Газета
 03 апреля 2006, 00:00   1484

На голодном пайке

Ряд районных газет Прикамья ожидает банкротство, если муниципальные власти откажутся от сотрудничества с ними. Редакторы местных газет говорят о недостаточной рекламной базе, рекламодатели замечают, что с «районками» трудно работать.
Ряд районных газет Прикамья ожидает банкротство, если муниципальные власти откажутся от сотрудничества с ними. Редакторы местных газет говорят о недостаточной рекламной базе, рекламодатели замечают, что с «районками» трудно работать.

На голодном пайкеНовый закон о местном самоуправлении, вступивший в силу в этом году, изменил не только порядок финансирования муниципальных районов, но и деятельность секторов, на первый взгляд отношения к МСУ не имеющих. Совершенно неожиданно пострадавшей в ходе муниципальной реформы оказалась районная пресса. Новый закон «Об общих принципах местного самоуправления» дал муниципалитетам право учреждать печатное средство массовой информации для опубликования нормативных актов и иной официальной информации (п.7 ст.17 данного закона), однако запретил местным властям содержать СМИ. Таким образом, судьбу большинства местных печатных изданий будут решать главы муниципалитетов. Если местные власти отказываются от финансирования прессы, последней придется адаптироваться к рыночным условиям. Сделать это, по оценке экспертов, смогут далеко не все муниципальные газеты региона. Уже в 2006 году число муниципальных газет в Пермском крае может уменьшиться, судьба сразу нескольких СМИ пока остается неопределенной.
 
Владеют, но не платят. Финансовые проблемы у районных газет начались еще в 2005 году, когда их лишили государственных дотаций из федерального бюджета. Теперь законодатели запретили муниципальным органам власти иметь свои средства массовой информации. Между тем большинство районных газет и сегодня фактически остаются в муниципальной собственности. Как заметил один из собеседников «Регионы b.c.», издающий районную газету, несмотря на это, прямое финансирование районных изданий местными властями все равно невозможно, зато газеты оказываются зависимыми от главы территории:
Некоторые газеты существуют в форме муниципальных учреждений, фактически как один из отделов местной администрации. Они полностью зависят от властей и материально, и профессионально. А большинство газет и вовсе функционируют как муниципальные унитарные предприятия. Их собственность полностью принадлежит местным властям, работают же эти издания формально независимо. Но если присмотреться внимательнее, главный редактор и здесь назначается единоличным решением главы администрации и вынужден подстраиваться под собственника.
По мнению председателя Союза журналистов Прикамья, председателя Российской ассоциации городских и районных газет Василия Мосеева, проблема прекращения финансирования прессы особенно актуальна для сельских территорий, где газеты без поддержки властей обречены прекратить свое существование — возможности заработать самостоятельно у них нет из-за фактического отсутствия рекламодатателей.
Договоры с администрациями муниципалитетов на информационное обслуживание являются сегодня основным источником доходов местной прессы в менее развитых, чем, к примеру Березники, Соликамск или Чайковский, территориях. Главные редакторы районных газет, с которыми пообщались «Регионы b.c.», практически единодушно заявили, что не знают, как смогли бы выжить их издания, если бы не договоры с администрациями муниципалитетов. По оценке одного из экспертов муниципалитеты выделяют на информационное обеспечение от 120-150 до 800 тыс. рублей в год. Представители газет оценивают долю средств муниципалитета в своем бюджете как значительную, единственную цифру согласился назвать главный редактор газеты «Боевой путь»
(г. Александровск) Валерий Семакин, заявивший, что в прошлые годы средства администрации составляли 25 % от  доходов издания.
Главный редактор газеты «Знамя» (Ильинский район) Вячеслав Шохирев рассказал, что, благодаря договору, для издания фактически ничего со вступлением в силу закона об МСУ не изменилось: «Мы публикуем материалы администрации, и нам за это платят. Так что все равно получается своеобразное скрытое дотирование. А самим выжить было бы очень сложно — рекламодателей у нас в районе нет».
Главный редактор газеты «Новости» (г. Горнозаводск) Владимир Верхоланцев, напротив, отмечает, что основной источник дохода его издания — реклама: «Выручка от подписки несопоставима с поступлениями от рекламы. Хотя этих средств нам в любом случае не хватает, и от бюджетного финансирования, если бы это было возможно, мы бы не отказались. Сегодня мы работаем по договору с районной администрацией, вновь созданные муниципалитеты также начинают испытывать потребность в информационном обеспечении. У нас в районе создано 7 поселений, газета заключила 4 договора, так что еще есть куда двигаться».
Доходы от местных администраций помогают выживать не только муниципальным изданиям. Любовь Бражникова, главный редактор газеты «Красная Вишера» (г. Красновишерск), которая по форме собственности является автономной некоммерческой организацией, учрежденной редакцией самого издания, рассказала, что СМИ работает по договору с местной администрацией: «Проблема в том, что материалы от администрации появляются нерегулярно, но мы настраиваем муниципалитет на определенный график. На одной рекламе и подписке жить невозможно, особенно в нашем районе».
В то же время, несмотря на заявления представителей районных СМИ о том, что в территориях нет рекламодателей, бизнес-структуры отмечают, что им зачастую сложно работать с районными изданиями. Так, в пресс-службе одной крупной компании, работающей в нескольких муниципалитетах Пермского края, «Регионам b.c.» рассказали, что им приходится буквально уговаривать редакторов разместить корпоративные рекламные материалы. «Даже когда мы предоставляем готовый текст, порой возникают проблемы, а о том, чтобы дать своего журналиста для платного освещения нашего местного мероприятия, многие издания даже речи не ведут», — рассказали в пресс-службе предприятия.
 
Большие выживут. Между тем в крупных территориях Прикамья газеты успешно существуют и без помощи местных властей. Наряду с муниципальными здесь выходит множество частных изданий. Если оставить в стороне корпоративные издания, которые часто распространяются по всему муниципальному образованию и во многом решают политические задачи (такими являются, к примеру, березниковская газета «Металлург», издаваемая ОАО «АВИСМА», или лысьвенская «Город», фактически принадлежащая ОАО «ХК «Привод»), частная пресса выживает за счет продажи рекламных площадей.
Главные редакторы газет в крупных городах единодушно заявляют, что способны прожить без муниципального финансирования. Татьяна Назаренко, возглавляющая «Городскую газету» (г. Березники), подчеркивает, что основные доходы издание получает от рекламы: «Если город развитый, если у издания есть хороший рекламный отдел, можно стабильно работать и без помощи властей». Хотя г-жа Назаренко тут же оговаривается, что ее высказывание справедливо лишь для крупных территорий: «Вероятно, что в городах поменьше газеты либо умрут, либо окажутся в полной зависимости от местных властей».
Главный редактор газеты «Березники вечерние» Владимир Потехин также считает, что, хотя изданиям в муниципалитетах и сложно выйти на самоокупаемость, в крупных городах это возможно: «В Березниках работает много коммерческих газет, и все они зарабатывают на жизнь. Прибыльность издания зависит от редактора и качества работы всей команды».
С ним солидарна и Елена Вяткина, главный редактор муниципальной березниковской  «Новой газеты — 1»:
В нашем городе работают много изданий, все они живут, справляются с самообеспечением. Мы тоже справляемся. Прямого финансирования со стороны администрации Березников у нашей газеты нет уже несколько лет. Хотя сегодня мы сотрудничаем с муниципалитетом размещаем официальные материалы местной администрации на платной основе. Конечно, эти деньги не лишние, но мы смогли бы выжить и без администрации.
 
Жизнь без договора. Опрошенные «Регионы b.c.» эксперты затруднились ответить на вопрос, что будет с муниципальным изданием, если местная администрация откажется подписывать договор на информационное обслуживание. «В принципе, если договор заключен не будет, возможно и закрытие газеты. Но это уже нонсенс, не думаю, что исчезновение СМИ возможно допустить», — рассуждает Любовь Бражникова из «Красной Вишеры».
Согласно закону о местном самоуправлении, муниципалитеты имеют право учреждать средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей информации, социально значимой в экономическом, культурном развитии муниципального образования. Теоретически муниципалитеты могут создать собственный информационный бюллетень и прервать взаимоотношения с существующими газетами, отмечают эксперты издания и добавляют, что такие бюллетени «никто читать не будет». Василий Мосеев объясняет такую точку зрения официальным характером информации в бюллетенях:
Там может появляться только такая информация. Если местная газета хоть раз опубликует кроссворд, поздравление или другие неофициальные сведения, фактически учредитель имеет право ее закрыть. Кто на нее будет подписываться? Только предприятия, чтобы знать официальную информацию.
С Валерием Мосеевым солидарен и Владимир Верхоланцев: «Официальные документы нужны 5 % читателей, остальные ищут новости о знакомых, соседях. Надеюсь, что у большинства новых органов власти хватит ума, чтобы это осознать. Хотя если бы по закону у местных властей была возможность учреждать газеты, все бы обзавелись собственными СМИ».
Случай с отказом властей от заключения договора на обслуживание произошел в Александровске. Как рассказал главный редактор местной газеты «Боевой путь» Валерий Семакин, в текущем году из местного бюджета издание не получило ни копейки, хотя средства на информационное обеспечение в муниципальной казне предусмотрены. Г-н Семакин связывает это с продолжающимся последние три года спором об организационно-правовой форме издания:
Изначально газета была автономной некоммерческой организацией, но в 2003 году по воле районной администрации образовано муниципальное учреждение. Мы проводили проверки и пришли к выводу, что создано МУ незаконно, до сих пор даже устав не принят. Сейчас готовим иск в арбитражный суд об отмене решения о создании МУ.
В то же время г-н Семакин отмечает, что, несмотря на то что в последние годы бюджетные отчисления составляли около четверти доходов редакции, газета не закроется в случае неподписания договора. «Будем проводить реструктуризацию, сокращаться. Последние два года газета дает небольшую прибыль», — говорит Валерий Семакин.
С главой Александровского района Сергеем Сертаковым «Регионы b.c.» по этому вопросу пообщаться не удалось, зато его заместитель Владимир Перцев заявил изданию, что в прошлом году «Боевой путь» финансировался из муниципального бюджета, а в текущем будет заключен договор. «Будем оплачивать размещение информационных материалов по согласованным расценкам. Насколько я знаю, со стороны админи-
страции договор уже подписан», — отметил г-н Перцев.
Главы других территорий Прикамья отнеслись к местным изданиям более лояльно и заключили договоры заранее. «Газете нужно помогать. Рекламы у нас для нормальной жизни не хватает, поэтому мы заключили договор на размещение наших материалов», — рассказал глава Горнозаводского района Леонид Софонов. А Галина Колчанова, возглавляющая Большесосновский район, отметила, что, хотя рекламной базы в муниципалитете достаточно для выживания издания, администрация территории все же работает с газетой по ее расценкам.
 
Выбор без альтернативы. Средства по договорам с местными администрациями не единственный источник дохода районной прессы. Как рассказала руководитель пресс-службы областной администрации Анна Климова, из средств областного бюджета 42 городским и районным газетам по договорам уже несколько лет выделяются деньги на информирование населения.
Однако, по мнению Василия Мосеева, здесь кроется еще одна опасность для местной прессы: размещение бюджетных средств должно осуществляться по конкурсу:
Здесь возникают два вопроса: по каким критериям оценивать и кто будет участвовать. Допустим, в некоторых городах у нас по несколько газет. А какие конкурсы можно провести, например, в Большой Соснове, Уинске, Березовке, Чердыни, Горнозаводске, где есть только одна газета?
Тем не менее, по словам Анны Климовой, конкурсы на информационное обеспечение деятельности органов власти уже готовятся, и с момента проведения тендера редакции будут поддерживаться не по принципу соучредительства в них органов местного самоуправления, а по принципу оказания наиболее оптимальной услуги: то есть наибольший охват населения при наименьшей цене.
Эксперты «Регионы b.c.» сошлись во мнении, что районным изданиям вряд ли грозит закрытие. Правда, объясняют они это чаще всего тем, что органам местного самоуправления в любом случае нужно средство массовой информации для доведения сведений о своей деятельности до жителей территорий, а разрешенный законом бюллетень не будет пользоваться популярностью. Кроме того, отмечают собеседники издания, в территориях все зависит от деятельности редакторов: несмотря на малое число заказчиков, профессиональный управленец всегда сможет обо всем договориться.
Поделиться:
Все новости компаний