Газета
 20 марта 2006, 00:00   1520

ТСЖ, УК и ЖКХ

Алексей Храпков — о повышении тарифов и проблеме качества жилищно-коммунальных услуг.
Алексей Храпков — о повышении тарифов и проблеме качества жилищно-коммунальных услуг.

Качество коммунальных услуг повысится, когда граждане сами выберут форму управления домами
Одним из  вопросов, который в ближайшее время решит новый состав Пермской городской думы, станет повышение коммунальных тарифов. Начальник муниципального управления ЖКХ Перми Алексей Храпков в интервью «bc» рассказал о планах увеличения тарифов и монетизации льгот на жилищно-коммунальные услуги, а также о способах повышения качества услуг.
 
Федеральная служба по тарифам установила, что предельный индекс повышения коммунальных тарифов на 2006 год не должен превышать 120 %. По прогнозам управления ЖКХ, сколько он составит в Перми?
— На самом деле, нет такой фиксированной цифры. Есть средний показатель повышения по стране, это как средняя температура по больнице. Исходя из данной величины, Федеральная служба по тарифам определяет индексы для разных субъектов Федерации. При этом существуют регионы, где индекс повышения тарифов больше 129 %. Документ службы по тарифам появился после внесения изменений в Федеральный Закон № 210, который предписал устанавливать предельные индексы и контролировать фактические тарифы. Поправки были внесены в конце декабря 2005 года, сразу после этого Федеральная служба по тарифам опубликовала эти индексы.
В Пермском крае предельный индекс повышения тарифов составил 117,9 %, при этом в городе Перми Региональная энергетическая комиссия утвердила индекс в 116,4 %. Но фактически мы повысили тарифы только на тепловую энергию с 1 января 2006 года, их рост составил 9,8 %, притом что тариф на тепло — это только часть коммунальных платежей. Соответственно, реальное увеличение платы за коммунальные услуги составило порядка 5 % по отношению к тому показателю, который был в конце прошлого года. Роста тарифов в этом году больше установленного максимума в 116,4 % не будет.
 
На сколько еще могут увеличиться показатели впоследствии?
 — Пока об этом говорить рано, поскольку индексация прошла не по всем тарифам, а только по тарифу на тепло- и электроэнергию и газ. Остались еще тарифы на водоснабжение, обслуживание лифтов и т. д. Аудиторская экспертиза по ним еще проводится. Стоит отметить, что раньше первого мая 2006 года повышения тарифов для граждан не будет. Этому должно предшествовать решение Пермской городской думы. Вопрос по тарифам на тепло был рассмотрен раньше, поскольку таково требование законодательства. По остальным коммунальным платежам запланированы более поздние сроки, чтобы процесс был менее болезненным для граждан. Безусловно, в индекс 116,4 % мы впишемся, и можно ожидать, что в совокупности повышение будет не больше, чем на 15 % с начала года, учитывая и рост тарифов на тепло.  Мы не планируем ходатайствовать об изменении предельной величины индекса для Пермского края и Перми, он нас устраивает.
В других городах этот индекс значительно выше, чем в Перми: в Челябинске — 120 %, в Екатеринбурге — 120 %, в Самаре — 128 %, в Нижнем Новгороде — 123 %.
 
Возможно ли, что реакция населения на повышение коммунальных тарифов и монетизацию льгот ЖКХ будет такой же, как при реализации 122-го закона о монетизации?
— На мой взгляд, сравнивать эти два явления не совсем корректно. Повышение тарифов вызвано объективными обстоятельствами: выросла цена на тепловую энергию, увеличилась стоимость газа. Более насущный вопрос — будет ли произведена монетизация льгот ЖКХ и какова будет реакция граждан на этот процесс. На начальном этапе, по нашему мнению, необходимо ввести персонифицированные счета по выплатам субсидий и льгот гражданам. При этом вместо субсидий или льгот перечисляются денежные средства на расчетные счета. А человек сам решает, куда и как их расходовать. Персонифицированные счета вводить надо, такая практика есть по стране, например в Тюменской области, Москве, Татарстане. В результате люди стали получать не мнимые скидки, а реальные денежные средства на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Когда планируется ввести персонифицированные счета в Перми?
— Первоначально был определен срок 1 июля 2006 года, но на данный момент точная дата еще не  назначена. Этим вопросом занимается областной департамент социального развития, поэтому решение принимают они. Но важно отметить, что в любом случае ни основания для предоставления льгот, ни объем льгот при этом не меняются. Например, если у гражданина, как у ветерана войны, было право на получение льготы по оплате услуг ЖКХ, оно сохраняется, при этом меняется только форма социальной поддержки: не скидка, а денежные средства. Я думаю, никаких проблем здесь возникнуть не должно.
 
Плата за жилищно-коммунальные услуги постоянно повышается, но влияет ли это на качество оказываемых услуг?
— Безусловно, качество должно повышаться. Однако этот вопрос имеет несколько аспектов. Во-первых, в свое время была потеряна база профессионального обучения работников коммунального хозяйства, и в итоге мы потеряли качество услуг. Система образования в данной сфере только начинает восстанавливаться, в том числе при нашем участии. Во-вторых, низкое качество услуг вызвано отсутствием рыночной среды в сфере обслуживания жилого фонда. На сегодняшний день подрядные организации, будучи монополистами, не имею стимула к повышению качества работы, поскольку не существует конкуренции. Этот вопрос стало возможным решить с вводом Жилищного Кодекса. Но до 1 января 2007 года инициатива в решении проблемы качества оказания услуг принадлежит собственникам жилого фонда, которые должны выбрать форму управления домами. Тогда граждане сами смогут определять, кто и как будет их обслуживать. Всего существуют три способа управления: создание ТСЖ, выбор управляющей компании, непосредственное управление жилым фондом собственниками, но последний способ эффективен только в домах с малым количеством квартир. Выбрав управляющую компанию, можно подобрать и подрядную организацию и поменять ее, если не устраивает качество работы. После 1 января 2007 года, если собственники не определили способ управления, за них это сделают муниципалитеты: через систему открытого конкурса выберут специализированную управляющую организацию. Порядок проведения конкурса уже определен. Но, на мой взгляд, эффективнее, если граждане сегодня самостоятельно определят форму управления и выберут подрядную организацию.
Поделиться: