Газета
 10 апреля 2006, 00:00   2606

Нерентабельный туризм

Рентабельность туристического бизнеса в Перми, по оценкам некоторых экспертов, близка к нулевой. Участники рынка считают, что развитие въездного туризма может сыграть важную роль в жизни региона, но для этого нужны капитальные вложения.
Рентабельность туристического бизнеса в Перми, по оценкам некоторых экспертов, близка к нулевой. Участники рынка считают, что развитие въездного туризма может сыграть важную роль в жизни региона, но для этого нужны капитальные вложения.

Нерентабельный туризмНа данный момент в Пермском крае на ведение туристического бизнеса выдано 390 лицензий, 90 % которых принадлежат пермским фирмам. Сам рынок туруслуг региона носит сезонный характер: если в летний период действуют от 180 до 220 компаний, то с наступлением зимы их количество сокращается до 70. По информации «bc», основная доля рынка приходится на 15-20 крупных компаний, широко известных в городе за счет активной рекламы. Остальной сегмент делят между собой небольшие сезонные офисы, компании-новички и фирмы-однодневки. Как сообщила исполнительный директор компании TourBusinessCon-sult (профессиональное обеспечение туристической деятельности) Елена Валеева, средняя туристическая компания, работающая на рынке более 2 лет, продает в сезон от 15 до 25 путевок в месяц. Клиентами компаний ежегодно становятся около 250 тысяч пермяков. Емкость рынка подсчитать очень трудно, так как представители компаний предпочитают не раскрывать финансовую информацию, а органы статистики, по мнению экспертов, не в состоянии отразить реально существующую ситуацию на рынке.
 
Нет места. Практически все участники рынка признают, что уровень конкуренции среди турфирм растет. Год от года количество компаний на территории Перми увеличивается, в последние два года стали появляться туристические агентства в крупных городах региона: Кунгуре, Лысьве, Соликамске, Чайковском. Росту количества турфирм во многом способствовало упрощение процедуры получения лицензии на ведение туристического бизнеса. Сегодня лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность выдает Федеральное агентство по туризму, и в среднем раз в две недели в России выдается около 300 лицензий.
Людмила Фельдман, директор компании «Перминтур»:
Раньше полномочия, связанные с выдачей лицензий, принадлежали комитету по физкультуре, спорту и туризму, существовала комиссия, которая служила своеобразным фильтром, не позволявшим кому попало получать право на ведение турбизнеса. Сейчас лицензии выдают всем, в результате чего туристы не застрахованы от непрофессионального подхода.
Как сообщила Людмила Фельдман, конкуренция приводит к ориентированности многих компаний на постоянных клиентов: «Около 90 % наших клиентов можно назвать постоянными. Остальные 10 % — те, кто пришел по совету постоянных клиентов. Нельзя не признать, что в турбизнесе «сарафанное радио» играет важную роль, поэтому, чтобы существовать на рынке и выдерживать конкуренцию, необходимо большое внимание уделять качеству услуг». По мнению ряда экспертов, через 2-3 года рынок достигнет перенасыщения, и тогда возникнет ситуация, которая наблюдается сейчас в США и других развитых странах, а именно клиентская база турфирм в основном будет складываться из постоянных клиентов и тех, кто живет вблизи офисов туристических компаний. Это может произойти из-за отсутствия конкурентных различий, прежде всего, разницы в стоимости услуг.
Помимо количества туристических компаний, увеличивается и число специалистов в этом виде бизнеса. Ежегодно 14 учебных заведений Перми выпускают около 300 специалистов в области туризма. По мнению генерального директора компании «Краснов» Михаила Краснова, в регионе может возникнуть переизбыток специалистов, так как туристические компании не в состоянии принять даже треть выпускников: «Сейчас большинство компаний состоят из нескольких человек, мест для новых сотрудников нет, и куда пойдут выпускники, получившие специальности, связанные с туризмом, я сказать не могу». Как сообщил Михаил Краснов, увеличивать штат не позволяет низкая доходность бизнеса: «Рентабельность туристического бизнеса очень мала и составляет от 2 до 4 %. Этого хватает для оплаты счетов, зарплаты сотрудникам, поэтому ни о каком увеличении штата думать не приходится».
Однако, по мнению методиста филиала Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» Марины Хариной, переизбытка специалистов не предвидится: «Вовсе не обязательно, что наши выпускники будут работать в турагентствах Перми, кто-то может работать в другой отрасли, кто-то переедет в другой регион, часть решит организовать свое дело. В любом случае грамотных профессионалов, получивших образование в сфере туризма, у нас не хватает».
 
Затраты растут. Количество пермяков, пользующихся услугами туристических фирм, с каждым годом возрастает. По данным Пермьстат, в январе-феврале 2006 года затраты населения Пермского края на туристические услуги достигли 50,3 млн рублей, что составило 269 % к аналогичному периоду 2005 года. Происходит рост популярности заграничных стран и курортов, который специалисты объясняют увеличением благосостояния населения и растущей год от года доступностью туров. Все больше жителей Перми могут позволить себе отдыхать за границей два раза в год, цены на поездки постепенно снижаются. Сейчас, например, автобусный тур по Европе, включающий в себя и непродолжительный отдых на море, можно приобрести за 10 тыс. рублей. Развитие авиалиний также способствует увеличению уровня доступности туризма, в частности, с появлением прямого рейса из Перми в Египет цены на путевки в эту страну снизились почти вдвое. Росту затрат на тур-услуги способствует внедрение в туристическом бизнесе кредитной системы. Как сообщила исполнительный директор туристического агентства «Планета» Екатерина Головченко, доля путевок, взятых в кредит, постепенно увеличивается и, по разным оценкам, составляет от 20 до 30 % от общего количества туров.
Самыми популярными странами, как и десять лет назад, остаются Турция и Египет, но в последние три-четыре года специалисты замечают рост интереса пермяков к Таиланду. Далее следуют Испания и Хорватия. Болгария после вступления в Евросоюз стала более дорогой для отдыха, поэтому, по замечанию специалистов, не так популярна.
В последние годы среди туристов наблюдается тяга к активным видам отдыха. Пассивному лежанию на пляже европейцы предпочитают рафтинг, горные лыжи, познавательные экскурсионные поездки в восточные страны, такие как Китай, государства полинезийского архипелага. По словам Екатерины Головченко, около 4 лет назад среди пермяков начал формироваться сегмент туристов с подобными интересами, и к 2006 году он достиг приблизительно 10 % от общего количества. Но, как считает Людмила Фельдман, пальму первенства, как и прежде, держат пляжные курорты: «Южные страны никогда не приедятся пермским туристам. Во-первых, наш климат вызывает желание отдохнуть на солнце и позагорать, во-вторых, отдохнуть в Турции и Египте можно чуть ли не дешевле, чем на черноморском побережье в районе Сочи. Это привлекает не только молодежь, но и семьи среднего достатка».
 
Нужны деньги. Несмотря на то что выездной туризм в регионе развит и у жителей есть выбор как между компаниями, так и между странами, туризм въездной находится на довольно низком уровне. По данным компании TourBusinessConsult, за последние три  года количество иностранцев, посещающих Пермский регион в качестве туристов, выросло не более чем на 7 %, тогда как объемы въездного туризма в соседнем Екатеринбурге, по информации «bc», с 2003 года выросли вдвое. Между тем многие экс-перты говорят о большом потенциале Пермского края в качестве крупного туристического центра. По мнению ряда специалистов, иностранцев могут привлечь не только культурно-исторические памятники Прикамья, но и природа края, более привлекательная для туризма, чем в других регионах, где въездной туризм находится в лучшем положении. Основную причину неразвитости въездного туризма специалисты видят в слабом содействии со стороны властей.
Михаил Краснов:
Многие зарубежные туроператоры говорят, что Пермь во всех справочниках описана как неинтересный город, поэтому большинство иностранцев, прибывающих с туристическими целями, обходят регион стороной. Но после того, как мы знакомим скептически настроенных тур-операторов с нашими достопримечательностями, их взгляды меняются.
По мнению Михаила Краснова, для того, чтобы развить рынок въездного туризма, необходимы финансовые вложения со стороны властей. В качестве примера успешного развития туристического бизнеса эксперт приводит ситуацию в Тюменской области, где был специально создан департамент стратегического развития области, одной из функций которого стало содействие въездному туризму, а на «раскрутку» имиджа региона как объекта туризма в 2005-2006 годах выделено 10 млрд рублей (в Пермской области в 2005 году на развитие туризма было выделено около 700 тыс. рублей).
Между тем представители туристического бизнеса предлагают множество проектов, способных заинтересовать иностранцев. Среди наиболее интересных можно отметить «тур золотоискателей» в район Красновишерска и аттракцион, во время которого на экскурсантов нападает банда разбойников. Сейчас на территории региона действуют несколько подобных туров, но они не могут привлечь большие массы туристов, так как мало «раскручены», и о них знают не многие потенциальные туристы. Помимо этого, власти время от времени предпринимают шаги, призванные содействовать развитию въездного туризма в регионе. К числу таких можно отнести «Концепцию развития туризма на территории Пермской области на 2005-2010 годы», принятую Законодательным собранием 17 февраля 2005 года. В качестве последней инициативы властей можно считать заявление вице-губернатора Олега Ощепкова о намерении сделать из Чусового столицу зимних видов спорта как общероссийского, так и международного масштаба. 3 апреля господин Ощепков заявил о том, что в Чусовом готовится создание зимнего стадиона европейского уровня, а также сопутствующего ему гостиничного центра. Для проектирования уже приглашены специалисты из Швеции. Стоимость проекта, по подсчетам экспертов, составит от 50 до100 млн долларов США.
По мнению ряда специалистов, развитие имиджа региона может привести к созданию мощной индустрии турбизнеса, способной стать одной из ведущих отраслей экономики. Подобная ситуация сложилась в нескольких городах США, где практически все объекты инфраструктуры и малого бизнеса взаимосвязаны с туризмом. Как считают специалисты рынка, сами туристические компании не способны развить имидж региона, так как собственных ресурсов компаний для этого не хватит, а привлечь инвесторов крайне сложно из-за длительных сроков окупаемости вложений.
Как считает Елена Валеева, развитие внутреннего туризма в крае должно носить поступательный характер, то есть по утвержденной программе, исключающей   влияние различных негативных факторов: «В настоящее время бизнес ждет появления координатора, которым должен стать властный орган, занимающийся только туризмом. В случае если власти реально заинтересуются развитием этой отрасли, она может сыграть важную роль в жизни всего региона. Проблема в том, что представители власти, курирующие туризм, постоянно меняются. Создается впечатление, что администрация в действительности не заинтересована в сохранении профессиональных опытных кадров». По словам Елены Валеевой, большое участие в развитии въездного туризма принимали бывшие вице-губернатор Никита Белых и депутат Законодательного собрания Игорь Пастухов, однако в настоящее время у обоих представителей власти возможности содействовать отрасли по разным причинам нет.
По мнению экс-директора туристического агентства «Джейн» Инессы Вишняковой, ситуация вокруг туристической отрасли с 2001 года не изменилась: «Рентабельность туристического бизнеса крайне мала, и занимаются им в основном энтузиасты. О прибыли можно говорить только тогда, когда речь идет о въездном туризме. Но после того, как в 1999 году произошел скачок роста интуристов (примерно на 30 %), никаких значительных сдвигов, по моим наблюдениям, не произошло».
Опрошенные «bc» эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на развитие рынка выездных туристических услуг, отрасль в целом находится в нелегком положении, и мелкие компании с трудом выживают в создавшихся условиях. Для того чтобы повысить рентабельность въездного туристического бизнеса, необходимо не только создать региону благоприятный имидж, но и развить инфраструктуру. Главная роль в этом, по мнению участников рынка, должна принадлежать властям, однако конкретных действенных мер по развитию въездного туризма, по информации «bc», в настоящее время не предпринимается, а разрабатываемые время от времени проекты не получают должного развития.

Комментарий
Ольга Молчанова, генеральный директор группы компаний «Финист трэвел»:
— При анализе развития туризма в крае необходимо четко разграничивать выездной и въездной туризм, т. к. и экономическая, и политическая, и социальная, и кадровая  ситуации в них принципиально разные. Рентабельность въездного туризма на порядок ниже, в то время как выездной — вполне доходный при правильном ведении бизнеса. Однако предстоящие кардинальные законодательные изменения потребуют выстраивания принципиально нового подхода к организации туризма. Отмена лицензий с 2007 года и необходимость депозита (или банковской гарантии, либо страхования) для туроператоров в размере 10 миллионов рублей для выездного международного туризма и 1 миллиона рублей для въездного (внутреннего) автоматически переведут небольшие фирмы в статус турагентов (розничных продавцов путевок). Выходом может являться объединение турфирм в более крупные подразделения, к чему мы, в принципе, уже готовы, создав Пермскую туристическую гильдию еще 5 лет назад. На сегодня в Гильдии более 40 участников, причем не только турфирм, но и транспортных предприятий, отелей, страховых компаний. Именно такое объединение может способствовать как поддержке выездного туризма, так и развитию внутреннего и въездного туризма. Причем я бы не делала ставку на прием иностранных граждан, поскольку сама Россия является наиболее привлекательным поставщиком туристов из разных регионов. Конечно, инвестиции со стороны государства и краевого бюджета  необходимы, но не напрямую в развитие туризма, а скорее в развитие общей инфраструктуры края: дорог, связи, информационного обеспечения, поддержание имиджа Прикамья, реконструкцию музеев и памятников, объектов показа, а также в поддержку малого и среднего предпринимательства. Малый бизнес в свою очередь способен обеспечить такие составляющие внутреннего туризма, как небольшие мотели, гостевые дома, кафе и рестораны, придорожные санитарные блоки, экскурсионное обслуживание, сувенирную продукцию и многое другое. И тем не менее, уже сегодня Пермский край имеет достаточный потенциал для развития внутреннего туризма, не требующего высокого уровня сервиса и направленного в первую очередь на детей, подростков, любителей экстремального отдыха: сплавы, яхты, охота, рыбалка, ралли по бездорожью.
Поделиться: