Газета
 17 апреля 2006, 00:00   1038

Для уверенности

Специалисты компании MVM заявляют, что создание концепции объекта недвижимости является необходимым этапом его строительства. Эксперты считают это направление консалтинга перспективным.
Специалисты компании MVM заявляют, что создание концепции объекта недвижимости является необходимым этапом его строительства. Эксперты считают это направление консалтинга перспективным.

Компания MVM расширяет перечень консалтинговых услуг, оказываемых  участникам рынка строительства и недвижимости. В частности, речь идет о создании концепций объектов, которые планируется возводить, разработке программы реконструкции и репозиционирования существующих объектов с прицелом на будущую максимальную доходность, а также концепций развития территорий. Стоимость подобных работ оценивается экспертами в 0,1-1 % от общей величины инвестиций в строительный проект. Участники рынка считают предложение своевременным и полезным.
 
Новый продукт. Компания MVM объявила о намерении начать работу в новом направлении: оказывать консалтинговые услуги девелоперам и собственникам недвижимости. Причиной тому служит постепенное насыщение рынка новыми видами недвижимости и усиление на нем конкуренции.
Андрей Ярославцев, руководитель департамента управления недвижимостью компании MVM:
Несколько лет назад в Перми не было, к примеру, торговых центров в современном понимании этого вида коммерческой недвижимости, и каждый вновь построенный подобный объект был обречен на пристальное к себе внимание, поток покупателей был практически гарантирован. Однако с течением времени, когда конкуренция, особенно в центре города, повысилась, не каждый проект торгового центра может стать удачным. Это же можно сказать и про любой другой вид коммерческой недвижимости. 
По оценкам Андрея Ярославцева, в последнее время на рынке появился ряд объектов (как новых, так и давно действующих), эффективность которых для инвестора могла бы быть значительно выше при реализации более продуманной концепции.
Например, по мнению господина Ярославцева, собственники проекта бизнес-центра Marshall House рискуют не получить доходность, соответствующую заявленному классу А и серьезным затратам, сопутствующим реализации такого финансовоемкого проекта. Остальные площади в помещениях бывшего ВКИУ, по-видимому, будут агрессивно конкурировать с указанным бизнес-центром, несмотря на более низкое качество, но при этом и более низкую цену. Подобное негармоничное соседство может привести к тому, что площади центра не будут заполнены в полном объеме, либо величина арендных ставок не достигнет ожидаемого уровня.
Возникают сложности и у ряда торговых центров и магазинов, морально устаревших в глазах потребителей.
Андрей Ярославцев:
В каждом городе существует определенный «торговый круг», в который входят магазины, посещаемые горожанами регулярно. С течением времени состав этого «круга» меняется. В Перми из него выбыли «Товары Прикамья», куда покупатели раньше заходили регулярно; уменьшился поток покупателей в магазине «Речник». В последнее время из этого «круга» постепенно начинает выпадать ЦУМ. Всем им требуется существенная реконструкция, чтобы вернуть симпатии потребителей. 
Базисом для реконструкции служит создание новой концепции помещений. Она, по оценкам экспертов, как правило, жизнеспособна в течение 3-5 лет, самые сильные могут продержаться 7-10 лет. Но в дальнейшем в любом случае помещение потребует реконцепции для сохранения имеющихся покупателей и привлечения новых клиентов.
Как правило, стоимость разработки бизнес-проекта и всех консалтинговых услуг не превышает 1 % от стоимости возведения объекта. «Эта сумма откровенно мала по сравнению с теми средствами, которые бизнесмены готовы инвестировать в строительство. Зато она дает возможность убедиться в верности принятого решения или во-время скорректировать ошибочные гипотезы и изменить проект», — отметил Андрей Ярославцев.
 
Вопрос доверия. По мнению генерального директора некоммерческого партнерства «Запад-уралстрой» Ювиля Каллю, услуга консалтинга в сфере строительства вполне своевременна:
Этот подход правилен, я считаю, что услуга имеет хорошие перспективы. Ключевыми для заказчика станут опыт и квалификация сотрудников, работающих над консалтинговым проектом, а также «портфель» успешно выполненных заказов. Конкуренция на строительном рынке повышается, и сейчас уже сложно представить, чтобы девелопер вкладывал деньги, не понимая, что в итоге будет возведено, и какой доход он может получить.
Похожей точки зрения придерживается директор по развитию инвестиционной компании «Проспект» Андрей Головин:
Вопрос, использовать труд консультантов или не использовать, для меня не стоит. Главная дилемма традиционно заключается в том, создавать ли собственный консалтинговый отдел или использовать труд привлеченной компании? Я считаю второй вариант предпочтительным. Если компания специализируется на консалтинге, ее работа по определению будет лучше. Единственный вопрос в том, соответствует ли заявленный уровень качества реальному?
Среди успешных проектов консалтинга в недвижимости можно назвать разработку концепции застройки территории, занимаемой сейчас одним из цехов ОАО «Кондитерская фабрика «Пермская», реализованной компанией MVM. Кроме того, компания предложила администрации Краснокамска создать проект инфраструктурного развития города. «Это было бы идеальным наглядным пособием для инвесторов, которым власти города сразу показывали наиболее подходящие места для размещения их бизнеса», — считает Андрей Ярославцев. Глава Краснокамска Юрий Чечеткин заявил «bc», что на данный момент у мэрии нет возможности начать сотрудничество с консультантами, поскольку в городе проходит «инвентаризация» земельных участков. «В целом нам идея нравится, и если мы не профинансируем создание проекта инфраструктурного развития города в 2006 году, то обязательно найдем для него деньги в 2007 году», — сообщил господин Чечеткин.
Promotion
Поделиться:
Все новости компаний