Газета
 28 марта 2006, 00:00   1041

Чужих не пускаем

В Удмуртии не скрывают, что всеми силами поддерживают местное производство и бизнес. Это касается даже сетей ритейла, которым помогают в вопросах выделения участков под строительство торговых центров.
В Удмуртии не скрывают, что всеми силами поддерживают местное производство и бизнес. Это касается даже сетей ритейла, которым помогают в вопросах выделения участков под строительство торговых центров.

Чужих не пускаемПо признанию пермских бизнесменов, работающих на потребительском рынке, Удмуртия как регион сбыта продукции остается одной из самых закрытых для иногородних предпринимателей. В интервью «bc» министр торговли и бытовых услуг республики Петр Пономарев согласился, что правительство Удмуртии защищает местных товаропроизводителей, но не поддержал категоричность руководителей предприятий из Прикамья.
 
Все последнее время потребительский рынок в России растет очень хорошими темпами. Например, по итогам 2005 года оборот розничной торговли в Пермском крае вырос на 115 %. Характерна ли такая ситуация для Удмуртии, насколько эти темпы выше или ниже?
—В Удмуртской Республике складывается похожая ситуация: годовой прирост в сопоставимых ценах составил 112,8 %, динамично развивается общественное питание (9 %), бытовое обслуживание (8 %). То есть прошедший год в этом плане был очень удачным.
 
Какая доля в сегментах потребительского рынка приходится на местных производителей?
— 80 % продаваемой в Удмуртии молочной и мясной продукции произведено в республике. В прошлом году в рамках реализации программы, которая была разработана Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, увеличились продажи молочной продукции почти на 40 тысяч тонн, мясопродуктов — на 3,5 тысяч тонн. В перерабатывающей отрасли создано 110 рабочих мест, 47 миллионов рублей в виде налогов поступило в бюджет республики, это один из самых высоких показателей в России. Но надо отдавать себе отчет, что с приходом торговых сетей — и зарубежных, и федеральных — у нас начнутся проблемы, так как сократится удельный вес продаваемых товаров, произведенных в республике. В одиночку мы это предотвратить не сможем, здесь необходима продуманная государственная политика. Пока же об этом говорить не приходится. Посмотрите, в России до 40 % рынка находится в тени, и никаких мер по исправлению сложившейся ситуации не предпринимается. А это оборачивается потерей налогов в бюджеты всех уровней, в том числе и федеральный. Ну и, самое главное, мы не можем создать нормальные конкурентные условия на рынке, предприниматели считают, что налоги можно не платить, товар можно не учитывать. Необходимо создавать здоровую конкурентную среду, чтобы развивались потребительский рынок и производство товаров, развивался именно отечественный предприниматель. Рынок — это хорошо, но у нас должно быть и свое производство, а в этом направлении активной работы пока не ведется. Например, автомобилестроение — очень болезненная тема для Удмуртии. В свое время в республике производилось 200 тысяч «Москвичей» в год.  Сейчас в Ижевске тоже делают машины, но удельный вес нашего труда значительно меньше.
 
Но, судя по прессе, положение в сельском хозяйстве Удмуртии полностью контролируется республиканскими властями?
— Да, сельское хозяйство, торговлю на селе мы, действительно, четко контролируем. Здесь мы работаем напрямую: министерство заключило договоры с 250 предприятиями малого и крупного бизнеса: компаниями, производящими молоко, мясо, кондитерские изделия, безалкогольные напитки. Мы анализируем, что и в каких количествах производится, сколько и что в регион завозится. Изучаем 20 % того, что завозится, и даем нашим предприятиям перерабатывающей промышленности рекомендации по расширению ассортиментного ряда. В последние полтора года удмуртские предприятия увеличили выпуск кисломолочной продукции, колбасных изделий. То есть мы стараемся произвести в республике тот товар, который к нам завозится и тем самым вытеснить привозной продукт с прилавков магазинов. И эта работа не проходит даром: по отдельным группам товаров наши граждане предпочитают продукцию удмуртского производства.
 
Прикамские производители молочной продукции, ликеро-водочных изделий жалуются, что их не пускают на удмуртский рынок, чиня на пути административные препоны.
— Так категорично говорить нельзя. Во время визита губернатора Пермского края Олега Чиркунова мы совместно изучали торговую сеть, представленные товары. В Удмуртии продается и продукция Чайковской птицефабрики, да не просто продается, а активно рекламируется в средствах массовой информации, и мука Чусовского мелькомбината, и кондитерские изделия ваших предприятий. Но молока мы сами производим почти полмиллиона тонн, вывозя при этом 200 тысяч тонн за пределы региона, сыров делаем под 10 тысяч тонн, поставляя их в Пермь в пределах 500 тонн, а также в Свердловскую область. Производя подобный товар в таком количестве и такого качества, мы не нуждаемся в поставках со стороны. Предпринимателей, которые хотят с нами сотрудничать и при этом не демпингуют, мы только приветствуем. Например, на наших прилавках представлены колбасные изделия из Кировской области, минеральная вода из Татарстана (при этом мы сами производим 1 миллион декалитров минеральной воды, в Москву привезли эту минеральную воду, свой торговый дом создали). А категорично запретить торговать вашей продукцией мы не в силах. Административно здесь воздействовать нельзя. Если привезли и продают в магазине, запретить это невозможно. Я не имею права закрыть магазин — я же не пожарный, не санитарная служба.
Думаю, ваш губернатор убедился, что запрет торговать — это только разговоры. Мы с удовольствием встречаемся с вашими предпринимателями, представителями администрации городов, так же, впрочем, как и бизнесменами из других российских территорий.
 
Если сравнивать ритейл, сетевую торговлю в Перми и Ижевске, в чью пользу будет это сравнение?
— В Перми ритейл намного продвинулся вперед. Это, кстати, подтверждают и коллеги из Министерства торговли Свердловской области. В Ижевске  неплохо работают местные продовольственные торговые сети. Думаю, в ближайшем будущем зайдет немецкая Metro Cash and Carry, еще ряд сетей. Главное, чтобы приходя, они вкладывали в развитие региона, а не просто предлагали свои технологии, мерчендайзинг. Эти азы десять лет назад были для нас новыми, а сейчас их все успели усвоить, и наши предприниматели сами не хуже работают.
 
Какие продовольственные сети представлены на Вашем рынке?
— Из продовольственных — это, прежде всего, ижевские сети. Самая крупная — «Продторг», входит в 20-ку крупнейших сетей и насчитывает 77 магазинов, охватывая 10 % рынка. Федеральные сети у нас не представлены.
 
Вы их не пускаете на рынок? То есть торговые сети Ижевска вы так же защищаете от иногородних конкурентов, как и сельское хозяйство?
— Я считаю, это абсолютно нормально. Приведу пример. В Германии работает Metro Cash and Carry, большая торговая сеть. О своем желании прийти на немецкий рынок заявляет американский гигант Wal-Mart, но его попросту не пускают,  поскольку считают, что развивать надо отечественные производство и ритейл. Такой же позиции придерживаемся и мы. Считаю, где есть возможность, российские предприниматели придут обязательно. Приход западных торговых сетей не должен сопровождаться категоричным навязыванием импортного мяса, молокопродуктов и другой продукции. Когда мы проанализировали ассортимент некоторых западных ритейлеров, то увидели, что 70-80 % мы производим сами. Получается — пусти иностранцев, а свое село пусть приходит в упадок? Сегодня в Ижевске работают местные сети, одна пермская («Семья» — прим. ред.). И все нормально, претензий к ним нет. Пусть приходят российские, пермские ли, екатеринбургские ли, — какие угодно. Но лишь в последнюю очередь — западные сети, особенно продовольственные. Промышленным — зеленый свет,  а продовольственные нам не нужны, наше сельское производство не может наравных конкурировать с западным, ведь там государственные дотации селу в десятки раз больше, чем у нас. Пустив их, мы заведомо обрекаем шестисоттысячное сельское население Удмуртии на прозябание.
 
Хотел бы уточнить характер взаимодействий с сетями, желающими прийти на рынок Удмуртии. На каком уровне решается вопрос с получением разрешения на открытие бизнеса?
— У нас работает мощный совет по потребительскому рынку. В совете представлены все структуры: налоговая служба, торговые организации, администрации городов и Министерство торговли. Любое предложение мы рассматриваем всесторонне при личной встрече с соискателями. Единственное условие: вновь образующееся предприятие должно инвестировать в экономику республики. Мы прямо говорим: хотите работать — стройте.
 
Фактически Вы говорите о помощи местным торговым сетям, о политике протекционизма по отношению к ним. Но эта помощь носит только информационный характер, в виде совещаний, рекомендаций, обмена опытом, или есть иные формы?
— Да, все то, о чем Вы говорите, безусловно, присутствует, но это не единственные формы. В некоторых городах республики администрация помогает в отводе земельных участков. Мы не приветствуем тех, кто хочет строить, а потом сдавать эти площади в аренду, ведь любой посредник увеличивает конечную цену, что оборачивается лишними расходами населения. А мы говорим, если есть желание работать самому, без посредников, то надо отводить участок, строить, а мы поможем. Предприниматель будет иметь свой бутик, возможность работать. Хотя со скрипом, но эта работа у нас идет последние полтора года.
Поделиться:
Все новости компаний