Газета
 13 февраля 2006, 00:00   1114

Мобильный доход

На пермском рынке депозитов до 180 дней наблюдается прирост числа вкладчиков. Популярность подтверждает тот факт, что после завершения договоров примерно 70 % вкладов пролонгируются.
На пермском рынке депозитов до 180 дней наблюдается прирост числа вкладчиков. Популярность подтверждает тот факт, что после завершения договоров примерно 70 % вкладов пролонгируются.

Депозиты до 180 дней постепенно теряют свою популярность на пермском рынке, однако остаются востребованными различными категориями населения. Привлекательной особенностью этих вкладов является сравнительная мобильность и возможность быстро изъять средства при относительно высоких процентных ставах. После завершения срока договора примерно 70 % договоров пролонгируются.
 
В «свободное» время. Депозиты традиционно являются для банков одним из ключевых продуктов. По статистике Главного управления Центробанка по Пермской области, по итогам III квартала 2005 года 33,5 % пассивов банки привлекали от населения. При этом для региональных и небольших банков депозиты являются практически единственным источником привлечения средств.
Наиболее стабильным, по словам начальника отдела маркетинга банка «Урал ФД» Дениса Голубцова, является сегмент депозитов для юридических лиц: с течением времени доля корпоративных клиентов почти не меняется, в банках обслуживается мало меняющийся круг компаний. Как уточнил управляющий директор по развитию бизнеса пермского филиала национального банка «Траст» Андрей Сомов, депозиты размещают примерно 10 % компаний, так или иначе обслуживающихся в финансово-кредитной организации. При этом большую часть данной группы составляют крупный и средний бизнес. По статистике ГУ Центробанка по Пермской области, по итогам III квартала 2005 года количество депозитов  юридических лиц в регионе составляло 0,5 % от количества расчетных счетов этих же юридических лиц.
Причинами столь невысокой доли компаний, размещающих средства в банке, господин Сомов назвал низкий уровень финансовой культуры и финансового планирования на предприятиях региона, а также особенности работы предприятий.
Андрей Сомов:
У малых предприятий гораздо короче, чем у крупных, производственный цикл, и денежные средства востребованы почти постоянно. У крупных же производственный цикл порой достигает полугода, поэтому финансы зачастую размещаются на депозитах. При этом, если говорить о сроках вложений до полугода, то альтернативные инвестиции, например в ценные бумаги, не могут принести гарантированный доход, тогда как банк дает стабильный прирост процентов.
По словам начальника отдела маркетинга Перминвестбанка Ирины Грачевой, зачастую компании рассматривают депозиты как средство по резервированию средств для проведения сделок, отделению их от оборотного капитала, а не извлечения дополнительных доходов.
 «Параметры депозитов для юридических лиц оговариваются с каждым клиентом в индивидуальном порядке. Менеджер,  исходя из конкретной ситуации клиента, всегда порекомендует ему доходный и удобный вариант или финансовый инструмент для размещения свободных средств», — говорит пресс-секретарь ОАО КБ КАМАБАНК Лев Островский.
Целый ряд экспертов признают, что в данном сегменте конкуренция между банками будет проходить двумя путями. Первый — борьба за уже «поделенных» клиентов, благодаря предложению им депозитов на более выгодных условиях. Зачастую параметры депозита обговариваются индивидуально с клиентами, что только благоприятствует данной борьбе. Более того, по мнению Ирины Грачевой, размещение средств на депозите в банке — результат индивидуальных договоренностей топ-менеджеров финансово-кредитных организаций с руководством того или иного предприятия.
Другой путь — развитие финансовой культуры компаний, которое пойдет по двум направлениям. Первый предполагает расширение знаний о финансовых инструментах среди предприятий региона, второй — более внимательное отношение к остаткам на счетах у тех компаний, которые уже размещают средства в банках, как это уже происходит на Западе. Не секрет, что общепринятым правилом западных компаний является установление лимита на объем средств, размещенных на расчетных счетах, например «не более 0,8 % от дневного оборота компании». Остальные средства должны оперативно размещаться в финансовые инструменты и приносить компании доход.
Впрочем, по словам финансового директора СГ «Камская долина» Владимира Пучнина, большинство предприятий будет размещать свободные средства в бизнесе, и депозиты не станут самым востребованным продуктом. В различных странах мира доля компаний, направляющих средства на депозиты, варьируется от 3 % до 10 %.
 
Фиксированный доход. Депозиты до180 дней, бывшие на пике популярности несколько лет назад, сейчас постепенно  уступают место вкладам со средневзвешенным сроком до 9 месяцев. Однако доля шестимесячных в структуре вкладов по-прежнему велика, хотя и существенно сократилась. Объем вкладов до 180 дней (включая меньшие сроки) на 01.10.04 составлял 9,3 млрд (34 % от суммарного объема вкладов), тогда как на 01.10.05 — 6,5 млрд (21 % от суммарного объема вкладов). В то же время объем вкладов на срок от года до трех превысил 15 млрд рублей.
Причины популярности «коротких» вкладов (до 180 дней) большинством экспертов называются простые: недоверие клиентов к банкам и неспособность планировать свою жизнь больше чем на полгода.
Однако существует и другая точка зрения на данную проблему.
Ирина Грачева:
Среди вкладчиков, размещающих деньги на срок до 180 дней, можно выделить три четко очерченные категории. К первой относятся те, кто планирует совершить крупную покупку. На депозите они размещают средства для того, чтобы сохранить их какое-то время перед заключением договора. Вторые осуществляют целевое накопление, например на покупку туристической путевки. После развития механизмов потребительского кредитования стало распространенным накопление первоначального взноса на «дорогой» займ. Третья группа клиентов в банках «прячет» деньги от самих себя. Как правило, это расточительные натуры и путем открытия счета в банке и его постоянного пополнения они дисциплинируют самих себя.
Среди социальных категорий наиболее активными вкладчиками эксперты единогласно называют людей в возрасте 35-50 лет и пенсионеров. Причем, как отмечает господин Сомов, в последнее время в результате расширения финансового «образования» и введения системы страхования вкладов пенсионеры перестают идти исключительно в Сбербанк, а при выборе финансово-кредитной организации руководствуются такими критериями, как доходность по вкладам и близость к дому. Кроме того, как известно, система страхования вкладов гарантирует возвращение вклада суммой до 100 тыс. рублей. Поэтому в целом ряде случаев физические лица, обладающие более крупной суммой, разделяют ее на несколько долей, не превышающих сто тысяч, и вкладывают в разные банки, что также стимулирует развитие конкуренции в банковском секторе.
В подтверждение такой «разумной боязливости» клиентов банков говорит и то, что, по словам начальника отдела рекламы ОАО КАМАБАНК Льва Островского, 60-70 % вкладчиков продлевают договоры с финансово-кредитной организацией по истечении срока вклада. «Клиентов  устраивают условия вкладов с финансовой точки зрения, но они ценят и возможность мобильно реагировать на ситуацию. С точки зрения вкладчика, самый приемлемый срок — три месяца. С точки зрения банкиров, лучше бы срок вклада составлял год. Внутренняя установка среднестатистического вкладчика мешает ему уверовать, что все в окружающей его жизни будет стабильно дольше 3-6 месяцев. Банк должен с этим считаться». Впрочем, Ирина Грачева говорит, что редко количество таких пролонгаций превышает две, это говорит об иной причине пристрастий к краткосрочным вложениям
Первые две категории клиентов, о которых я говорила ранее, закрывают счета, когда достигают поставленной цели. Пролонгируют договоры с банком те, кто «прячет деньги от самих себя», откладывает, чтобы не потратить. Выдержав один шестимесячный срок, клиент продлевает договор. Но когда на счете скапливается хорошая сумма, перед человеком встает вопрос: копить дальше или купить то, что не было доступно ранее. В большинстве случаев потребительская натура берет свое, и вкладчик забирает из банка деньги.
По данным Главного управления Центробанка по Пермскому краю, можно вычислить, что средняя сумма вклада в регионе составляет 6 тыс. рублей. Однако, по мнению целого ряда экспертов, данные не вполне соответствуют действительности. Статистика учитывает общее количество вкладов, в которое включены и депозиты, по которым нет движения уже несколько лет (считается, что их владельцы могли умереть, а наследники не знали о существовании вкладов в банках). Официально информацию о таких счетах признал только Сбербанк, но есть основания полагать, что они есть и в других финансово-кредитных организациях региона. По словам Ирины Грачевой, если проанализировать данные о приросте количества и объема вкладов, то можно сделать вывод, что средний размер вклада в настоящий момент составляет порядка 20 тыс. рублей. Большинство вкладчиков предпочитают хранить средства в рублях, тогда как евро остается вообще практически невостребованной валютой.
Важным шагом в привлечении средств от физических лиц является продвижение банка в районы Пермского края и открытие там допофисов. По словам Дениса Голубцова, в отделениях банка за пределами краевого центра востребованность депозитов более высока, однако конкретную цифру он назвать отказался. «Жителям региона существенно менее доступны альтернативные банковским финансовые инструменты, за пределами Перми ниже уровень знаний о финансовых рынках. При этом сама конкуренция на банковском рынке также ниже, что благоприятствует распространению услуги вкладов», — отметил начальник отдела маркетинга «Урал ФД».
Популярной категорией, обеспечивающей приток средств от клиентов, являются целевые вклады: на отпуск, обучение и пр. Их привлекательность заключается в том, что человек, видя далекую и желанную цель, дисциплинируется и вносит ежемесячно необходимую сумму. Однако, по мнению Дениса Голубцова, эффект от  целевых вкладов может быть невысок, поскольку «проценты по «безымянному» депозиту в другом банке могут быть выше, а именно они являются определяющими для клиентов при выборе банка.
Другим способом привлечения клиентов становится розыгрыш призов среди вкладчиков, который практикуют ряд крупных банков, действующих на территории региона. Сам по себе депозит перестает быть достаточно интересным для потенциальных клиентов, поэтому банк должен нести дополнительные маркетинговые затраты на привлечение физических лиц». Тем более, активное развитие кредитования, наблюдаемое в Пермском крае в последние два года, требует и динамичного пополнения пассивной базы.
Несмотря на то что абсолютное большинство физических лиц при выборе финансового инструмента отдают предпочтение банкам, на рынке наблюдается тренд в сторону сдвига их интереса к альтернативным инструментам. По данным БДО «Юникон», по итогам 2005 года в среднем по выборке из 15 ведущих банков России покупательная способность годовых рублевых вкладов снизилась на 1,22 %, долларовых вкладов — на 2,2 %, а вкладов в евро — на 12,73 %. По общему признанию экспертов, вклады до 180 дней также стремительно обесценивались. В то же время полугодовой доход, продемонстрированный отдельными паевыми инвестиционными фондами, достигал 40-50 %. В 2006 году ситуация не изменится, однако желание стабильного дохода и высокой маневренности вложений сохранит популярность депозитов до 180 дней.
Поделиться:
Все новости компаний