Газета
 03 апреля 2006, 00:00   982

Дышло заказа

Конкурс, объявленный ГИБДД Прикамья, вызывает массу вопросов и напрашивающихся ответов.
Конкурс, объявленный ГИБДД Прикамья, вызывает массу вопросов и напрашивающихся ответов.

Дышло заказаВ конце прошлого года некоторые федеральные печатные СМИ обратили внимание на одну, почти забавную, несуразность. Впрочем, то, что это именно несуразность и банальная ошибка, выяснилось позднее. Поначалу знакомство с результатами простейших арифметических расчетов, проведенных журналистами на основании данных подготовленного Минэкономразвития документа под названием «Перечень и объемы поставок в 2006 г. продукции для федеральных государственных нужд», к смеху совсем не располагало. В этом документе речь шла о расходах властей, совершенных и прогнозируемых, на закупки товаров, услуг и работ в 2004-2006 гг. Оказалось, что, к примеру, федеральным властям один системный блок (компьютера) обошелся в 2005 г. в 149 260 рублей, а прогнозная цена на 2006 г. — 129 600 рублей. Один автомобиль в 2005 г. стоил федеральному бюджету 176 960 долларов, а в 2006 г. запланировано потратить 152 214 долларов. Любой, кто хотя бы поверхностно знаком с ценами на автомобильном и компьютерном рынках, поймет абсурдность ситуации.
Разгадка таких роскошеств нашлась довольно быстро. Представители государства объяснили, что произошел технический сбой, в документе просто поехала строчка, и поэтому арифметически сопоставляли не те данные, что было нужно. Бывает. Но до того, как это выяснилось, первая мысль была совсем о другом — о привычном. Показалось, что перед взором публики следы выправления чиновниками своего незавидного финансового состояния. То, что в данном конкретном случае это не так, конечно, замечательно. Но сей факт не снимает саму проблему коррупции или просто нерационального расходования государственных (и муниципальных) средств. Некоторые эксперты уверяют, что откаты при покупке государством чего бы то ни было составляют, минимум, 40 %. Есть сомнения в достоверности подобным цифр, но проверить их невозможно. Точно так же невозможно  установить, что же все-таки имело место, — коррупция или банальная неряшливость и некомпетентность (или, вообще, ничего подобного не было). Абсолютные критерии отсутствуют.
Но зато появляются механизмы контроля над процессом госзакупок. С 1 января этого года вступил в действие федеральный Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым чиновники должны публиковать информацию, связанную с закупками, в Интернете. В Пермском крае это делается на сайте http://goszakaz.perm.ru.
На прошлой неделе случилось обнаружить там информацию, вызвавшую, по меньшей мере, недоумение. ГУ УГИБДД ГУВД решило издать фотокнигу, посвященную истории и современности ГАИ и ГИБДД в Пермской области. В этом проблемы, конечно, нет. Неясности начинаются при расходовании этих денег. Тратить их на подготовку издания оригинал-макета фотокниги решили в форме запроса котировок цен. Запрос котировок — это процедура, которая не предусматривает торгов, поэтому может проводиться лишь с расходами до 250 000 рублей (в данном случае предполагается потратить не более 183 000), но предусматривает конкуренцию. Поэтому заказчик должен направить не менее трем потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ими котировочной заявки. При соблюдении поставленных условий выиграет (и заключит контракт) тот, кто попросит меньше денег. Но при этом заказчик обязан поместить на сайте уведомление о том, что объявлен запрос котировок, чтобы любой мог предложить свои услуги и свою цену. В случае с ГИБДД запрос котировок был объявлен 22-го марта (среда), уведомление на сайте датировано 24-м (пятница), а истек срок подачи котировочных заявок 27-го (понедельник). То есть желающим поучаствовать в процессе, но не получившим индивидуальный запрос, фактически предлагалось составлять заявку в выходные. Это можно счесть, например, простой невежливостью и неуважением, если бы упомянутый закон не устанавливал, что между появлением на официальном сайте извещения и истечением срока предоставления заявок не может пройти менее четырех рабочих дней, в противном случае есть основания для признания судом недействительным размещения заказа.
Что означает эта мешанина? Неряшливость, некомпетентность или что-то еще? Закон по-прежнему что дышло, или опять произошел технический сбой? Нехорошо заканчивать риторическими вопросами, но ответы на них для большинства читателей слишком очевидны.
Поделиться:
Все новости компаний