Газета
 16 февраля 2006, 00:00   725

Два бюджета

Как показал первый аукцион на землю, доходы городского бюджета реально увеличить в разы. Как показал первый аукцион на землю, доходы городского бюджета реально увеличить в разы.
Автор: Кирилл Перов
Как показал первый аукцион на землю, доходы городского бюджета реально увеличить в разы. Как показал первый аукцион на землю, доходы городского бюджета реально увеличить в разы.

9 февраля в департаменте планирования и развития администрации Перми прошли торги по продаже прав на аренду земельных участков. Главное впечатление от торгов — борьба, которая развернулась за участок в самом неликвидном районе Перми — Орджоникидзевском. За площадку на улице Янаульской боролись компании виднейших местных олигархов: Павла Анохина, Юрия Борисовца и Владимира Плотникова. До последнего времени все они считались или считаются еще и реальными претендентами на пост главы Перми. Но главное — такие люди всегда могли получить нужное им «в обход». Можно подумать, что у них, действительно, больше нет такой возможности.
Что касается так называемого ляминского квартала (Беляева, 40), то вокруг него можно было ожидать какого-то скандала. Когда в конце 2005 года появился список первых ста площадок, которые предполагается выставить на аукцион, сразу было понятно, что этот участок по ликвидности — номер один. Здесь повышенный спрос на жилье диктует «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», а построить можно порядка 40 тыс. кв. м — два абсолютно выигрышных по сравнению с другими площадками показателя.
Пермские строители уже не-однократно выражали недоумение по поводу предложенного департаментом планирования и развития города списка участков. То непонятны технические условия, то не решены проблемы с экологами, то имеют место права третьих лиц… Некоторые всерьез задумывались об участии в аукционах только по одной причине: необходимо на определенном этапе загрузить свои производственные мощности дополнительным проектом.
С другой стороны, городские чиновники вплоть до последнего времени обвиняли строителей в недальновидности и даже в некомпетентности. Были ироничные высказывания о том, что пока одни «раскачиваются», другие выигрывают торги без конкуренции, по стартовой цене. В то же время известно, что чиновники активно убеждали застройщиков участвовать в аукционах, в том числе московских инвесторов.
Понятно, что количество участников торгов и, главное, суммы продаж земли — это принципиальный показатель эффективности работы департамента. К примеру, оптимистичный прогноз продажи на аукционе права застройки ляминского квартала стремился к 100 млн рублей. Судя по состоявшимся 9 февраля торгам по площадке на улице Янаульская, цена участка на Беляева легко могла достичь 150-200 млн рублей. Тем более, что участвовать в торгах собирались 8 претендентов, хотя реально их было 9. В коридорах мэрии в ожидании торгов кто-то выразил озабоченность, почему нет главного претендента. Под главным имелся в виду все тот же «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Действительно, заранее было известно, что данный квартал давно «прорабатывало» именно это предприятие. Но срок соглашения компании с городом истек, и участок был выставлен на торги. И вот участникам аукциона объявляют, что торги не состоятся, согласно определению арбитражного суда, в который обратилась некая малоизвестная фирма. По имеющейся информации, эта фирма представляет интересы того самого ПНОСа.
Взяв у всех претендентов задаток в размере более 10 млн рублей, администрация Перми объявила о намерении провести следующий аукцион по этому земельному участку через три месяца. Настаивая на том, что срок действия соглашения с компанией истек, организаторы аукциона дали понять претендентам, что считают это судебное разбирательство относительно формальным.
Как результат представитель одного из крупных пермских застройщиков уже и не собирается забирать обратно задаток (а деньги, кстати, были взяты в кредит), хотя до объявления решения конкурсной комиссии претенденты дружно и решительно выражали готовность обратиться в суд с требованием о возмещении мэрией всех затрат на участие в аукционе, в том числе процентов за пользование деньгами.
Недовольство объяснялось тем, что определение арбитражного суда было вынесено за две недели до проведения аукциона, соответственно, администрация Перми имела возможность своевременно вернуть задатки претендентам и не приглашать их 9 февраля на торги.
Этот, казалось бы, незначительный организационный казус иллюстрирует «предвыборное» состояние горадминистрации. Журнал «Мегаполис-expert» еще в декабре на своих страницах вы-
сказывал мнение о том, что существенные кадровые изменения в мэрии могут нарушить сложившиеся в городе управленческие связи. Так в данном случае и получилось. Смена руководства департамента планирования и развития, думается, проявилась не только в данном локальном случае. Дело ведь не только в том, что люди напрасно пришли на аукцион. Интересно еще и то, что администрация Перми вообще не знала о том, что существует такое судебное дело.
Но ведь есть еще многострадальные Правила землепользования и застройки, работа над которыми тоже «повисла», скорее всего — до выборов. А это — важнейший документ, к которому у строителей уже сейчас много претензий. Есть проблема формирования единых тарифов на подключение к коммунальным сетям, над которой, похоже, также непонятно, кто сейчас реально работает.
В конце концов, активизации подготовки земли к аукционам департамент тоже вряд ли сейчас уделяет много внимания. Если бы все 100 первых участков были такими же емкими по площади жилья и подготовленными, как земля на далекой улице Янаульской, то город мог бы уже в 2006 году получить до 10 млрд рублей, что равно годовому бюджету Перми! А земли у нас хватит на много лет вперед.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний