25-30 %. В идеале подъем цен должен быть немногим больше показателей инфляции. Опять же не могу утверждать, но, предположительно, через 3-5 лет в регионе будет избыток жилья, и уровень цен приблизится к себестоимости строительства. Это объективно, вслед за высоким спросом и притоком капитала в отрасль на рынке наступает период большого предложения.
Возвращаясь к национальному проекту и методам стимулирования предложения, следует назвать конкретные меры. Ни для кого не секрет, что это — комплексная застройка, другого выхода, в общем-то, не может и быть. Каждая продажа участка под точечную застройку сокращает земельный рынок в конкретном населенном пункте. Если ничего не делать для его расширения, в ближайшие годы этот населенный пункт ждет дефицит. По словам чиновников из пермской мэрии, в этом году они продадут около 500 тыс. кв. м земли. Я в этом не сомневаюсь, они уже продали около 100 тыс. кв. м. С точки зрения рынка этого вполне достаточно, даже больше чем нужно. Но если нет гарантии, что в следующем году будут проданы такие же площади, строительные компании будут закупать земельные участки впрок. Единственная возможность предупредить кризис —  уже сегодня выходить на комплексную застройку микрорайонов. К сожалению, к Перми эта перспектива пока относится в меньшей степени, чем к Пермскому району, Чайковскому и другим территориям края. Это связано с тем, что в Перми долгое время работа по разработке таких проектов практически не велась, а она занимает довольно много времени. Первые аукционы по микрорайонам Ивы начнутся не раньше чем через полтора года. Пока из новых микрорайонов могу назвать проекты в Чайковском —  порядка 300 тыс. кв. м, в Пермском районе (Сылва, Лобаново) — 100 тыс. кв. м, в  Чусовом — 150 тыс. кв. м.
Главные проекты, которые мы готовим сегодня для того, чтобы предложить инвесторам (таким образом, сначала затратить бюджетные средства для привлечения капитала) —  застройка  5, 6, 7 кварталов Перми (набережная, галерея и жилье; то, что обещал рассмотреть Леви Леваев), проект в Чайковском, к которому мы так же, как и к Чусовому, хотим подключить «Ренову». В достаточно вялом режиме со структурой Вексельберга и рядом других обсуждаются Ива-2, 3, 4. Есть еще несколько проектов: Бахаревка, Красные казармы, но нигде не перейден порог, когда инвестор заявил бы о том, что берет ответственность на себя. Почему-то бизнес-структуры хотят, чтобы все возможное для строительства было сделано за счет бюджета, а потом удивляются, почему мы предлагаем высокую цену за участки.
Кстати, торги, не так давно введенные как обязательная процедура при выделении земли под жилищное строительство, уже получили массу нелестных отзывов от строительных компаний. Могу сказать на это: никто не обещал, что получать землю станет дешевле. Они решают другую проблему: поступлений в бюджет. Если раньше средства на выделение участка делились между чиновниками и, в гораздо большей степени, самими строительными компаниями, то сейчас, естественно, конкурсы и аукционы не вызывают восторга. Аргумент о том, что торги повышают стоимость жилья, я могу легко отвести: средняя стоимость земли на аукционах — 1,5 тыс. руб. Если предположить, что 1 кв. м земли — это примерно 1 кв. м жилья (погрешность не больше 20 %), это не такая уж большая часть в цене.
Закончу ответом еще на один часто задаваемый мне, в том числе и на федеральном уровне, вопрос. Готова ли наша строительная отрасль к тому, чтобы строить больше, не пора ли нам возрождать домостроительные комбинаты? И тому подобное. Могу предложить посмотреть на то, что представляет собой современное строительство. По сути, все, что необходимо для возведения здания, делается непосредственно на площадке. Так что я не понимаю, чего может не хватать в Пермском крае: у нас есть и рабочая сила, и стройматериалы, и металл (мы его даже за рубеж поставляем). Единственное, насчет чего не могу точно сказать, — цемент. В любом случае, даже если пермский стройкомплекс не справится, никакой проблемы не возникнет. Вспомните дорожное строительство в прошлом году: в начале сезона на дорогах была разбитая техника, но к его концу работали современные установки, появились какие-то КАМАЗы с московскими номерами… Как только на рынок выбрасываются деньги, сразу находятся и мощности.
Поделиться:
Все новости компаний