Газета
 10 апреля 2006, 00:00   785

Деньги vs открытость

Публичное размещение акций становится наиболее востребованным средством увеличения капитализации компаний. Но при низкой рентабельности бизнеса результат может оказаться нулевым.
Публичное размещение акций становится наиболее востребованным средством увеличения капитализации компаний. Но при низкой рентабельности бизнеса результат может оказаться нулевым.

По мнению финансовых аналитиков, в настоящее время сложилась благоприятная конъюнктура для размещения акций российских предприятий на бирже. Но, прежде чем применять такой инструмент увеличения капитализации бизнеса, эксперты обращают внимание на необходимость оценить целесообразность мероприятий в каждом конкретном случае. Опыт и инструменты повышения стоимости предприятия активно обсуждались в рамках конференции, проводимой Клубом финансовых директоров и ИК «Витус».  Как отметил генеральный директор ИК «Витус» Алексей Чернов, мотивы капитализации в российских условиях делятся на добровольные и вынужденные, причем сегодня чаще всего действуют последние.
Алексей Чернов:
Первая причина это оценка стоимости бизнеса. Пока стоимость предприятия не зафиксирована в цене конкретной сделки на организованном рынке, на биржевых площадках, ни собственник, ни менеджер не имеют о ней представления. Второй момент это уже специфика российского бизнеса, когда зачастую собственник и менеджер совмещается в одном лице и, как правило, не задумывается о том, каким образом уйти с рынка. Таким образом, капитализация предоставляет возможность цивилизованно и эффективно выйти из своего бизнеса. Еще один фактор это  повышение эффективности бизнеса, если он является капиталоемким.
В числе вынужденных мер, которые являются спецификой российской действительности, была названа возможность экономическими методами противостоять корпоративному захвату. Повышению прозрачности, по мнению Алексея Чернова, мешает ряд особенностей российской экономики: «Первая отличительная черта российского бизнеса — несовпадение юридических собственников с бенефициарными. Второй ключевой момент, и его необходимо решать до выхода на рынок, — это несоответствие бизнес-единиц юридическим лицам: либо в бизнес-единицу включается несколько юридических лиц, либо бизнес-структура не совпадает с юридической структурой группы или компании. И, наконец, — это то, что юридические лица и бизнес-единицы имеют разных бенефициаров». Как следствие всех этих факторов, отмечают эксперты, нельзя по отчетности получить адекватное представление об оценке бизнеса. Только после осознания собственником или менеджером данных обстоятельств имеет смысл, с точки зрения аналитиков, принимать решение о капитализации бизнеса и, как следствие, об увеличении его прозрачности. Такая технология не является универсальной.
Алексей Чернов:
Необходимо оценить риски перехода на полностью прозрачную систему. Ведь любое оптимальное решение лежит на грани устойчивости. Можно максимально открыться, но потерять в рентабельности. На налогах, на трансакционных издержках можно лишиться 8-10 % выручки. Соответственно, если рентабельность 10 %, то результат выхода на фондовый рынок будет нулевой.
Тем не менее, аналитики констатируют, что с учетом всех рисков публичное размещение акций предприятия при условии, что оно является действительно продуманным шагом и принимаемые усилия носят системный характер, позволяет повысить узнаваемость компании, удешевить привлекаемые финансовые ресурсы, получить рыночную оценку бизнеса, заменить в структуре баланса краткосрочные источники финансирования долгосрочными.
Андрей Верхоланцев, финансовый консультант ИК «Витус»:
Инвестиционный рынок выходит на новый уровень, мнение мирового сообщества о России меняется в лучшую сторону. Компании пользуются благоприятной обстановкой, о чем говорит количество проведенных IPO на российском рынке. Например, с 1996 по 2004 год было проведено всего 11 IPO, за 2005 их количество достигло 13, в наступившем году о своих планах провести IPO объявили 8 компаний.
Поделиться:
Все новости компаний