Газета
 28 марта 2006, 00:00   949

Два года на выравнивание

Вице-губернатор Игорь Папков — о правилах выделения земли, инвестициях в стройкомплекс края и передовых Березниках в первом интервью в качестве заместителя главы региона.
Вице-губернатор Игорь Папков — о правилах выделения земли, инвестициях в стройкомплекс края и передовых Березниках в первом интервью в качестве заместителя главы региона.

Как бы Вы могли охарактеризовать хозяйство, на которое пришли в областную администрацию?
— Здесь лучше всего подошло бы слово «хлопотное». Поскольку в каждом муниципальном образовании есть департамент территориального развития, то структура, действующая во всех территориях края, всеобъемлюща. Если говорить об ее эффективности, следует подводить итоги, по меньшей мере, десятилетия. За этот период главным и наиболее заметным результатом работы блока стал рывок в дорожном строительстве. Большое количество незавершенных объектов вышли из этой стадии. То же самое можно сказать и про развитие социальной инфраструктуры.
 
Вы занимаете пост главы департамента развития территорий не так давно. Как прошло Ваше освоение в новой должности, Вы советуетесь с бывшим «строительным» вице-губернатором Николаем Бухваловым при принятии решений?
— Я нахожусь в подчинении у Николая Ювенальевича, мы постоянно взаимодействуем. В начале совместной работы были совещания под его председательством, где он вводил меня в курс дела. Я считаю, что этот процесс прошел  достаточно мягко.
Есть планы изменить вверенную Вам административную структуру?
 — Сегодня идет модернизация всей региональной администрации, и департамент находится в рамках этого реформирования. В целом измененная структура начнет работу с января 2007 года, планы реструктуризации блока территориального развития будут представлены в начале апреля 2006 года.
 
Вы не планируете привлечь к работе в администрации региона специалистов из Березников?
— Если уж на то пошло, я долго жил и в Чайковском, и в Ныробе, и в Перми. География тут не имеет значения. Вопрос не в том, откуда привлекать людей, а в задачах, для решения которых приглашать специалистов. Когда  мы определимся со структурой департамента, тогда, исходя из формы, и будем думать, каким содержанием ее наполнить. Важно, чтобы привлеченный человек хотел и умел работать.
 
Как Вы оцениваете заявления Вашего предшественника Николая Бухвалова, по которым строительный комплекс Прикамья должен вводить не менее 1 миллиона квадратных метров жилья в год?
— Это заявление продиктовано объективной потребностью края ежегодно вводить в строй не менее 2 процентов существующего жилищного фонда для замедления его старения и перехода к его реальному воспроизводству. Фонд Пермской области составляет 53,5 миллиона квадратных метров, соответственно, нам необходимо 1,07 миллиона квадратных метров. К этому же нас призывают контрольные цифры ввода жилья, продиктованные Правительством Российской Федерации по Пермскому краю. Мы уже в 2006 году обязаны ввести в эксплуатацию 744,5 тысяч квадратных метров жилья, в том числе в Перми 390 тысяч квадратных метров.
 
Что сделано и что еще можно сделать в этом направлении административными методами?
— Главное — предоставить застройщикам участки, а для этого необходимо готовить градостроительную документацию. В настоящий момент в стадии подготовки к жилищной застройке находятся 34 крупных земельных участка, благодаря освоению которых в области ежегодно можно будет строить более 1 миллиона квадратных метров жилья (порядка 11 тысяч квартир). В дальнейшем предстоит в комплексе решить проблему вовлечения бизнеса в освоение данных территорий, а затем проблему доступности жилья.
 
Каким должен быть объем инвестиций в строительную отрасль для создания заявленных площадей?
— В последние годы ежегодно на строительную отрасль приходится 2-3 миллиарда рублей. Так, в 2004 году этот показатель составил 3,3 миллиарда рублей из 48,2 миллиардов рублей инвестиций по всем отраслям экономики области, то есть почти 7 %. Конечно, этого недостаточно для увеличения объемов жилищного строительства вдвое, удельный вес вложений в эту сферу должен быть доведен, по крайней мере, до 10 %, то есть выйти на рубеж 5 миллиардов рублей. В 2005 году на жилищное строительство было направлено 3,8 миллиарда рублей или 3,5 % от всех инвестиций в основной капитал региона.
 
На какие источники инвестиций необходимо сделать ставку?
— Как и везде в странах с рыночной экономикой, на средства граждан и, во вторую очередь,  финансовых структур, типа страховых или риелтерских компаний, а также промышленных предприятий. Последние из названных источников у нас задействованы довольно слабо. Например, в 2005 году более 90 % жилья построено частными предприятиями, главным образом за счет средств граждан и банковских кредитов. В этой связи немаловажен рост реальных доходов граждан, а также доступность банковских кредитов. Ставятся задачи довести объемы ипотечного жилищного кредитования в 2006 году до 1,8 миллиарда рублей. В 2005 году тремя кредитными организациями, Западно-Уральским банком Сбербанка России, ОАО КАМАБАНК и ОАО «Пермское агентство по ипотечному кредитованию», было выдано ипотечных кредитов на общую сумму 650 миллионов рублей, то есть рост должен быть почти троекратным.
 
Другой острой проблемой пермских застройщиков являются взаимоотношения с операторами ЖКХ. Какое влияние может оказать администрация в этом вопросе?
— Администрация области и органы местного самоуправления второй год отрабатывают для застройщиков механизмы взимания платы за подключение строящихся объектов к коммунальным и энергетическим сетям. Развитием этих сетей должны заниматься сами эксплуатирующие организации, будь то «НОВОГОР-Прикамье» или «Пермэнерго». Поверьте, работа в этом направлении ведется постоянно.
 
Вы заявляли о том, что собираетесь встретиться с представителями НПО «Космос» по поводу строительства Гайнского моста, а также обсудить сроки сдачи мостового перехода Стаханова — Чкалова. Какие сроки назвал подрядчик?
— Представители НПО «Космос» заверили, что завершат оба объекта в 2006 году. Переход Стаханова — Чкалова — в октябре. А что касается моста через Каму в районе поселка Гайны в Коми округе, то уже абсолютно ясно: в августе объект сдан не будет, но до декабря подрядчики должны уложиться. Важно, чтобы они завершили строительство подъездных путей, потому что монтаж самой конструкции моста может вестись в четвертом квартале, в отличие от основных земляных работ и укладки асфальта.
 
Какие из строительных объектов в регионе Вы считаете наиболее важными с точки зрения развития экономики края?
— К ним можно отнести переход на собственную энергетику и создание нового рудника в ОАО «Уралкалий», строительство завода по изомеризации парафинов ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», реконструкцию ОАО «Чусовской металлургический завод», завершение второй очереди Красавинского моста, а также строительство нового автомобильного моста через Каму в Перми в районе Рабочего поселка  и автомобильного мостового перехода Стаханова — Чкалова и другие.
 
Если вернуться к жилищному строительству, насколько реально участие в нем иногородних инвесторов в Перми, Чусовом, Чайковском и других территориях региона?
— Вполне реально. В Перми и Чусовом начали вкладывать свои средства три крупные московские фирмы: ЗАО «Стройинвестрегион», ЗАО «РЕНОВА-Девелопмент» и ООО «Пересвет-регион». Они выразили заинтересованность в жилищном строительстве в таких микрорайонах, как Бахаревка, Ива-1, Ива-2, Вышка-2, Нижняя Курья в Перми и микрорайоне Южный в Чусовом.
 
Что сегодня мешает инвесторам реализовывать свои проекты?
— Главное — отсутствие планировочной документации, существующие обременения по земельным участкам и необеспеченность земельных площадок инженерной и коммунальной инфраструктурой. Мы сегодня сталкиваемся не с тем, что у администрации края нет желания поддерживать те или иные направления в строительстве, а с тем, что у нас очень мало проработанных площадок, то есть тех, на которые оформлена градостроительная документация, есть технико-экономическое обоснование и прочее. Мы со своей стороны прилагаем все усилия, чтобы в городах и районах края появилось как можно больше площадок, у которых имеются эти документы. В рамках этой работы идет финансирование из областного бюджета разработки генеральных планов, а также участие в строительстве объектов социальной сферы, уже «привязанных» к плану развития территории. Мы активизируем работу муниципалитетов в этом направлении. Вся острота проблемы находится в территориях, ведь именно они непосредственно занимаются распределением площадок под строительство.
 
Проблемы с подготовкой земельных участков на главной площадке региона, в Перми, связаны с этим же?
— Да. С отсутствием целенаправленной и постоянной работы по подготовке участков. Не зря губернатор в начале марта проводил совещание по вопросам развития Перми. Не для того, чтобы подменить муниципалитет, а именно для того, чтобы сосредоточить внимание местной власти на необходимости создания четкого продуманного плана развития города, работа по реализации которого должна вестись постоянно. На мой взгляд, сегодня в пермской мэрии есть осознание приоритетов, об этом говорит работа и выступления Татьяны Александровны Самойленко.
 
Таким образом, можно говорить, что основные претензии бизнес-структур относятся к муниципальным властям?
— Я бы не стал выражаться столь радикально. Это не претензии, а рабочие моменты. Основное взаимодействие идет между строителями и муниципальными администрациями, вполне естественно, что между этими двумя сторонами разногласий больше, нежели с региональными властями.
 
Березники первыми в крае разработали и приняли Правила застройки и землепользования. Можно говорить о том, что этот город является в каком-то смысле передовой территорией края?
— По подготовке нормативной базы — однозначно да. Хотя, в общем-то, сравнивать особо не с кем. К сожалению, во всем крае в один ряд с Березниками можно поставить только Пермь, имеющую Генеральный план. Остальные территории края отстали в этом плане примерно на два года. Пройдет время, и, думаю, мы сможем выровнять ситуацию.
Поделиться:
Все новости компаний