Газета
 24 апреля 2006, 00:00   965

«Мораторий уже ни при чем»

Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» Игорь Фомин — об итогах 2005 года, проблемах с выделением площадок под АЗС в Перми и ценах на бензин.
Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» Игорь Фомин — об итогах 2005 года, проблемах с выделением площадок под АЗС в Перми и ценах на бензин.

«Мораторий уже ни при чем»Каковы основные финансово-экономические итоги работы предприятия в 2005 году?
— Итоги 2005 года можно назвать позитивными, поскольку те задачи, которые ставили перед «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродуктом» компания «ЛУКОЙЛ» и акционеры, выполнены. В 2005 году произошел серьезный прирост в реализации по всем трем регионам нашего присутствия: Кировской, Свердловской, Пермской областям. Наибольший прирост отмечен в Свердловской области — более чем на 40 %, благодаря такому прогрессу на местном рынке доля «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта» сегодня составляет порядка 20 % (год назад — около 15 %). То есть можно говорить, что задачу, которую мы перед собой ставили, а именно занять 30 % рынка, предприятие уверенно решает.
Что касается финансовых показателей, то в целом для ТЭК 2005 год был, безусловно, мажорным. Цены на нефть били рекорд за рекордом. Но при этом маржинальный доход на розничном рынке по сравнению с предыдущими годами был достаточно низкий. Поэтому на запланированный в начале года объем прибыли «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» в итоге не вышел, достигнув показателя в 70 % от плана.
 
Можно ли сказать, что причина этого кроется в моратории на рост розничных цен в условиях увеличения цен на оптовом рынке?
— Да. Но есть одна важная деталь: мы могли потерять еще больше в доходности бизнеса, но очень хорошие результаты в объемах реализации смогли в определенной мере исправить эту ситуацию.
 
Говоря о перспективах на 2005 год, Вы упоминали о намерениях реконструировать, построить и купить двадцать одну АЗС, притом основная доля новых заправок придется на Екатеринбург и Свердловскую область. Удалось реализовать эти планы?
— Намеченных цифр мы не достигли. В 2005 году были сданы в эксплуатацию шестнадцать станций. Еще пять АЗС предприятие построило, но запустило уже в 2006 году. Задержки связаны с ужесточением требований, предъявляемых к сдаваемым объектам. Ни для кого не секрет, что в последнее время в стране произошло несколько серьезных техногенных катастроф, поэтому вопросы строительства и ввода в эксплуатацию промышленных объектов очень жестко контролируются всеми органами власти. Как следствие на этапе ввода в эксплуатацию возникает очень много дополнительных требований из-за того, что необходимо получить большее количество документов, поэтому процесс сдачи АЗС затягивается.
 
В целом как Вы оцениваете конкурентную борьбу? Принято считать, что, например, в Пермской области у «ЛУКОЙЛ-Пермнефте-продукта» конкурентов нет. Так ли это на самом деле?
— Безусловно, есть конкуренция, есть рынок. В Пермской области, которую Вы приводите в качестве примера, предприятие имеет меньше половины от общего числа АЗС, но контролируемая доля на рынке при этом достаточно большая, порядка 60 %. Когда говорят, что у «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта» нет конкурентов, то имеется в виду, что на рынке Прикамья нет столь же крупного игрока. То есть борьба на рынке есть, просто она носит другой характер.
 
Год назад Вы говорили, что изменится подход к сотрудничеству c партнерами-франчайзи. Что изменилось в 2005 году?
— Появилось больше осознанности, больше понимания, зачем мы это делаем, почему позволяем тем или иным владельцам АЗС использовать знак «ЛУКОЙЛа». Сегодня в Пермской и Кировской областях по договору франчайзинга работают только по две автозаправочные станции. К их владельцам у нас не было претензий, поэтому мы решили не разрывать контракты. Со всеми остальными компаниями договоры были расторгнуты, и новые соглашения не заключаются.
В Свердловской области у предприятия несколько иная стратегия, мы только завоевываем этот рынок, поэтому здесь по франшизе работают порядка двадцати АЗС. Они действуют в тех регионах, где нет станций «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта», и важно, чтобы бренд компании присутствовал. Но здесь мы также очень внимательно следим за качеством продукции, контролируем, что у франчайзи продается именно наше топливо.
 
Говоря о поддержании высокого качества продукции, можно ли сказать, что компании удалось держать марку в 2005 году?
— Безусловно, мы отвечаем за качество продукта. Это один из самых главных вопросов, над которым мы постоянно работаем, в систему контроля над качеством вкладываются очень большие деньги. Качество продукции мы проверяем на всех стадиях: приемки, транспортировки, хранения и реализации. Очень серьезная работа ведется в части реконструкции нефтебаз. К концу 2007 года мы полностью закончим рекон-струкцию всех нефтебаз на территории Пермской области. И поверьте — а я бываю в разных регионах — это будут одни из самых лучших нефтебаз России, даже на фоне Москвы и Санкт-Петербурга. Достаточно компактные, соответствующие всем требованиям, существующим в настоящий момент в РФ. Это касается Пермской области, программы по Кировской и Свердловской областям мы закончим чуть позже, к концу 2008 года.
 
Накануне 2005 года руководство компании заявляло о планах по унификации организационной структуры предприятия. Какие результаты принесла эта деятельность?
— В 2005 году мы закончили большую работу по реорганизации, которую вели в Пермской и  Кировской областях. В частности, предприятие перешло на так называемую двухуровневую систему управления, выделив АЗС (реализация) и нефтебазы (складирование продукции). Уже сейчас можно говорить о том, что получен достаточно серьезный экономический эффект: произошло снижение затрат, улучшилась управляемость. Пока неправильно говорить, что есть прогресс в части улучшения качества обслуживания. Но мы увидели все проблемы, которые могут быть на уровне АЗС, соответственно, можем их решать.
 
Планирует ли предприятие в 2005 году выйти на рынок с новыми марками нефтепродуктов?
— Да, такие планы есть. Безусловно, здесь главную роль играет предприятие-переработчик — ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», мы же сбытовая компания. Но планы, конечно, известны. 2005 год «ЛУКОЙЛ-Пермне-фтепродукт» отработал с новым видом зимнего дизельного топлива. Качеством этого продукта и мы, и потребители довольны. Думаю, что в 2005 году «ЛУКОЙЛ» начнет кампанию по выпуску новых видов бензинов. Они будут производиться пока только на Нижегородском заводе (НОРСИ), и в этом году начнется их реализации в центральных регионах России. Но, думаю, к концу года и наши регионы будут охвачены этой программой. Как только ПНОС окажется готов к выпуску данных сортов бензина, мы начнем реализовывать их на своих заправочных станциях. Естественно, качество бензина только улучшится.
Расскажите, как выглядит инвестиционная программа ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» на 2006 год?
— В 2006-2007 годах акцент будет сделан на реконструкции нефтебаз и существующих АЗС. Относительно приобретений можно сказать, что пока объектов, интересных с точки зрения покупок, нет даже в Екатеринбурге. Допустим, продаются сети, но нас интересует только их часть. Конечно, если мы увидим что-то интересное, то рассмотрим эти предложения, но пока ничего конкретного в планах нет. Компания продолжит застройку площадок, которые уже отведены в Екатеринбурге (их здесь четыре). К сожалению, ни в Кирове, ни в Перми  мы не имеем новых площадок, поэтому в основном сконцентрируемся на реконструкции.
 
Это связано с проблемами, возникающими при выделении земли под АЗС?
— Да, определенные вопросы есть и, думаю, не только у нас. К сожалению, мы не можем отвести ни одного земельного участка в Перми в силу самых различных причин. Отчасти в силу того, что этим вопросам в последнее время уделяют пристальное внимание органы государственной власти, органы самоуправления, общественные организации. Но не случайно Президент РФ Владимир Путин обратил внимание на эту проблему, отметив, что в стране не все нормально с отведением земельных участков — правда, он имел в виду жилищное строительство — но, поверьте мне, это касается любого строительства. Речь идет о проблеме общероссийского масштаба. Хочется сказать несколько теплых слов в адрес мэрии Екатеринбурга, которая понимает, что город должен развиваться. Муниципалитет выдвигает обоснованные рыночные условия прихода в город инвесторов. Если есть конкретный проект, под него выделяется земельный участок, стоимость которого официально объявляется. Мы заключили партнерское соглашение с мэрией Екатеринбурга, заплатили за право строить в городе, получили земельные участки, застраиваем их. И в муниципалитете нам говорят, что очень благодарны за то, что мы помогли решить им те или иные городские проблемы. В Перми, к сожалению, такой практики нет, все рассказывают про какие-то тендеры, конкурсы, но на деле они не проводятся. Если бы городская админи-страция действительно выделяла участки под застройку… Если бы были определены земельные участки и выставлены на торги, я уверен, мы бы в них поучаствовали и заплатили за землю достойные деньги. К сожалению, этого не происходит. Я не могу сказать, что вопросы, которые мы задаем, остаются без внимания. Проводится огромное количество встреч, сформированы рабочие группы. Но, к сожалению, пока дальше протоколов рабочих совещаний мы не продвинулись, и я до сих пор не могу назвать ни одного участка с конкретным адресом, где — пускай даже через три года — появится новая заправка.
 
ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» не раз заявляло о намерении развернуть собственную сеть автозаправочных станций на территории соседней Удмуртии. В какой стадии сейчас эти планы?
— Не секрет, что мы много лет решали вопрос о вхождении в Республику Удмуртия. Рассматривались разные варианты. В конце концов, учитывая то количество АЗС, которое на сегодняшний момент существует в республике, было решено, что строить собственную сеть АЗС нецелесообразно. Мы будем работать в альянсе с партнерами: «Удмуртнефтепродукт», компанией «АСПЭК». Заявлять о том, что мы в этом году войдем в Республику Удмуртия, преждевременно. Пока не будут подписаны конкретные документы, мы не готовы об этом говорить. Могу сказать, что в этом году мы достаточно близки к решению тех задач, которые перед собой ставим.
 
Долго ли продлится ситуация с мораторием и стабильными ценами на бензин? Насколько сегодня высок маржинальный доход вашей компании?
— Сегодня я бы не стал говорить о моратории. Рыночные цены стоят на месте не потому, что объявлен мораторий, просто для этого нет оснований. Несмотря на то что цены на нефть на внешнем рынке бьют очередные рекорды, цены внутри России снижаются. Как операторов рынка нас радует, что маржинальный доход, получаемый от розничных продаж, необычайно высок. Если в 2005 году он был очень низок, то сейчас все наоборот. Условно скажу так: если в феврале бензин АИ-92 стоил 17 800 рублей за тонну, то сегодня —15 700-15 900, то есть наблюдается падение, причем достаточно серьезное. Но оно краткосрочное, маржа не будет такой весь год, перелом произойдет, скорее всего, в мае, когда оптовые цены, возможно, будут расти.
 
В таком случае маржа будет снижаться, и можно будет прогнозировать рост цен?
— Когда наметится тенденция к ее снижению, тогда, возможно, возникнут предпосылки к росту розничных цен. Но делать такой прогноз уже на май я бы не решился.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний