Газета
 06 февраля 2006, 00:00   1009

Рискованные приоритеты

Реализация президентских национальных проектов в Пермском крае только началась, но сложности уже возникли.
Реализация президентских национальных проектов в Пермском крае только началась, но сложности уже возникли.

Приоритетные национальные проекты были заявлены Президентом Владимиром Путиным в сентябре 2005 года, но полномасштабная их реализация началась с января 2006 г. Проекты подразумевают развитие образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и жилищной сферы. По данным газеты «Ведомости», на них в 2006 году планируется выделить около 138 млрд рублей из федерального бюджета. Реализация программ  в Пермском крае, как и в других регионах, будет происходить по определенным направлениям или блокам, но в каждом субъекте она имеет свои особенности и проблемы, в том числе в финансировании.
 
Краевая специфика.  В Пермском крае по распоряжению губернатора Олега Чиркунова 10 января 2006 года была создана Комиссия по реализации национальных проектов, председателем которой стала сенатор от Пермской области в Совете Федерации Татьяна Попова.
Каждая из приоритетных программ включает в себя несколько направлений. Как пояснила Татьяна Попова, проект «Образование», например, состоит из пяти блоков. Первое направление — осуществление выплат за классное руководство учителям школ в размере 1 тыс. рублей. Объем средств, который получит по данному направлению Пермская область из федерального бюджета (на 2006 год получателями федеральных средств являются отдельно Пермская область и Коми-Пермяцкий округ), составляет 142,7 млн рублей.
Второй блок в рамках образовательного проекта — ежегодное поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений (100 тыс. рублей на одного учителя). Общая сумма средств в федеральном бюджете на реализацию этого направления составляет 1 млрд рублей, из которых Пермская область может получить 16,9 млн рублей. Изначально будут отобраны в соответствии с квотой (около 340 учителей области) участники данной программы по таким критериям, как высшее педагогическое образование, преподавательский стаж не менее трех лет и проч. Из всех заявленных по результатам конкурсного отбора будут премированы около 180 учителей.
Третий блок связан с поддержкой инновационных образовательных учреждений, в рамках которого предполагается дополнительное финансирование школ и вузов. Однако, как отмечает Татьяна Попова, механизмы распределения средств по регионам различаются в случае поддержки школ и вузов:
Для поддержки школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, каждому региону будет выделяться определенная сумма пропорционально количеству школьников. Предположительно, Пермская область получит из федерального бюджета 54 миллиона рублей. Иная ситуация с вузами. В этом году Министерство образования и науки предполагает провести конкурс и отобрать 10 вузов, а в следующем еще 20, каждому из которых будут выделены субсидии в размере 500 миллионов рублей на поддержку современных научных исследований, для повышения качества естественнонаучного и инженерного образования. Станет ли Пермская область участником данного направления, во многом зависит от того, смогут ли пермские вузы в очень короткие сроки подготовить основательные и объемные конкурсные заявки и победить.
Но, по словам заместителя начальника научной части Пермского государственного университета  Тамары Пименовой, вузы не могут подавать заявки, пока не определены критерии участия и отбора в конкурсе. После того как критерии будут выставлены, ПГУ планирует подать заявку.
Кроме того, в рамках образовательного проекта запланировано внедрение современных технологий: оснащение образовательных заведений, подключения к сети Интернет. Всего на эти цели в 2006 году предусмотрено 1,5 млрд рублей, из которых, по предварительным данным, Пермская область получит 13,8 млн рублей. И пятое, последнее направление, как пояснила Татьяна Попова, нацелено на поддержку талантливой молодежи при помощи грантов: за два года предполагается выделить 5 тыс. грантов в размере 60 тыс. рублей. Подобную структуру имеют и три других приоритетных проекта (подробнее см. таблицу).
Как заявил «bc» вице-губернатор Пермской области Валерий Сухих, в числе первых мероприятий, которые будут осуществляться в крае, — денежные выплаты врачам и учителям: «Выплаты будут произведены в самое ближайшее время: январе, феврале, марте». В частности, врачам общей практики, участковым терапевтам и педиатрам предполагается направить по 10 тыс. рублей, а работающим с ними медсестрам — по 5 тыс. рублей.
Реализация проектов в крае финансируется в основном за счет федерального центра. Но в случае необходимости будут привлекаться и средства регионального бюджета.
Валерий Сухих:
Конечно, некоторую поддержку из регионального бюджета мы будем оказывать. Например, если установленный объем зарплат рассчитан на определенное число врачей общей практики, но в итоге их окажется больше, то мы выделим средства из регионального бюджета, это своего рода подстраховка.
Как сообщил  «bc» Анатолий Маховиков, директор ОАО «Пермское агентство по ипотечному и жилищному кредитованию» (через которое в области реализуются мероприятия по жилищному направлению), финансирование проекта по жилью в российских регионах будет осуществляться из федерального и областного бюджетов в соотношении 1:1, кроме того, не менее 20 % профинансируют частные инвесторы. Но, по словам Анатолия Маховикова, «в Перми в ипотеку будут привлечены только бюджетные средства. Это объясняется тем, что недавно был увеличен уставный капитал федерального АИЖК, соответственно, есть возможность выдавать больше кредитов. Пермское АИЖК может выдавать кредиты на сумму до 300 миллионов рублей в месяц».
 
Потенциальные риски. Основные проблемы в части финансирования связаны с программами в сфере здравоохранения и образования. Чиновники не скрывают, что с выплатой запланированных сумм могут возникнуть трудности. В частности, общая потребность в финансовых ресурсах для выплат за классное руководство составляет 243,6 млн рублей, хотя из федерального центра в Пермскую область предполагается направить только 142,7 млн рублей. Объясняя возникшую разницу между расчетной и фактической потребностью, Татьяна Попова заявляет: «При расчете субсидий региональным бюджетам не был учтен ряд обязательных платежей, например отчисления в пенсионный фонд, налог на доходы физических лиц».
В сфере здравоохранения опрошенные «bc» специалисты называют в числе трудностей неравномерное финансирование: выплаты будут производиться только отдельным категориям врачей и медсестер. Валерий Сухих не исключает оттока специалистов в первичное звено, добавляя, что «невозможно всю систему перестроить сразу». Однако главный врач городской станции скорой помощи Перми Александр Жуков считает такой прогноз маловероятным: «Что касается проблемы неравного распределения средств, то я думаю, что она надуманная. Специалист, много лет проработавший окулистом, хирургом, не пойдет в участковые врачи».
Объемы финансирования приоритетного проекта «Развитие АПК» на территории Пермского края к настоящему моменту не утверждены. По словам Татьяны Поповой, ориентировочно это произойдет в феврале 2006 г., «к настоящему времени по всем направлениям, предполагающим конкурсный отбор в регионах, поданы заявки». Однако респонденты «bc» сомневаются в том, что финансирование сельского хозяйства в регионе произойдет в необходимом объеме.
Дмитрий Скриванов, депутат Законодательного собрания Пермской области:
Если объявлять проект национальным, то Федерация должна принять более активное участие именно в этих вопросах, потому что пока те суммы, которые мы видим, и те организационные ресурсы, которые мы получаем, явно не создают ощущение масштабности организации этого проекта. Деньги, которые выделяются, не способны решить глобальную задачу за короткий период времени.
Подобные опасения высказывает и заместитель председателя комитета по социальной политике ЗС Юрий Елохов:
Я не вижу больших средств, которые бы шли на развитие сельского хозяйства в территории. Хотя это объявлено приоритетом.
С точки зрения вице-губернатора Михаила Антонова, курирующего вопросы АПК, для реализации агропроекта в крае нет соответствующей инфраструктуры: «Не буду скрывать, что нацпроекты выскочили как черт из табакерки, поэтому мы к ним оказались не совсем готовы. Для осуществления мероприятий в аграрной сфере Прикамье даже не имеет инфраструктуры, ведь все должно идти либо через «Росагролизинг» или через Россельхозбанк». Но на данный момент в Перми нет филиала РСХБ. Как сообщили «bc» в пресс-службе Россельхозбанка, до создания Пермского регионального филиала и сети дополнительных офисов кредитная поддержка в крае будет осуществляться через Кировский, Удмуртский и Башкирский региональные филиалы.
Эксперты «bc» сходятся во мнении, что, кроме финансовой проблемы, при реализации проектов возникают сложности в области законодательства и механизмов осуществления намеченных мероприятий.
Как заявил «bc» Валерий Сухих, «есть проблема в том, как будут осуществляться проекты (например выплаты медперсоналу) в лечебных учреждениях, которые принадлежат  крупным заводам, ведь они не являются муниципальной собственностью». В связи с этим, по словам вице-губернатора, в Министерство здравоохранения направлены письма с просьбой разъяснить ситуацию. Помимо этого, существуют опасения, что Пермский край может проиграть конкурс на строительство медицинского центра. В России намечено строительство 15 таких центров. Заявка от пермского региона уже подана в Минздрав.
Валерий Сухих: 
Критерии отбора территорий для строительства медцентров определены, мы им соответствуем. Но проблема заключается в том, что очень большое количество субъектов и городов соответствуют этим критериям, поэтому необходима дополнительная работа в Министерстве здравоохранения, в частности, со стороны губернатора края.
Эксперты «bc» полагают, что в жилищном проекте также есть несколько упущенных нюансов. По словам Анатолия Маховикова, «сейчас большинство объектов жилищно-коммунальной сферы арендуется, а проект «Жилище» предполагает вложение средств в инфраструктуру и в эти объекты в том числе. Но кто станет вкладывать деньги в арендуемое имущество? В принципе, в такой ситуации возможна приватизация объектов ЖКХ, но это очень длительный процесс, который может растянуться на несколько лет».
Александр Фельдман, директор Мостоотряда № 123, соглашается, что законодательная сторона проекта слабо проработана: «Я могу отметить, что в Перми есть способы реализации проекта, есть площади под застройку (основными районами застройки станут, вероятно, Курья, Ива, Ива-1, Ива-2, Камская долина) и ресурсы подрядных организаций. Но пока еще нет правил застройки земельных участков. Необходима нормативная база».
Пермский край оказался не единственным субъектом, в котором схемы осуществления президентских проектов не до конца ясны. Как сообщает газета «Ведомости», региональные лидеры, среди которых губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, утверждают, что для реализации проектов нет законодательной базы.  
Корректировки по нацпроектам идут в текущем режиме. В частности, как заявила заместитель председателя департамента образования Пермской области Наталья Санникова, поправки регионов в части выделения средств на классное руководство с учетом всех налогов и коэффициентов приняты в федеральном центре,  и необходимый объем средств будет перечислен в Пермскую область, но конкретные сроки не уточняются.
 
Комментарий
Татьяна Попова, сенатор в Совете Федерации от Пермской области, председатель Комиссии по реализации национальных проектов в Пермском крае:
— Реализация каждого из национальных проектов в Пермском крае, как и в других регионах, будет происходить по определенным блокам.
Например, в рамках проекта «Образование» на поддержку школ в целом в Российской Федерации  предусмотрено 3 миллиарда рублей, а вузов — 5 миллиардов. Хотя порядок отбора школ-победителей пока не утвержден, есть предварительная информация, что каждой победившей в конкурсе школе будет выделено по 1 миллиону рублей. Следовательно, мы можем быть уверены в том, что более 50 школ в Пермской области смогут получить эти деньги и потратить их на приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей. Совершенно иная ситуация с вузами: не во всех регионах будут реализованы мероприятия по поддержке инновационных учебных заведений. Главная проблема — неопределенность «правил игры»: Министерство образования и науки еще не утвердило критерии отбора инновационных вузов, не установило сроки представления заявок.
Что касается поддержки талантливой молодежи за счет грантов, то до настоящего момента отсутствует утвержденный порядок выбора представителей талантливой молодежи, нет информации о наличии региональных квот на количество победителей.
Практически все направления жилищного проекта предполагают конкурсный отбор регионов. Но специфика данной программы в том, что главным инструментом ее реализации является новая редакция федеральной целевой программы «Жилище» (прежняя редакция действовала с 2002 года). Это значит, что до тех пор, пока не была утверждена программа в целом (а ее утвердили тольков январе 2006 г.), не была одобрена конкурсная документация ни по одному из направлений. Участие в конкурсе регионов предполагает наличие соответствующих программ в субъектах РФ. Поэтому главной задачей является разработка аналогичной программы в Пермском крае.
Поделиться:
Все новости компаний