Газета
 13 февраля 2006, 00:00   1155

Страховое затишье

Основные игроки на пермском рынке ОСАГО не ожидают значительных изменений в расстановке сил. Все думают о том, как заставить имеющийся актив эффективно работать.
Основные игроки на пермском рынке ОСАГО не ожидают значительных изменений в расстановке сил. Все думают о том, как заставить имеющийся актив эффективно работать.

2006 год, обещают аналитики, станет  урожайным на банкротства страховых компаний, работающих в сегменте ОСАГО. Сегодня ОСАГО в России занимаются 160 страховщиков. Из них 115 ведут свою деятельность на территории Пермского края. Согласно прогнозам, через два-три года в сегменте ОСАГО останется лишь 30-40 компаний. По убеждению экспертов, шансы стать банкротами в 2006 году есть, как минимум, у 30 страховых компаний. Опрошенные «bc» эксперты отмечают, что эти проблемы не должны коснуться первой десятки лидеров российского страхового рынка. Коснется ли это тех компаний, что представлены на пермском рынке, неизвестно. Единственное, о чем с уверенностью говорят пермские страховщики, проблемы не должны возникнуть у компаний из первой десятки федерального рейтинга (все из них работают на пермском рынке).
В 2005 году местное страховое сообщество никак не задели скандалы с отзывом лицензий у 10 компаний, не справившихся с исполнением обязательств перед своими клиентами. Ни одна из компаний, лишившихся права заниматься ОСАГО, в Перми не работала, поэтому скандалы обошли местный рынок стороной. По мнению опрошенных «bc» участников рынка, в 2005 году не произошло и серьезных перестановок на региональном рынке ОСАГО.
Пятерка лидеров по величине собранных премий в целом по стране осталась прежней. Безоговорочный лидер — «Росгосстрах», за 11 месяцев 2005 г. собранные им страховые взносы по ОСАГО составили 13,4 млрд рублей. Второе место занимает «РЕСО-Гарантия», собравшая 4,7 млрд рублей, третье — «Ингосстрах» (2,7 млрд рублей), четвертое —  «Спасские ворота» (1,5 млрд рублей), пятое — «СКПО-УралСиб» (1,4 млрд рублей). При этом на долю 10 крупнейших компаний приходится около 65 % всех сборов.
Расклад сил на региональном уровне не претерпел особых изменений. На пермском рынке также с большим отрывом лидирует «Росгосстрах», второе место занимает «Урал-АИЛ», третье — «РЕСО-Гарантия» (см. таблицу), также, как это и было в 2004 году. Поступления по заключенным договорам ОСАГО за 9 месяцев 2005 года в Пермской области составили 537, 820 млн рублей, что на 11 % превышает показатель за аналогичный период 2004 года (478,470 млн рублей). По итогам работы страховщиков за  9 месяцев 2005 года состав первой десятки лидеров регионального рынка практически остался прежним (см. таблицу). Единственное заметное изменение — появление здесь компании «Межрегиональное страховое соглашение» (МРСС), до этого занимавшей 11-е место и вытеснившей из рейтинга «Альфастрахование», объем полученной премии которой в 2005 году снизился в сравнении с 2004 годом (за 9 месяцев 2005 года компания получила 8,925 млн рублей взносов по ОСАГО, в то время как за аналогичный период 2004-го — 11,942 млн рублей). Директор пермского филиала МРСС Михаил Елизаров заявил «bc», что компания за 2005 год увеличила свой портфель по ОСАГО на 190 % и ставит своей задачей закрепиться в пятерке ведущих страховщиков по ОСАГО в регионе.
 
Болезни роста. Опрошенные «bc» эксперты, участники страхового рынка отмечают, что отсутствие серьезных изменений в расстановке сил на рынке ОСАГО вполне закономерно. «Самоубийц нет, ведь ОСАГО показало себя как очень сложный вид страхования, поэтому в переделе рынка из основных игроков фактически никто не заинтересован. Соответственно, величина портфелей лидеров показывает достаточно слабую динамику, ведь расстановка сил оформилась  сразу же  после первого годового цикла, с лета 2003 по лето 2004. И с тех пор мало что меняется», — отмечает директор пермского филиала СГ «Спасские ворота» Сергей Васянин.
Участники рынка заявляют, что в число их задач входит удержание того портфеля, который у них есть сейчас, планов по значительному  увеличению сборов никто не строит.
Татьяна Качкина, начальник отдела автострахования пермского филиала «Росгосстрах»:
— Для пермского филиала стоит задача удержать портфель, который имеем, речь может идти только о  небольшом приросте. Захват большей доли не столь актуален, так как в пермском регионе  «Росгосстрах» и без того занимает лидирующие позиции около 50 % рынка. Доля ОСАГО в портфеле  составляет 40 %,  что является достаточно высоким показателем для такого рискованного вида страхования. А снижать объемы страхования ОСАГО нецелесообразно, так как это может привести к увеличению убыточности и потере клиентской базы, которая имеет первостепенное значение для любой компании.
Констатируют затишье на рынке и представители других страховых компаний. По словам заместителя директора пермского филиала «Ингосстрах» Юрия Рябова, рынок ОСАГО в пермском регионе достаточно стабилен. Незначительные изменения происходят в основном за счет открытия в Перми подразделений компаний, ранее здесь не работавших,  которые заинтересованы сформировать собственный портфель по ОСАГО. «Но, в целом, это на раскладе сил практически никак не отражается. По опыту нашей компании могу сказать, что серьезного оттока клиентов от нас к конкурентам или от конкурентов к нам не наблюдается», — отметил г-н Рябов. Заместитель директора пермского филиала СГ «УралСиб» Михаил Антипин заявил «bc», что целью компании является удержание уже захваченной доли рынка, примерно также высказываются и в «Спасских воротах».
Все опрошенные «bc» эксперты объясняют это тем, что год от года убыточность по ОСАГО только растет.
Татьяна Качкина:
Да, на рынке ОСАГО обстановка довольно сложная. Некоторые компании уже сегодня пришли к убыточности выше 100 %  Особенно тяжело мелким компаниям, чей страховой портфель в основном состоит из ОСАГО. Они не справляются с потоком клиентов, обращающихся за выплатой, необоснованно затягивают сроки страховых возмещений либо вообще перестают производить выплаты.
В таких условиях страховщикам приходится  искать способы, как сделать портфель ОСАГО окупаемым. В этой связи, отмечает Сергей Васянин, не исключено, что некоторые компании начнут искусственно сдерживать рост портфеля по ОСАГО. О том, что это уже происходит, говорит  Михаил Антипин.
Михаил Антипин:
Ряд страховщиков, работающих на пермском рынке, стараются искусственно  сдерживать рост количества заключенных договоров по ОСАГО. Один из путей, который дает эффект в условиях, когда по закону страховщик не имеет права отказать клиенту в заключении такого договора, это снижение вознаграждения, которое получают страховые агенты. Сейчас уровень агентского вознаграждения в 10% от полученной премии встречается редко. В среднем агентское вознаграждение составляет 6-6,5 %. Тот, кто ниже всех оценит труд агентов, получит от них и меньше всего новых договоров по ОСАГО, ведь агент понесет их туда, где ему больше за это заплатят.
Сергей Васянин к этому добавляет, что не исключен и полный отказ некоторых страховщиков от выплаты агентского вознаграждения по заключению договоров ОСАГО. 
Сергей Васянин:
Сейчас особенно актуальным становится вопрос, как сделать ОСАГО не столь убыточным, каким оно является сегодня. Через два с половиной года после того, как рынок в рамках стратегии захвата уже поделен, начинается переход к стратегии удержания полученной доли. И основная цель сегодня  сделать актив эффективным.
Ранее многие рассчитывали, что базовый тариф будет скорректирован в сторону повышения. Однако этого так и не произошло и не случится в 2006 году. Следовательно, все начинают трезво оценивать свои возможности и менять поведение на рынке. Один из выходов это отказ от комиссии, которую мы сегодня платим агентам, параллельный переход на продажу полисов ОСАГО через систему офисов компании. Помимо этого, необходимо серьезно снижать расходы на ведение дела (РВД), осуществлять кросс-продажи посредством совместных с ОСАГО продаж добровольных видов страхования. Если раньше, на этапе стратегии захвата  рынка, об этом не особо задумывались, то сейчас рынок поделен, и вопрос в том, как сохранить уже захваченную долю, при этом получив хоть какой-то эффект.
 
В поисках выхода. Как о вполне возможном варианте оптимизации издержек по ОСАГО опрошенные «bc» эксперты негласно называют селекцию портфеля, то есть отказ от страхования некоторых категорий клиентов, несмотря на то что законом это делать запрещено. Так, например, многие компании отказываются заключать договоры ОСАГО с владельцами машин, приобретенных в кредит. «Все поняли, что рынок, в особенности отечественных машин, продаваемых в кредит, для страховщиков проблемный. По статистике, такие автомобили гораздо чаще попадают в сводки ДТП, нежели машины, купленные за наличные средства. Не проводя селекцию портфеля, оснований для наращивания портфеля по ОСАГО вообще не может быть», — отмечает один из руководителей страховой компании, пожелавший остаться неназванным.
Иного мнения придерживается Юрий Рябов. По его словам, в данном  случае «овчинка выделки не стоит. Отказывать кому-то в страховании  ради селекции — значит, ставить под удар репутацию компании, что может отразиться на других направлениях страхования», — считает он.
О том, что в определенной мере работа в сегменте ОСАГО и есть работа на репутацию, говорит Михаил Антипин. По его словам, основная причина, заставляющая страховщиков заниматься ОСАГО, — необходимость поддержания имиджа крупной солидной компании. «Отсутствие лицензии, разрешающей страховать автогражданскую ответственность, воспринимается как слабость компании. Это важный фактор, из-за которого страховщики не хотят отказываться от ОСАГО, несмотря на то что надежды на кросс-продажи практически не оправдались.  В то же время, отмечает директор пермского филиала «Межрегиональное страховое соглашение» Михаил Елизаров, в ОСАГО все рассчитывают на клиентов, которые станут их «по жизни».
 
Несерьезные поправки.
В 2005 году не произошло и серьезных изменений правил игры в сегменте автогражданки, от которых бы участники рынка ждали ощутимого эффекта. Согласно вышедшему в декабре 2005 года постановлению правительства, внесены изменения, касающиеся территориальных коэффициентов при расчете тарифа по ОСАГО. В результате прежний коэффициент для Пермского района 0,4 был повышен до 0,5. Кроме того, по всей стране введен дополнительный повышающий коэффициент 1,5 для юридических лиц, что удорожит для них стоимость страховки в полтора раза. Пермские страховщики, комментируя эти изменения, отмечают, что серьезно на рынке они не отразятся.
Татьяна Качкина:
Думаю, что введенные в тарифное руководство изменения не повлияют на работу страховых компаний. Выиграют лишь те страховые компании, в портфеле которых присутствует существенная доля юридических лиц. Другие изменения незначительны. Что касается коэффициента территориальности, то введенные изменения вызвали, мягко говоря, недоумение. Например, для Пермского края основной проблемой был недобор взносов из-за низкого коэффициента территориальности по близлежащим к Перми районам (Пермский, Краснокамский, Добрянский). Те же изменения, которые ввело правительство, никак не повлияют на сборы в данных районах, а значит, убыточность по ним по-прежнему будет выше, чем даже в Перми. Знаю, что в таком положении остались и многие другие регионы страны. Так, например, если сравнить Ивановскую и Владимирскую области, то статистика аварийности в первой выше, а платить будут больше во второй.
Среди реальных возможностей улучшить условия ведения бизнеса пермские страховщики видят понижение цены услуг оценщиков и станций техобслуживания (СТО). По словам Юрия Рябова, стоимость нормочаса СТО в Перми выше, чем в Екатеринбурге на 20 %. «В свою очередь, когда мы спрашиваем оценщиков, почему у них такие цены на услуги, они ссылаются на СТО», — говорит Юрий Рябов, высказывая надежду, что, может быть, ситуация улучшится.
В целом же, отмечают участники рынка, несмотря на то что ОСАГО — один их самых проблемных сегментов страхования, лидеры рынка с ним справляются, но не настолько, чтобы гнаться за новым уловом.
 
Справка «bc»
ОСАГО: итоги 12 месяцев 2005 г. (данные РСА)
В 2005 г. страховщики ОСАГО собрали по этому виду страхования 54,069 млрд рублей премии, на 9,7 % превысив аналогичный показатель предыдущего года. Объем выплат по обязательной «автогражданке» составил 26,396 млрд рублей — на 42,6 % больше, чем годом ранее. В целом за год в стране было заключено свыше 28,730 млн договоров обязательной «автогражданки» (рост на 9,7 %), заявлено 1,215 млн (рост на 18 %) и урегулировано 1,147 млн (рост на 27,2 %) страховых случаев. Это следует из предварительных данных Российского союза автостраховщиков (РСА).
Совокупные выплаты страховщиков ОСАГО за 2005 г. составили почти 48,82 %
от поступлений (аналогичный показатель 2004 г. — 37,54 %), средняя выплата равнялась  23,014 тыс. рублей (20,518 тыс. рублей).
29,74 % (16,08 млрд рублей) всей премии по ОСАГО пришлось на компании группы «Росгосстрах». В 2004 г. доля «Росгосстраха» на этом рынке составляла 32,7 % (16,095 млрд рублей). На втором месте по объему поступлений по ОСАГО в 2005 г. — «РЕСО-Гарантия» (5,248 млрд рублей; в 2004 г. — 5,201 млрд рублей), на третьем — «Ингосстрах» (3,197 млрд рублей, в 2004 г. — 2,765 млрд рублей).
Информация с сайта «Страхование сегодня».
 
Комментарии

Михаил Елизаров, директор филиала ЗАО «Межрегиональное страховое соглашение» в Перми:
Госдума в середине декабря 2005 года приняла в первом чтении законопроект, вводящий неустойку за нарушение срока страховых выплат. Ваше мнение по этому поводу?
— С одной стороны, мера правильная. Но, с другой, что может заставить страховщика, в случае если он нарушает законодательно установленный срок выплат, понести за это наказание в виде выплаты неустойки. Только суд или принятое им самим, по доброй воле, решение. Учитывая, что размер неустойки не столь значителен, суды перегружены и рассматривают дела по несколько месяцев, страхователь не получит ощутимой финансовой выгоды, разве что, сможет  получить моральное удовлетворение.
 
Какие проблемы, связанные с ОСАГО, стоят наиболее остро?
— Среди насущных проблем назвал бы недостаточную ясность в вопросе определения размера ущерба. Единой методики, которая бы позволяла точно определить, какой ущерб был нанесен автомобилю, нет. В итоге, страховщики вынуждены ориентироваться на оценщиков. Если мы возьмем трех оценщиков и один попавший в ДТП автомобиль, то величина ущерба, которую они выдадут, будет варьироваться в ту или иную сторону до 30 %. Понятно, что страховая компания выберет оценку, согласно которой ущерб минимальный. Но, в конечном итоге, такая неопределенность порождает недоверие со стороны клиента, что не слишком благоприятно сказывается на отношении населения к страхованию в целом.
Точно также обстоят дела с определением возмещения ущерба здоровью. Обозначены лишь общие подходы к его подсчету. Соответственно, каждая компания по-своему пытается определить размер нанесенного ущерба, ориентируясь на судебную практику и практику урегулирования событий в других страховых компаниях.
 
Татьяна Качкина, начальник отдела автострахования пермского филиала «Росгосстрах»:
Госдума в середине декабря 2005 года приняла в первом чтении законопроект, вводящий неустойку за нарушение срока страховых выплат. Ваше мнение по этому поводу?
Принятые в закон поправки призваны облегчить жизнь потерпевшим от непунктуальных страховщиков. Раньше страховщики могли без каких-либо последствий для себя производить выплаты страховых возмещений с нарушением установленных сроков. Риск, конечно, был, контролирующие органы имеют право приостановить действие лицензии на работу по ОСАГО при явных нарушениях.  Однако до сих пор  за оттягивание выплат не была закрыта ни одна компания, несмотря даже на то, что ежемесячно в Федеральную службу страхового надзора поступает до 1500 жалоб на страховщиков. Да, на рынке есть недобросовестные компании. Тем не менее, хочу подчеркнуть, что не все компании злонамеренно нарушают закон. При таком высоком уровне аварийности на дорогах страховщики порой просто не успевают урегулировать все страховые случаи в отведенный им срок. Существующий срок в 15 дней недостаточен для качественного урегулирования убытка. Такого короткого срока, отведенного на возмещение ущерба, нет ни в одной стране. К примеру, в Италии страховщику на компенсацию ущерба по имуществу отводится 60 дней, а по жизни и здоровью — 90 дней. Впрочем, размер неустойки не так и велик. При задержке выплаты, а ее размер в среднем составляет 22,5 тысяч рублей, долг страховщика будет прирастать примерно на 20 рублей в день. Для крупной компании эта сумма не такая уж и большая.
Какие проблемы, связанные с ОСАГО, стоят наиболее остро?
— Рост мошенничества. Четверть выплат «уходит» в руки мошенников.  ОСАГО — самый массовый вид страхования, провоцирующий интерес со стороны как мелких преступных элементов, так и серьезно настроенных криминальных группировок. Поэтому для снижения убыточности ОСАГО одной из основных задач страховщиков является борьба с преступностью в сфере страхования. К сожалению, ситуация сегодня такова, что работники милиции в силу своей загруженности не могут уделять должного внимания этому виду преступлений, у страховщиков нет единой информационной базы, также необходимо внести ряд поправок в уголовное законодательство. Проблем много, и, к сожалению, зачастую противодействовать мошенникам страховые компании вынуждены собственными силами. В настоящий момент в РСА обсуждается  вопрос о борьбе с таким видом мошенничества, когда на руках у недобросовестных водителей оказываются полисы, которые считаются в страховых компаниях как испорченные, утерянные или похищенные. В Москве на черном рынке бланк полиса можно приобрести за 500-600 рублей. Всего же числятся утраченными 500 тысяч бланков, из них 245 тысяч приходится на долю восьми крупных страховщиков. Представьте теперь размах теневого рынка. И если раньше страховщики закупали бланки в неограниченном количестве, то сейчас будет введена квота на закупку у Го-знака бланков полисов.
Пермскому филиалу СК «Росгосстрах» выявлять и противодействовать мошенничеству помогает Фонд «ЧАДЭ» (при областном ГИБДД). Фондом организована автоматизированная информационно-справочная база данных о дорожно-транспортных происшествиях. По базе можно отследить повторные обращения владельцев ТС в ГИБДД при идентичных повреждениях автомобиля, «подставы», выявить явных мошенников среди страхователей, потерпевших, сговоры с агентами и даже работниками ГИБДД. Благодаря полученной информации, «случаев мошенничества» выявляется на 400-500 тысяч рублей, в конце прошлого года была раскрыта группа мошенников, участвовавших в нескольких ДТП в различных комбинациях автомобилей и водителей. Знаю, что ряд страховых компаний, работающих в пермском регионе, также взаимодействуют с Фондом «ЧАДЭ» и пользуются ее базой данных.
Поделиться:
Все новости компаний