Газета
 14 марта 2006, 00:00   1197

В районы

Финансовые институты Пермского края прирастают сетью офисов продаж. Особое значение имеет завоевание регионального рынка.
Автор: Кирилл Перов
Финансовые институты Пермского края прирастают сетью офисов продаж. Особое значение имеет завоевание регионального рынка.

Финансовые институты, действующие на территории Пермского края, начали активное движение в районы. По данным журнала «Эксперт», за одиннадцать месяцев 2005 года в России открыто более 500 филиалов, в то время как за 2003-2004 годы лишь 350. Характерной чертой региональных рынков является низкий уровень конкуренции. Хотя ситуация изменится уже в ближайшее время.
 
Затратное движение. Традиционным лидером регионального финансового рынка является Западно-Уральский банк Сбербанка России. На территории Пермского края функционируют 19 отделений Сбербанка России, 117 дополнительных офисов и 358 операционных касс вне кассового узла. 102 — в городах (исключая Пермь), 33 — в поселках городского типа и 291 — в сельской местности. Таким образом, в Пермском крае преобладающее большинство учреждений Сбербанка России (59 %) расположены в сельских населенных пунктах.
Остальные банки пока не столь активны на этом поприще, что вполне объяснимо. По информации «bc», стоимость открытия одного филиала банка начинается от 400 тыс. долларов, дополнительного офиса — от 150 тыс. долларов. Поэтому банки ведут серьезный отбор городов для своей работы. По словам заместителя председателя правления АКБ «Урал ФД» Владилена Автуховича, банками, ориентированными на работу в розничном секторе, при оценке муниципалитетов используется ряд критериев. Среди них — степень развития финансового рынка, экономической и политической ситуации в регионе. Однако в основном банки ставят во главу угла экономическое развитие района. По словам первого заместителя председателя совета директоров «Альфа-банка» Олега Сысуева, финансово-кредитная организация намерена работать в Пермском крае в городах с населением свыше 100-150 тыс. человек. «Понятно, что, помимо Перми, в первую очередь, речь идет о Березниках и Соликамске. Нас интересуют те города, где активно развивается торговля товарами длительного пользования, где представлены сети, типа «Эльдорадо», «Мира» или местные операторы», — заявил Олег Сысуев.
В корпоративном секторе выбор банков, как правило, связан с присутствием в муниципалитете крупного промышленного предприятия. Ярким примером является присутствие Металлинвестбанка, подконтрольного ОМК, в Чусовом, где расположен металлургический комбинат, входящий в данную ФПГ.
По общему признанию банкиров, линейка продуктов, предлагаемых населению Пермского края, существенно отличается от продвигаемой в региональном центре. Среди прочих видов размещения средств населением широко востребованы вклады, тогда как продажа паев фондов не пользуется большим спросом. Private banking, по информации «bc», финансово-кредитные организации развивать за пределами Перми в ближайшие несколько лет не планируют вовсе.
Зарплатные проекты в региональных городах реализованы лишь на крупнейших предприятиях, тогда как физические лица и предприятия малого и среднего бизнеса почти не охвачены банковскими программами.
Среди кредитных продуктов наиболее востребованными являются ипотека и автокредитование. Спецификой регионального рынка кредитования является более низкий размер выдаваемых займов и их меньшее количество.
 
На продажу. Серьезным конкурентом для банков в сфере ипотечного кредитования становится «Пермское агентство по ипотечному и жилищному кредитованию». По словам директора ПАИЖКАнатолия Маховикова, предприятие не несет капитальных затрат в рамках экстенсивного развития на территории края, а месячное содержание одного офиса в территориях обходится в среднем в 25 тыс. рублей.
 Офисы агентства уже сейчас расположены в Кунгуре, Добрянке, Чусовом, Чернушке, Лысьве, Березниках. До конца 2006 года агент-ством планируется довести количество офисов до десяти. На данный момент около 20 % ипотечных сделок заключается за пределами Перми, в будущем этот показатель может вырасти до 30-35 %,  считает директор агентства.
Вообще, высокие затраты на открытие офисов являются очевидным минусом в движении в территории банков, остальные организации финансового сектора развиваются существенно быстрее. В частности, негосударственный пенсионный фонд «Стратегия» уже сейчас занимает в регионе доминирующие позиции в своем секторе.
Петр Пьянков, президент НПФ «Стратегия»:
Развивая свою филиальную сеть, мы создаем удобное поле для сотрудничества с потенциальными партнерами: я не исключаю, что какой-либо из банков, присутствующих на территории Пермского края, захочет воспользоваться нашей сетью для организации пунктов продаж банковских услуг. Это позволит при относительно невысоких затратах и в сжатые сроки охватить большое количество городов своими точками продаж.
Для фонда определяющим критерием при открытии офисов является количество вкладчиков — «Стратегия» открывает пункт продаж после заключения 500 договоров.
Похожая ситуация характерна и для страховых компаний, где определяющими критериями являются покупательная способность населения региона и экономическая активность. Наиболее крупной сетью на территории обладает Росгосстрах. Вне зависимости от муниципалитета, размеры страховых взносов и количество контрактов существенно уступают пермским показателям. По словам директора филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» Сергея Нечаева, существуют определенные сложности в работе с регионами.
Сергей Нечаев:
В Краснокамске коэффициент страхования автомобилей по ОСАГО составляет 0,5, тогда как в Перми 1,3. Несмотря на то что при оформлении договора взнос с жителя Краснокамска в 2,6 раза меньше, чем с пермяка, аварий по данным контрактам столько же. Ни для кого не секрет, что многие жители Краснокамска большую часть времени проводят в Перми, а аварийность в «миллионнике» больше в разы. В прочих муниципалитетах ниже коэффициенты по ОСАГО, аварий происходит меньше также в разы. О доходности бизнеса в регионах можно было бы говорить в случае, если количество контрактов в крае измерялось бы десятками тысяч. Однако даже в крупнейшем нашем филиале, Нытвенском, у нас порядка 4,5 тысяч договоров.
Не пользуются большим спросом в регионах услуги фондовых и инвестиционных компаний. По словам Алексея Бушуева, директора пермского филиала «Брокер-КредитСервис», развивать филиальную сеть в регионе не имеет большого смысла, а открытие офиса, которое намечено в Березниках, осуществляется в интересах уже имеющихся клиентов.
Лизинговые компании также пока не стремятся в регион, поскольку, по словам директора компании «СВС-лизинг» Григория Каликина, не до конца насыщен перм-ский рынок, в территориях действуют преимущественно кэптивные лизинговые компании, почти не осуществляющие операции на свободном рынке. По словам Григория Каликина, категорией, которая интересуется лизинговыми продуктами в большей степени, является малый и средний бизнес.
Региональное развитие станет приоритетом и существенно усилит конкуренцию на районных рынках, несмотря на то что потенциально рынки муниципалитетов края менее емки, чем пермский. По словам Владилена Автуховича, в ближайшие несколько лет они будут приносить достаточно высокий доход в силу низкого уровня конкуренции. Наиболее медленным и трудным станет проникновение в районы банков в силу высоких требований ЦБ, предъявляемых к безопасности финансово-кредитных организаций.

Комментарий

Петр Пьянков, президент негосударственного пенсионного фонда «Стратегия»

Как Вы считаете, каково значение филиальной сети для развития негосударственного пенсионного фонда «Стратегия»?
— Я полагаю, что сейчас филиальная сеть является наиболее ощутимым преимуществом компаний финансового сектора. Широкий охват различных категорий клиентов позволяет компании существенно диверсифицировать свои риски. Кроме того, в данный момент развитие филиальной сети позволяет сформировать стратегическое преимущество перед конкурентами в борьбе за новые рынки. Поскольку фонд «Стратегия» в своем развитии основным приоритетом считает работу с физическими лицами, филиальное развитие является ключевым для нас.
 
Как определяются города, в которых фонд «Стратегия» планирует начать работу?
— Мы не открываем филиалы во всех городах сразу. Негативный опыт, приобретенный нами ранее в Добрянке, заставил пересмо-треть стратегию экстенсивного развития фонда. Для начала мы «прощупываем» регион, запуская в работу агентов из соседних районов. После того, как в районе или городе заключается пятьсот договоров, «Стратегия» открывает в городе офис. Мы уже сейчас имеем свои филиалы в Березниках и Соликамске. Мы открыли филиалы в Кунгуре и Чайковском. Не исключено, что расширим свое представительство в Чернушке, где планируем приобрести для нужд фонда отдельно стоящее здание. Филиал будет открыт в Краснокамске, где продажи идут хорошо. Не слишком активными в работе с агентами фонда «Стратегия» являются жители таких городов, как Чусовой, Кизел, Лысьва, Губаха.
 
На каких принципах строится развитие филиальной сети?
— Стратегически важным мы считаем открытие филиалов в собственных, приобретенных помещениях. Жители региона, наши клиенты, должны знать: мы никуда не уйдем с этой территории, не исчезнем с их деньгами. Кроме того, развивая свою филиальную сеть, мы создаем удобное поле для сотрудничества с потенциальными партнерами: я не исключаю, что какой-либо из банков, присутствующих на территории Перм-ского края, захочет воспользоваться нашей филиальной сетью для организации пунктов продаж банковских услуг. Это позволит при относительно невысоких затратах и в сжатые сроки охватить большое количество городов своими точками продаж.
 
Филиалы НПФ «Стратегия» занимаются не только сбором средств населения, но и инвестированием в экономику региона?
— Мы считаем, что «Стратегия» должна играть роль инвестора в регионе своего присутствия. На территории, где нашему фонду удается собрать 10 миллионов рублей, пенсионный фонд начинает строительство дома. Жители региона должны видеть, что они вкладывают средства не в экономику Перми или столицы, а в развитие собственного города. Более того, мы в обязательном порядке ежегодно разыгрываем одну квартиру, построенную в том или ином городе, среди местных жителей-клиентов фонда.
 
Каковы затраты «Стратегии» на развитие филиальной сети?
— Средства, инвестируемые в развитие филиальной сети в Перм-ском крае, существенно варьируются в зависимости от города, поскольку цены на недвижимость в муниципалитетах отличаются существенно. Средства, инвестируемые в приобретение офиса, «Стратегия» возвращает в среднем за один-два года. Можно смело сказать, что для нас не существует понятия «срок окупаемости» офиса, поскольку мы приобретаем все помещения, где работает фонд, в свою собственность. Покупка недвижимости — один из способов размещения средств вкладчиков, поскольку офисы постоянно дорожают в цене и являются одним из наиболее надежных объектов вложений.
 
Какую долю клиентов фонд получает в пределах Пермского края из-за границ Перми?
— Ее размер пока невелик, однако на общем фоне результатов других фондов эти показатели выглядят более чем достойно. Обязательное пенсионное страхование в «Стратегии» по итогам 2005 года оформили 7352 человека. Договоров по негосударственному обеспечению с жителями края — 910. В совокупности они принесли нам 115,6 миллиона рублей из имеющихся 504,9 миллиона рублей. Я считаю, что доля районов Пермского края в этой пропорции будет расти, во многом благодаря большей доступности услуг для клиентов фонда.
 
В чем она должна выразиться?
— Мы планируем организовать на территории всего региона автоматизированные пункты приема взносов в фонд для наших клиентов. Им не придется ежемесячно ездить в Пермь или ходить в офис фонда, достаточно будет лишь найти удобно расположенный пункт приема средств.



Григорий Каликин, директор «СВС-Лизинг»

Как Вы оцениваете развитие финансовых институтов в регионах Пермского края?
— Очевидно, что большинство организаций осуществляют свою деятельность на территории Перми. Даже в крупных городах региона, таких как Чусовой, где работает группа СВС, представлены лишь три банка, сотрудничающие с корпоративными клиентами: Западно-Уральский банк Сбербанка России, «УралСиб» и Металлинвестбанк, аффилированный с собственниками «Чусовского металлургического завода».
Я считаю, что в регионе существует серьезный дефицит в оказании качественных финансовых услуг.
 
Как Вы считаете, насколько высок потенциал оказания лизинговых услуг на территории края?
На мой взгляд, о полноценной конкуренции между лизинговыми компаниями в регионе речь не идет, тем более это заметно в районах края. В регионах присутствия компании «СВС-Лизинг», Горнозаводске и Чусовом,  лизинговые компании, за исключением кэптивных организаций, не представлены. При этом очевиден существенный спрос на подобные финансовые продукты. Притом что мы не рекламируем свои услуги, к нам обращается масса потенциальных клиентов. Но в то же время в работе в регионе существуют определенные сложности образовательного характера.
 
В чем они заключаются?
— Несмотря на высокий интерес к лизинговым услугам, у предпринимателей Пермского края нет полноценного представления о лизинге и его преимуществах для компании. Поэтому нередко мы, помимо проведения непосредственно лизинговых сделок, осуществляем информационное и консалтинговое сопровождение.
 
Кто больше всего нуждается в услугах лизинговых компаний в регионе?
— Крупнейшие предприятия района имеют возможность пользоваться всеми необходимыми финансовыми инструментами с привлечением ресурсов крупнейших  российских и иностранных финансово-кредитных организаций. Наибольший дефицит лизинговых услуг испытывают предприятия малого и среднего бизнеса. Среди отраслей, в которых работают наши клиенты и потенциальные партнеры, я бы выделил сферы торговли и услуг, производство промышленных товаров. Зачастую для малого и среднего бизнеса стоимость лизинговых услуг может быть дешевле, чем цена привлечения банковских кредитов. Кроме того, вне зависимости от сферы деятельности, региональными клиентами востребован лизинг автотранспорта. Большинство лизингополучателей намерены брать основные  средства на короткие сроки, рассчитывая погасить все задолженности в течение года. Однако мы готовы работать и в рамках более продолжительных проектов, до трех-пяти лет.
 
Каково влияние властей региона на бизнес финансовых организаций? Как складываются их взаимоотношения?
Мы готовы вступить  в конструктивный диалог с властями, как, впрочем, и с финансовыми организациями, такими как банки, инвестиционные и страховые  компании, а также с поставщиками (производителями) оборудования. Группа СВС в течение 2005 года инвестировала в экономику края более 100 миллионов рублей, что делает ее крупным инвестором региона. Мы готовы совместно решать вопросы модернизации основных фондов компаний и развития экономики регионов нашего присутствия. Уже сегодня мы можем предложить свое участие в разработке и реализации программ по модернизации предприятий региона.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний