Газета
 17 апреля 2006, 00:00   1481

Цена власти

Разница в доходах топ-чиновников и служащих среднего звена Пермского региона увеличивается из-за введения системы оплаты по результатам. Тем не менее, по сравнению с другими субъектами первые руководители региональных и местных органов власти получают мало.
Автор: Кирилл Перов
Разница в доходах топ-чиновников и служащих среднего звена Пермского региона увеличивается из-за введения системы оплаты по результатам. Тем не менее, по сравнению с другими субъектами первые руководители региональных и местных органов власти получают мало.

В рамках последней избирательной кампании кандидаты во власть открыто заявляли об уровне своих доходов. Среди них были представители и областного парламента, и городской думы, работающие на постоянной основе. По данным городской избирательной комиссии общий доход, например, депутата Законодательного собрания Пермской области Константина Окунева составил 309 тыс. рублей (за 2004 год). Как показал анализ «bc», суммы, которые получают депутаты местного и регионального уровня, сопоставимы с доходами чиновников.
 
Плата за чин. Денежное содержание государственных и муниципальных служащих в каждом регионе имеет свои особенности, и Пермский край не исключение. Не секрет, что два года назад губернатор Олег Чиркунов заявил о внедрении системы оплаты труда госслужащих в зависимости от результатов. Однако эти нововведения пока коснулись только представителей высшего звена, а денежное содержание остального аппарата госслужащих осуществляется по традиционной схеме.  Как отмечает первый заместитель начальника департамента планирования Администрации Пермской области Максим Решетников, итоговая сумма, которую получает чиновник, включает несколько составляющих:
Первая это базовый оклад, который зависит от занимаемой должности и варьируется в широких пределах. Например, собственно оклады составляют от трех тысяч рублей в месяц у рядового  специалиста до 19 тысяч у первого заместителя губернатора Пермской области. Помимо этого, существует оклад за клас-сный чин при условии сдачи госслужащим соответствующего экзамена и присвоения того или иного чина. Он составляет в среднем 30 % от базового оклада. В обязательную часть денежного содержания входит и надбавка за выслугу лет, в зависимости от стажа она составляет от 10 до 30 %, и надбавка за ученую степень (для кандидатов наук 25 , для докторов 30 %).
Вместе с тем существует система поощрительных выплат. В частности, к ним относится надбавка за особые условия труда, которая в зависимости от занимаемой должности может составлять до 200 %. По словам Максима Решетникова, она устанавливается руководителем органа власти исходя из важности выполняемых поручений, напряженности труда, интенсивности работы. Причем эта сумма выплачивается не всем в обязательном порядке и не каждый месяц. Кроме того, в денежное содержание входят собственно премиальные. В результате, как утверждают респонденты «bc», окончательная сумма, которую госслужащий получает на руки, с учетом всех надбавок может быть больше базового оклада в разы.
Как поясняют эксперты, в зависимости от должности ежемесячный доход госслужащего в 1,5-3 раза больше базового оклада. Нужно учитывать, что разница в зарплатах объясняется наличием пяти групп должностей. В законе оговаривается максимальный разброс окладов: в группах  — от 5 до 10 %, между группами  — 10-20 %. В частности, среди муниципальных служащих Пермской области есть высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности. К высшим относятся мэр, вице-мэры, руководители департаментов, оклад которых в среднем составляет 7-9 тыс. рублей. Соответственно, итоговая сумма — в три раза больше. Примерно такая же ситуация в областной администрации. Поэтому, отмечают респонденты «bc», когда считают годовой бюджет на одного чиновника, как правило, закладывают сумму, равную окладу госслужащего, умноженную на 27-30.
Специалисты среднего звена (консультанты), по информации экспертов, получают от 5,5 до 6,5 тыс. рублей (базовый оклад), госслужащие нижнего звена — от 3до 5 тыс. рублей.
В городской администрации суммы практически такие же. Как заявил «bc» заместитель главы Перми Александр Бесфамильный, его доходы в месяц в среднем составляют около 30 тысяч с учетом всех надбавок. При этом, по словам топ-чиновника, разница в зарплатах работников горадминистрации достаточно существенная. Г-н Бесфамильный усомнился в том, что зарплата рядового секретаря, включая все надбавки, превышает 3 тыс. рублей.
Как признаются сами госслужащие, дифференциация в доходах, прежде всего, по группам должностей, будет увеличиваться в связи с внедрением принципа выплаты по результатам деятельности.
Максим Решетников:
Чем выше руководитель, чем более ответственное решение он принимает, тем больше должна быть доля премиальных в его конечной оплате труда, а гарантированная часть должна быть минимальной. Появилась возможность увеличить денежное стимулирование тех, кто принимает решения, у кого уровень ответственности и компетенции должен быть очень высоким. При этом крайне важным является четкое формирование критериев: что каждый на своем месте должен сделать, каких результатов добиться. Например, если руководитель курирует социальную сферу или культуру, то его деятельность должна оцениваться теми показателями,  которые отражают состояние этих отраслей.
Однако определенная сложность, отмечают специалисты, заключается в том, что результаты проявляются по прошествии времени, поэтому, как правило, выплаты по новой схеме (они относятся только к премиальной части, в системе окладов сохраняется прежний подход) производятся по итогам года. Как утверждает Максим Решетников, по итогам  2005 года работа руководителей оценивалась по отдельным значимым действиям, а в 2006 году уже будет производиться оценка по целостной системе показателей. Причем проникновение результативной системы начинается с высшего звена, но предполагается постепенно распространить ее на все уровни исполнительной власти. Таким образом, по новой схеме уже сейчас топ-чиновники, в частности, заместители губернатора, при подведении итогов их деятельности могут получать денежное содержание на уровне губернатор-ского. Доход губернатора края четко фиксирован и установлен законом, на 2006 год он составляет около 70 тыс. рублей в месяц.
Максим Решетников:
Мы сравнивали зарплату госслужащих с теми доходами, которые сложились сегодня в экономике. Причем, поскольку вся информация по зарплатам на предприятиях является коммерческой тайной и поэтому закрыта, то мы делали эту работу не сами, а поручили ее независимому кадровому агентству, способному такую информацию собрать. Результат их исследования таков: зарплата низшего звена в целом соответствует рыночному уровню, зар-плата чиновников среднего звена ниже в 1,8 раза, а зарплата высшего руководства, начиная с уровня начальников департаментов, ниже рыночного уровня почти в два с половиной раза. Например, в крупных коммерческих, финансовых компаниях, работающих в нашей области, зарплату, равную зарплате губернатора, получают сотрудники уровня начальника управления. Высшее руководство предприятий (генеральные директора и их заместители) получают официальную зарплату, в разы превышающую губернаторскую.
Зарплата губернатора Пермского края меньше, чем во многих субъектах РФ. Например, зарплата свердловского губернатора составила 91 тыс. рублей (на 2004 год), главы Камчатского региона — около 150 тыс. рублей (2006 год). В большинстве российских субъектов на содержание государственного аппарата тратятся значительно большие суммы, чем в пермском регионе. Согласно данным Минрегионразвития (за 2005 год), если в среднем по России на 1000 человек населения приходится 1,27 региональных чиновников, то в Пермской области их в 3 раза меньше, а именно 0,46 чиновников на 1000 жителей. Это предпоследнее место по России. Аналогична ситуация с фондом оплаты труда: в среднем по России каждый житель платит почти 19 руб. в месяц на зарплату чиновникам, а в Пермской области — 6 руб. 33 коп. (подробнее см. таблицу).
По сравнению с прошлым годом зарплаты чиновников в пермском регионе будут увеличены в соответствии с уровнем инфляции (приблизительно на 10 %).
 
Депутатское содержание. Денежное содержание главы законодательного органа Пермской области также определяется законом и соответствует губернаторскому. Остальные депутаты областного Законодательного собрания получают вознаграждение за свою деятельность, если работают на постоянной основе. В других случаях они получают зарплату только по основному месту работы.
Для депутатов, работающих  на освобожденной основе, система зарплат складывается практически из тех же составляющих, что и у чиновников, т.е. включает в себя базовый оклад, надбавку за стаж и премиальную часть. По словам депутата ЗС Константина Окунева, с учетом всех этих факторов его личный доход составляет менее 20 тыс. руб. в месяц: «Большинство депутатов, работающих на постоянной основе, такая цифра, на мой взгляд, устраивает, поскольку эти люди уже состоялись в бизнесе и стремятся реализовать себя в сфере политики. Денежное содержание председателей комитетов приблизительно в 2 раза больше, что в среднем соответствует уровню заместителей губернатора.
По информации респондентов «bc», доходы депутатов Перм-ской городской думы несколько меньше, чем у областных парламентариев. Как отмечает депутат городской думы Игорь Яковлев (в прошлом созыве работал на постоянной основе), его оклад составлял 3 600 руб., а доход с учетом  всех надбавок — около  8,5 тыс. руб., не считая материальной помощи (выплачивается раз в год в размере двух окладов). Председатели комиссий получали около 14-16 тыс. руб., председатель думы — около 30 тыс. руб.
В областном парламенте депутаты работают на постоянной основе по выбору, и число таких законодателей не ограничивается (за исключением Председателя ЗС, председателей комитетов или их заместителей, которые должны работать на постоянной основе).
С точки зрения Константина Окунева, представительный орган должен полностью состоять из тех, кто действует на освобожденной основе, поскольку иначе сложно качественно исполнять депутатские обязанности: «Невозможно, не работая постоянно с законами, не изучая их досконально, максимально качественно исполнять обязанности». Г-н Окунев полагает, что переход к партийной системе  (50 % депутатов ЗС будут избираться по партспискам) будет способствовать увеличению числа  работающих на профессиональной основе, поскольку возрастет коллективная ответственность за принимаемые решения.
Между тем, ситуация в Пермской городской думе нового созыва по количеству человек, работающих на постоянной основе, кардинально отличается от той, что сложилась в областном парламенте. Причиной стало изменение формирования состава депутатов, действующих на освобожденной основе. Если в предыдущие созывы количество «постоянных» думцев определялось только числом желающих, то сегодня оно строго ограничено — 10 % от общего числа, т.е. 3,6 ставки. Уже сейчас, по словам некоторых депутатов, претендентов больше, чем мест: по информации «bc», заявлено 15 человек. Причем одно из постоянных мест уже закреплено за заместителем председателя думы Игорем Сапко. По данным издания, оставшиеся места, вероятно, будут отданы Денису Ушакову и Светлане Кутняковой. С точки зрения депутата Игоря Яковлева, «конкуренция за эти места будет зависеть от того, кто сохранит свои должности на прежних местах работы, прежде всего в бизнес-структурах». Измененные условия вызвали неоднозначную реакцию у думцев. В частности, по словам Максима Тебелева, подобные ограничения нецелесообразны: «Я считаю, что все должны иметь возможность работать на постоянной основе. Если депутаты предоставят такое право всем желающим, то пусть данное решение оспаривает прокуратура».
Однако иной позиции придерживается заместитель председателя думы Денис Ушаков, который полагает, что борьба за места отсутствует, а «люди, желающие работать на постоянной основе, должны на это иметь право».
На данный момент вопрос о том, кто еще будет действовать на постоянной основе, остается открытым. При его решении, как заявил глава города и председатель думы Игорь Шубин, в этом направлении «есть некоторые проблемы, и мы будем исходить из целесообразности задач, которые должны решить те или иные депутаты». Таким образом, можно предположить, что оставшиеся места получат лица, больше других наделенные полномочиями, в частности, председатель одной из ключевых комиссий.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний