Газета
 10 апреля 2006, 00:00   987

Дело на 10 миллионов

Генеральный директор «Синема Парк» в эксклюзивном интервью Business Class — о планах на Пермский регион, перспективах местного ритейла и ноу-хау, которые никому не достанутся.
Генеральный директор «Синема Парк» в эксклюзивном интервью Business Class — о планах на Пермский регион, перспективах местного ритейла и ноу-хау, которые никому не достанутся.

Дело на 10 миллионовСеть «Синема Парк» два года назад одной из первых среди федеральных ритейлеров проявила интерес к пермскому рынку. Однако первым в городе многозальным кинотеатром «Синема Парк» не стал. Более того, сроки реализации были сдвинуты с 2005 на 2007 год. Тем временем конкуренция на рынке только усиливается. В столице Прикамья уже открылся многозальный кинотеатр другой сети, «Киномакс» (ТРК «Столица»), началось расширение (с одного зала до пяти) кинотеатра «Кристалл», а также была определена управляющая компания восьми залов второй очереди гипермаркета «Семья». Эту функцию возьмет на себя компания «ИнвестКиноПроект» (бренд «Киноплекс»). По мнению генерального директора ЗАО «Синема Парк» Сергея Китина, проект его компании по-прежнему имеет все шансы на успех, и, более того, это не предел данного сегмента пермского рынка развлечений.
 
Первое упоминание о строительстве мультиплекса в Перми пришлось на осень 2003 года, когда город посетил глава холдинга «Интеррос» Владимир Потанин. «Синема Парк» заинтересовался региональным рынком с подачи главы «Интерроса»?
— В общем-то, да. Но решающим является тот факт, что пермский рынок интересен сам по себе. Действительно, в 2003 году у наших акционеров появилась идея построить мультиплекс в Перми. Мы приехали сюда, оценили обстановку и пришли к выводу, что перспективы у местного рынка весьма радужные, и если мы к 2005 году построим здесь мультиплекс, то точно не прогадаем. Мы обращались и к «Перекрестку», и к «М-видео», и к ряду других ритейлеров, которые могли бы стать нашими партнерами в освоении Перми. Тогда здесь никто из федеральных сетей не работал, более того, желание вести дела было минимальным. Впрочем, уже через год-полтора интерес к городу появился практически у всех, включая сети кинотеатров. Мы изначально планировали, что наш объект будет сдан в конце 2005 года, хотя довольно скоро этот срок был перенесен на 2006 год, а сейчас мы говорим уже о 2007. Это связано с задержками строительства здания, в котором разместится кинотеатр.
 
На какой стадии находится ваш проект?
— «Синема Парк» уже выполнил все обязательства, предусмотренные инвестиционным договором, который был заключен с «Российским индустриальным альянсом». На данный момент наши затраты составляют примерно полтора миллиона долларов. Примерно половина этой суммы была передана компании Юрия Львовича Борисовца в качестве инвестиционного взноса, а другая половина потрачена на разработку проекта, включая планировку кинотеатра и дизайн. Они выполнены соответственно английской компанией McFarlaneLatter и итальянцем Джулио Барателли. Что касается строительства здания, насколько нам известно, не так давно на площадку вышел генеральный подрядчик «Ренессанс Констракшн».
 
Какое влияние оказывает ваша компания на подбор арендаторов площадей, соседствующих с мультиплексом?
— Существует отработанный алгоритм появления якорных арендаторов. Каждый из больших игроков, рассматривая возможность захода, интересуется, кто еще из крупных операторов будет работать в комплексе, ведет консультации и дает свои рекомендации. Как правило, первым делом определяются с кинотеатром и продовольственным супер- или гипермаркетом, далее — с сетями, торгующими электроникой, затем с продавцами одежды, а напоследок с более мелкими игроками, вроде салонов сотовой связи. Таким образом действует и «Синема Парк»: ни в Перми, ни где-либо еще компания не оказывает прямого влияния на подбор арендаторов, мы просто даем согласие на работу и иногда советуем, кого еще из крупных арендаторов можно привлечь. Например,  одним из наших постоянных  партнеров стала компания Game Zona, организующая детские игровые площадки.
 
Как бы Вы прокомментировали высказывания вашего партнера Юрия Борисовца о том, что еще есть вероятность того, что запланированные под мультиплекс площади могут быть перепрофилированы?
— Пермь является одним из приоритетов нашей компании, мы не намерены отказываться от своих планов здесь и подтверждаем готовность финансировать проект. Хотелось бы подчеркнуть, что задержки связаны не с нами, а по инвестиционному договору мы можем требовать выполнения обязательств нашими партнерами. Если учесть, что никаких официальных предложений о расторжении соглашения мы не получали, тем более непонятными становятся заявления Юрия Львовича. Вряд ли можно рассматривать вариант сворачивания партнерских отношений, такое развитие событий не соответствует никаким нормам делового этикета. И конечно, немыслимо даже предположить, что на подготовленную нами площадку может прийти альтернативный оператор. Наши технологии, ноу-хау не могут быть использованы какой-либо другой компанией. 
 
По данным вашего партнера, РИАЛ и «Синема Парк» вложат в проект по 10 миллионов долларов, которые вернутся в течение пяти лет. Оцените эти показатели в сравнении с другими городами страны. Насколько Пермь привлекательна с точки зрения вашего бизнеса?
— Это вполне реальные цифры. Впрочем, приводя эти данные, мы во многом опирались на опыт Соединенных Штатов и Европы. Сегодня можно говорить о том, что, если бы мы ввели мультиплекс в 2005-2006 годах, окупаемость могла бы составить и четыре года. Сегодня «Синема Парк» оценивает стоимость проекта в 12-14 миллионов долларов, думаю, вы понимаете теперь, почему мы так озабочены переносом сроков.
В целом, ваш город достаточно привлекателен, и «Синема Парк» мог бы рассмотреть возможность строительства здесь второго многозального кинотеатра. В центре Перми есть площадки, где можно построить второй мультиплекс вместимостью 1,5-2 тысячи человек и не меньше чем с восемью экранами. 
 
Вы не считаете препятствием то, что в городе уже работает «Киномакс» в самом густонаселенном спальном районе и готовятся к запуску еще, как минимум, два многозальных кинотеатра в центре?
— В миллионном городе вполне спокойно могут существовать три многозальных кинотеатра с количеством экранов от восьми и выше. Тем более, что локальный и сравнительно небольшой «Киномакс» не составит нам конкуренции хотя бы в силу того, что у наших кинотеатров разные форматы. Концепция мультиплексов «Синема Парка» предполагает размещение в исторической части города, там, где люди привыкли отдыхать.
 
Несколько месяцев назад группа компаний «ЭКС» определилась с управляющей компанией для многозального кинотеатра в строящейся второй очереди гипермаркета «Семья». Вы проявляли заинтересованность в этом проекте, и, вообще, насколько интересно для «Синема Парк» управление «чужими» мультиплексами?
— В период с 2003 по 2005 год в России желающих инвестировать в многозальные кинотеатры было очень мало. Это связано с небольшими финансовыми возможностями коммерческих структур- девелоперов проектов ТРЦ, недооцененной доходностью этого бизнеса, его высоких возможностей в привлечении покупателей и социальной направленностью, которая может быть использована и в политических целях. В 2005 году ситуация стала меняться, многие захотели вкладывать деньги в этот бизнес, но данная отрасль весьма специфична, и игроков, способных качественно работать, мало. Поэтому многие девелоперы не могут найти оператора, в первую очередь, дефицит наблюдается в городах второго эшелона с населением от 700 тысяч человек и меньше. Нам поступают предложения от управляющих компаний, сейчас мы рассматриваем три таких проекта, и один из них, вероятнее всего, примем. В Перми «Синема Парк» в расчет брались только покупка или аренда многозального кинотеатра.
 
В свое время «Киномакс», открывая кинотеатр в Екатеринбурге,  решил также зайти в Нижний Тагил. Если проводить параллели, насколько интересен второй город Пермского края — Березники?
— Пока нам интересны только города первого эшелона. Хотя мы вполне открыты для самых разных предложений, с большой вероятностью можно говорить, что мы отказались бы от управления, строительства или аренды кинотеатра в Березниках или, скажем, Кунгуре даже при наличии большого желания со стороны местных девелоперов. Слишком велика ответственность и трудозатраты: работа нашей сети унифицирована, каждый кинотеатр «Синема Парк» выдерживает одинаково высокие требования к качеству услуг и управлению. Это и для нашей компании, и для возможных партнеров будет достаточно дорогим объектом, вряд ли найдется много желающих в городах второго и третьего эшелонов создавать мультиплексы подобного уровня.   
 
Каковы перспективы регионального рынка в целом?
— Сегодня на Москву приходится примерно 70 % доходов российского кинопоказа, но наблюдается тенденция роста доли городов-миллионников. Причем основной прирост дают многозальные кинотеатры, которые, по сути, являются новой услугой на этом рынке. Как уже отмечалось, в таком городе, как Пермь, могут существовать три мультиплекса, которые окупятся не более чем за пять лет при вложениях 10-14 миллионов долларов.

Справка «bc»
«Синема Парк», национальная сеть кинотеатров, учреждена ИД «Проф-Медиа» (входит в структуру холдинга «Интеррос» Владимира Потанина) и компанией «Тритэ» продюсера и режиссера Никиты Михалкова. В сентябре 2002 года компания объявила о создании современной сети многозальных кинотеатров, которая должна включать более 150 экранов по всей стране. В настоящее время работают два кинотеатра в Москве и один в Санкт-Петербурге. Кроме того, готовится запуск еще одного мультиплекса в Москве, а также реализуются 15 проектов в городах России. В Перми «Синема Парк» сотрудничает с «Российским индустриальным альянсом» Юрия Борисовца, компания которого строит многофункциональный комплекс на месте Куйбышевского рынка. Верхнюю часть здания и займет девятизальный мультиплекс. (Также см. «Разный репертуар», «bc» № 13 (78) от 3 апреля 2006 года).
Поделиться:
Все новости компаний