Газета
 17 апреля 2006, 00:00   1443

Ребрендинг и насыщение

Рынок сотовой связи Пермского края близок к насыщению. Уровень проникновения в Перми, по некоторым оценкам, превышает 100 %, поэтому эксперты ожидают существенное замедление темпов прироста абонентской базы.
Автор: Кирилл Перов
Рынок сотовой связи Пермского края близок к насыщению. Уровень проникновения в Перми, по некоторым оценкам, превышает 100 %, поэтому эксперты ожидают существенное замедление темпов прироста абонентской базы.

В 2005 году и в начале 2006 года рынок сотовой связи России побил два абсолютно противоположных рекорда. В 2005 году, по данным компании J’Son and Partners, произошел небывалый всплеск подключений абонентов, список которых в стране вырос на 50,3 млн человек, а в январе 2006 года прирост абонентов был рекордно низким и составил 2,2 млн человек по всей стране. Эксперты объясняют такое явление постепенным приходом рынка к насыщению — в крупных городах России (в том числе и в Перми) уровень проникновения превысил 100 %.
 
Цена стратегии. Общероссийские тенденции полностью отразились в Пермском крае. По данным компании «Уралсвязьинформ», уровень проникновения сотовой связи в регионе на начало 2006 года составил почти 80 %, при этом в Перми, по некоторым оценкам, он перешел отметку 100 %. В 2002 году обладателями сотовых телефонов были только 8 % пермяков, а к началу 2006 года — 64 %. 
Подсчитать реальное количество жителей Перми и региона, пользующихся мобильной связью, довольно сложно, так как  у многих абонентов есть несколько sim-карт, из которых используется только одна, а остальные приобретены во время действия акций по увеличению сбыта, и по истечении времени перестали использоваться. Чтобы финансовые показатели компаний совпадали с количеством абонентов, игрокам пришлось пересмотреть принципы существования на рынке. Практически все операторы признаются, что изменили стратегию подхода к бизнесу. Если ранее эффективность работы компании оценивалась по количеству проданных sim-карт, то теперь одним из приоритетных показателей является количество активных абонентов оператора.
Директор пермского отделения Билайн Александр Мельников сообщил «bc», что основная причина, приведшая к такому шагу, — отсутствие объективности в прежней системе: «Получается, что реальный уровень проникновения не соответствует тому, который написан в отчетах, поэтому мы сменили подход к оценке рынка. В 2006 году мы переходим на новую систему оценки рынка: по количеству прибыли, приносимой абонентами».
 
 
Борьба за рынок. Позиции игроков на рынке Прикамья в течение 2005 года выстроились довольно прочно. Лидером, по данным всех экспертов, является компания «Урал-связьинформ» (торговая марка Utel), занимающая, по различным оценкам, от 46 до 48  процентов рынка. На втором месте — компания МТС (от 32 до 33 %), третье занимает Билайн (13,55 — 14 %), четвертое — «Мегафон» (5,6 %).
Особенностью рынка сотовой связи региона является то, что длительное время на нем присутствовал один оператор — «Уралсвязьинформ». Приход новых игроков изменил ситуацию, однако уральская компания осталась лидером регионального рынка, особенно в области. По данным Пермьстат, с 1997 года доходы от предоставления услуг беспроводной связи населению в регионе росли в среднем в 2 раза ежегодно. В 2004 году доход компаний превысил 2 млрд, тогда как в 2000 году он составлял всего 129,7 млн рублей. По оценкам некоторых экспертов, в 2005 году объем прибыли рынка вырос до 4 млрд. При этом индекс ARPU (прибыль с одного абонента) в среднем составил около 7 долларов. К началу 2006 года Билайн увеличил этот показатель с 7,1 до 7,8 долларов, а ARPU МТС, наоборот, снизился и составил около 6 долларов. ARPU Utel, по данным на декабрь 2005 г., составил приблизительно 9 долларов (245 рублей) на  абонента. 
По словам коммерческого директора пермского отделения межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ» Дмитрия Зайцева, несмотря на самое большое количество абонентов в регионе, компания по-прежнему заинтересована в дальнейшем приросте абонентской базы: «Наша компания — лидер на региональном рынке, особенно в регионе, где зона покрытия у нас самая большая. Только по Перми абонентская база Utel насчитывает свыше 500 тысяч абонентов. Несмотря на то, что рынок насыщен, дальнейший прирост абонентской базы остается  приоритетной задачей».
Хотя безоговорочным лидером в регионе является Utel, директор пермского отделения МТС Александр Шальнев считает, что в ближайшие два года на рынке сотовой связи Пермского края может произойти смена позиций: «Позиции должны измениться, причем существенно. Utel —  фактически государственная компания, и она менее заинтересована быть гибкой по отношению к рынку. К концу 2006 года прирост МТС должен составить 25 тысяч абонентов,  в целом на этот год каких-либо агрессивных планов мы не делаем, но в будущем намерены выйти на лидирующие позиции в крае».
В отличие от МТС, представители «ВымпелКом» (владелец Билайна) считают наиболее перспективным развитие территории Перми. Коммерческий директор пермского филиала «ВымпелКом» Юрий Потапов сообщил «bc», что в намерениях «Билайна» — увеличение количества абонентов в краевом центре: «Основной доход сотовым операторам приносят абоненты, проживающие на территории города, поэтому мы нацелены не на экстенсивный, а на интенсивный рост. Ожидаемый нами вариант событий — тот, при котором к концу года нашими услугами будет пользоваться каждый третий житель города».
В настоящее время среди операторов региона происходит борьба за корпоративный сектор. Традиционно лидером в нем считается  ОАО «Уралсвязьинформ», но представители МТС заявляют, что теперь лидирующие позиции принадлежат им.
Александр Шальнев:
Сейчас по «качеству»  корпоративных клиентов мы находимся на первом месте. В месяц на таких клиентах мы зарабатываем около 400 тысяч долларов, это 20-30 % от общей доли доходов. Помимо этого, постепенно мы наращиваем объем корпоративных клиентов и недавно заключили контракт с администрацией Перми.         
Однако Дмитрий Зайцев уверен, что лидирующие позиции в регионе сохранит именно Utel: «Корпоративные клиенты — наиболее лояльная  часть абонентской базы. Со многими мы сотрудничаем уже на протяжении нескольких лет, с каждым таким клиентом работает персональный менеджер. У нас хорошие позиции (объем доходов от корпоративного сектора составляет 13-15 миллионов рублей в месяц».
 
GPRS, EDGE, I-mode. В 2005 году произошло значительное «уравнивание» услуг операторов. Предлагаемые тарифы по своему качеству и стоимости практически перестали отличаться друг от друга. В результате исчезновения рациональных отличий компаний (прежде всего, это разница в цене и доступность связи) операторы значительное внимание стали уделять эмоциональным составляющим. Две компании — «Билайн» и «Уралсвязьинформ» — провели ребрендинг. Как стало известно «bc», еще один участник рынка, МТС, также планировал сменить фирменный стиль.

Комментарий

Александр Шальнев, директор пермского филиала МТС:

— Техническая составляющая сотовой связи обновляется непрерывно. Каждый год появляются новинки, обеспечивающие более качественную передачу данных. Это касается как самих сотовых телефонов, так и оборудования, обеспечивающего связь. Поэтому значительная доля прибыли операторов уходит на модернизацию оборудования. Одна из особенностей рынка региона — слабое покрытие территорий за пределами Перми. Если краевой центр покрыт сотовой связью на сто процентов, то за его пределами ситуация значительно хуже. В этом году мы планируем построить в области сто базовых станций, чтобы увеличить наше присутствие за пределами Перми. Внедрение станций позволит охватить территорию Куеды, Чернушки, Барды, а на севере — Красновишерска.
В новом, 2006 году мы планируем провести ряд существенных изменений. В марте мы запустили новый сервис I-mode, самую популярную в мире платформу, которая позволяет с мобильного телефона быстро выходить в Интернет.
В 2005 году было достаточно много других преобразований, направленных на то, чтобы укрепить рыночные позиции компании, сделать ее более гибкой, более технологически развитой. Большим событием для компании стало внедрение единого для Урала контактного центра, который обслуживает и абонентов Пермского края. Это суперсовременное подразделение, которое использует для общения с клиентами все возможности: чат, электронную почту, IVR-услуги и др.
Необходимо отметить, что рынок сотовой связи Прикамья в последние три года развивался бурными темпами, конкуренция межу участниками постепенно приводила к снижению цен на их услуги и как следствие — к увеличению доступности мобильной связи. Сейчас позволить себе сотовый телефон может каждый, поэтому сегодня мы озабочены тем, чтобы перейти от имиджа дорогого, элитарного оператора к доступному, понятному, близкому. Главное подтверждение этого образа — наши тарифные решения, которые мы предлагаем клиентам.
Несмотря на ориентацию на массового потребителя, много внимания в МТС по-прежнему уделяют VIP-клиентам. Одно из новшеств рынка, которое сейчас проходит апробацию в Екатеринбурге, — это услуга APN: зашифрованный доступ через сотовый телефон к корпоративным ресурсам по защищенным GPRS-каналам. Сейчас мы ведем подготовку проекта к коммерческой эксплуатации, и в Перми он может появиться уже во II квартале 2006 года. Потенциальные потребители проекта — компании с высокими требованиями к защите информации, банки. Услуга APN даст нашим клиентам возможность пользоваться индивидуальным каналом связи, недоступным другим пользователям, что должно повысить уровень безопасности информации.
Помимо этого, мы внедряем новую технологию 3G, которая позволит стабильно работать с GPRS  при скорости 256 кбит в секунду. Новая технология предназначена для массового клиента и должна вызвать интерес у людей, регулярно пользующихся Интернетом. Она позволяет более широко пользоваться передачей данных при скорости до 256 кбит в секунду. Внедрение 3G — это подготовка платформы для сетей нового поколения, позволяющей применять множество настроек, недоступных при обычных каналах связи.
В 2006 году на сотовом рынке должно произойти масштабное изменение: вступление в силу Закона о бесплатных входящих. Думаю, что это не окажет негативного влияния на работу операторов региона. Большинство тарифов МТС также не требуют платы за входящие вызовы, кроме того, у нас есть услуга, при которой абонентам не придется тратиться даже на исходящие звонки. Это тариф «Безлимитный». За 998 рублей в месяц наш клиент получает возможность звонить абсолютно бесплатно и на мобильные, и на городские номера.
В целом, рынок сотовой связи очень мобилен, и изменения на нем происходят регулярно. Все это за-ставляет операторов постоянно пребывать в поиске новых решений, исследовать рынок и, учитывая современные тенденции, предоставлять услуги, наиболее востребованные потребителями.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний