Газета
 10 апреля 2006, 00:00   771

Деньги vs открытость

Публичное размещение акций становится наиболее востребованным средством увеличения капитализации компаний. Но при низкой рентабельности бизнеса результат может оказаться нулевым.
Автор: Кирилл Перов
Публичное размещение акций становится наиболее востребованным средством увеличения капитализации компаний. Но при низкой рентабельности бизнеса результат может оказаться нулевым.

По мнению финансовых аналитиков, в настоящее время сложилась благоприятная конъюнктура для размещения акций российских предприятий на бирже. Но, прежде чем применять такой инструмент увеличения капитализации бизнеса, эксперты обращают внимание на необходимость оценить целесообразность мероприятий в каждом конкретном случае. Опыт и инструменты повышения стоимости предприятия активно обсуждались в рамках конференции, проводимой Клубом финансовых директоров и ИК «Витус».  Как отметил генеральный директор ИК «Витус» Алексей Чернов, мотивы капитализации в российских условиях делятся на добровольные и вынужденные, причем сегодня чаще всего действуют последние.
Алексей Чернов:
Первая причина это оценка стоимости бизнеса. Пока стоимость предприятия не зафиксирована в цене конкретной сделки на организованном рынке, на биржевых площадках, ни собственник, ни менеджер не имеют о ней представления. Второй момент это уже специфика российского бизнеса, когда зачастую собственник и менеджер совмещается в одном лице и, как правило, не задумывается о том, каким образом уйти с рынка. Таким образом, капитализация предоставляет возможность цивилизованно и эффективно выйти из своего бизнеса. Еще один фактор это  повышение эффективности бизнеса, если он является капиталоемким.
В числе вынужденных мер, которые являются спецификой российской действительности, была названа возможность экономическими методами противостоять корпоративному захвату. Повышению прозрачности, по мнению Алексея Чернова, мешает ряд особенностей российской экономики: «Первая отличительная черта российского бизнеса — несовпадение юридических собственников с бенефициарными. Второй ключевой момент, и его необходимо решать до выхода на рынок, — это несоответствие бизнес-единиц юридическим лицам: либо в бизнес-единицу включается несколько юридических лиц, либо бизнес-структура не совпадает с юридической структурой группы или компании. И, наконец, — это то, что юридические лица и бизнес-единицы имеют разных бенефициаров». Как следствие всех этих факторов, отмечают эксперты, нельзя по отчетности получить адекватное представление об оценке бизнеса. Только после осознания собственником или менеджером данных обстоятельств имеет смысл, с точки зрения аналитиков, принимать решение о капитализации бизнеса и, как следствие, об увеличении его прозрачности. Такая технология не является универсальной.
Алексей Чернов:
Необходимо оценить риски перехода на полностью прозрачную систему. Ведь любое оптимальное решение лежит на грани устойчивости. Можно максимально открыться, но потерять в рентабельности. На налогах, на трансакционных издержках можно лишиться 8-10 % выручки. Соответственно, если рентабельность 10 %, то результат выхода на фондовый рынок будет нулевой.
Тем не менее, аналитики констатируют, что с учетом всех рисков публичное размещение акций предприятия при условии, что оно является действительно продуманным шагом и принимаемые усилия носят системный характер, позволяет повысить узнаваемость компании, удешевить привлекаемые финансовые ресурсы, получить рыночную оценку бизнеса, заменить в структуре баланса краткосрочные источники финансирования долгосрочными.
Андрей Верхоланцев, финансовый консультант ИК «Витус»:
Инвестиционный рынок выходит на новый уровень, мнение мирового сообщества о России меняется в лучшую сторону. Компании пользуются благоприятной обстановкой, о чем говорит количество проведенных IPO на российском рынке. Например, с 1996 по 2004 год было проведено всего 11 IPO, за 2005 их количество достигло 13, в наступившем году о своих планах провести IPO объявили 8 компаний.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний