Газета
 30 января 2006, 00:00   1237

Новый непорядок

В Пермском крае начинает действовать новый порядок получения разрешений на строительство. Но ощутимого упрощения процедуры не произойдет, уверены участники рынка и эксперты BUILDING b.c.
В Пермском крае начинает действовать новый порядок получения разрешений на строительство. Но ощутимого упрощения процедуры не произойдет, уверены участники рынка и эксперты BUILDING b.c.

С 9 января в Пермском крае перестали действовать региональные акты, регулировавшие процедуру получения разрешений на строительство. Теперь эта процедура в Прикамье регулируется  напрямую федеральным актом —  Градо-строительным Кодексом РФ. Несмотря на изменения, получение документов остается сложным и затратным.
Сегодня, в лучшем случае, строительство объекта начинается до получения разрешения, но часто застройщики получить его и не пытаются, полагает ряд наблюдателей рынка. Как считают эксперты, причиной этого является длительная и очень затратная процедура выдачи разрешений на строительство, существовавшая в регионе до настоящего времени.
Несмотря на то что Градостроительный Кодекс в части регулирования указанной процедуры вступил в силу еще с начала 2005 года, в Пермском крае до октября  2005 года действовали противоречившие ему региональные акты. В октябре в указ губернатора № 77  «Об утверждении порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Пермской области» были внесены изменения в целях приведения его в соответствие с Градостроительным кодексом. Однако даже после этого указ, как и другие акты регионального законодательства, частично продолжал противоречить кодексу. Лишь в конце 2005 года указом губернатора Пермского края указ № 77 и часть других актов, регулировавших порядок получения строительных разрешений в Пермском крае, были отменены.
Многие пермские строители вообще не были в курсе того, что в регулировании  произошли какие-то изменения. А те, кто с ними ознакомился, считают, что  получать разрешения проще не стало. Соответственно, считают эксперты, вряд ли уменьшится и количество самовольных застроек в Перми.
Борьба за правила. До введения нового порядка срок получения разрешения достигал в среднем по региону двух с половиной лет. Проволочки с выдачей разрешения на строительство увеличивали его стоимость на 30-40 %. Нововведения, по мнению пермских строителей, не скажутся существенным образом на длительности процедуры и стоимости проекта.
Активную борьбу с самовольными застройками в Перми и области начали в октябре 2004 года заместитель губернатора Пермской области Николай Бухвалов и вице-мэр Валерий Чупраков. Процесс этот проходил шумно с привлечением ученых, судей и депутатов, с «показательными судами» в отношении крупных застройщиков, разоблачениями недобросовестных чиновников, ультиматумами, компромиссами,  широко освещавшимися в прессе, и закончился, увы, ничем, заявил корреспонденту BUILDING b.c. один из экспертов.
Осуществление строительства без специального разрешения, по словам председателя комитета по архитектуре и градостроительству Александра Черепанова, по итогам 2005 года продолжает занимать первое место среди нарушений в области строительства в Перми. Главной причиной упорного нежелания  пермских компаний соблюдать установленный порядок, по мнению экспертов, является экономическая целесообразность нарушения целого ряда действующих норм.
Так, часть I статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ за строительство без специального разрешения предусматривает для юридических лиц штраф размером от 50 до 200 МРОТ. Также в соответствии с законодательством самовольная постройка подлежит сносу за счет лица, ее осуществившего. Однако реально признать право собственности на нее возможно лишь в судебном порядке и при соблюдении целого ряда условий. По утверждению одного из экспертов BUILDING b.c., в пермской судебной практике такое происходит крайне редко.
По данным Консультативной службы по иностранным инвестициям, созданной Всемирным банком совместно с Международной финансовой корпорацией (FIAS), за 2002 год, опубликованным на сайте www.worldbank.org.ru, процедура получения разрешения на строительство оценивалась как самая проблематичная среди других процедур. По результатам проведенного мониторинга, Консультативная служба рекомендовала  администрации области разработать концепцию «одного окна», внедрить компьютерную программу для наблюдения за выдачей разрешений, разработать стандарты деятельности при выдаче согласований, разрешений и т. п. Областной администрацией на основании рекомендаций был разработан план действий по устранению административных барьеров. Однако план так и не был утвержден. Как говорит глава крупной строительной корпорации Перми, в 2005 году ситуация с получением разрешений на строительство в области коренным образом не изменилась, а заявленная идея «одного окна» была фактически похоронена. Главой города даже принималось постановление, упрощавшее практику выдачи разрешения на строительство, однако затем оно было отменено, как не соответствовавшее федеральному законодательству.
До недавнего времени порядок выдачи разрешений  на строительство объектов недвижимости в Пермской области регулировался рядом документов, в том числе Указом от 21. 07. 1999 г. № 77 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Перм-ской области». Согласно Указу, для получения разрешения заказчик должен был собрать множество различных документов, на выдачу лишь отдельных из них уходило до нескольких месяцев. С момента, когда заказчик предоставлял все необходимые документы для получения решения, до его непосредственной выдачи проходил еще один месяц. К тому же срок этот чиновниками неоднократно нарушался. Таким образом, процедура получения разрешения могла занять с момента предоставления земельного участка под строительство, в зависимости от сложности объекта, от нескольких месяцев до нескольких лет.
Как заявил один из «строительных» бизнесменов, ждать несколько лет, чтобы затем вложить свои деньги в строительство, в условиях пермского рынка не станет ни один инвестор. В порцессе ожидания необходимо  платить налоги на землю, тратиться на содержание оборудования и нести другие издержки, расходовать элементарный организационный ресурс, отметил собеседник издания. К тому же за столь длительный срок могут измениться технические условия (ТУ), регламентирующие производство работ, устаревают санитарные и строительные нормы, на основании которых в процессе согласования выдают свои рекомендации по изменению проекта различные службы, заявили BUILDING b.c. эксперты и наблюдатели рынка. Таким образом, проект нужно приводить в соответствие с уже новыми нормами и заново его согласовывать, соответственно, растет и его цена.
Кодексная выдержка. С 1 января 2005 года вступил в силу новый Градостроительный Кодекс РФ, который существенно упростил порядок выдачи строительных разрешений. Исчезло понятие «разрешение на СМР», согласно документу, теперь заявители обязаны получать только «разрешение на строительство». Был сокращен перечень документов, которые предоставляются заказчиком для рассмотрения вопроса о подготовке проекта постановления о разрешении строительства в местный орган архитектуры и градостроительства. Из перечня исключены документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), лицензия на осуществление функций заказчика и договор на оказание услуг, справка об утверждении проектной документации и т. д. Согласно нововведениям, срок, в течение которого выдается разрешение на строительство, сокращен до десяти дней со дня регистрации заявления от заказчика. Также определен ряд объектов, государственная экспертиза и выдача разрешений на строительство которых не обязательны.
Несмотря на то, что исчезла необходимость подготовки отдельных документов, проще процедура не стала. Наиболее сложные и трудоемкие этапы остались без изменений. Например получение согласований различных служб, которое, как настаивают строители, нуждается в более детальной регламентации (установление конкретного перечня согласующих служб и времени нахождения проекта в каждой из них). Сокращение срока выдачи разрешения с тридцати до десяти дней при общей длительности процедуры, по их мнению, вряд ли вообще будет ощутимо на практике.
Впрочем, в Прикамье даже эти нововведения задержались. Хотя законы субъектов и не могут противоречить федеральным, пермские законодатели с пересмотром региональных актов не торопились. Лишь в конце 2005 года Указ № 77 в октябрьской редакции и часть других актов, регулировавших порядок получения строительных разрешений в Пермском крае, были отменены «в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. № 698».
Таким образом, сегодня в регионе вопрос получения  разрешений на строительство регулируется двумя федеральными актами: Градостроительным Кодексом РФ и Постановлением Правительства № 698. Нормы этих документов носят весьма общий характер и в соответствии с законом нуждаются в конкретизации путем издания субъектами РФ региональных актов на их основе. Несмотря на то что указ, внесший изменения в  регулирование порядка получения разрешений в Пермском крае, вступил в силу еще 9 января, далеко не все чиновники (не говоря о строителях) в первые рабочие дни года знали о его существовании.
Впрочем, большая часть игроков рынка, юристов, опрошенных изданием, все равно не видит в них принципиально новых условий (подробнее — смотри комментарий).
 По мнению экспертов, происшедшие в законодательном регулировании изменения не способны полностью снять существующий административный барьер. Этот барьер часто создает поведение самих чиновников, ответственных за выдачу разрешений. Вымогательство денег с застройщиков в форме «отчислений на развитие инфраструктуры города» в обмен на выдачу разрешений, неоднократное нарушение порядка и сроков получения решений, предоставление земельных участков под строительство с нарушением требований земельного законодательства  —  это, как сказал на условиях анонимности глава одной крупной строительной фирмы, лишь некоторые из фактов, имеющих место при получении разрешений на строительство. По его словам, хотя незаконное решение должностных лиц всегда можно оспорить в суде, те, кто хочет и дальше строить в Перми, по понятным причинам предпочитают с судом не связываться. К тому же шансов на выигрыш у заявителя, как показывает практика, очень мало.
Как влияет подобная ситуация на строительную отрасль в целом, догадаться не трудно. Инвесторы говорят, что их дальнейший интерес к Перми зависит от поведения  администрации. Например, после скандала, связанного с выдачей разрешения на строительство ТРК «Столица», Вячеслав Каминский, генеральный директор компании DVI (управляет этим комплексом), заявил, что дальнейшие его планы по строительству в Перми будут зависеть  от отношения властей, так как  «деньги текут туда, где лучше условия».
 
Комментарии
Алексей Орлов, директор строительной фирмы ООО «ЭкоТеплоРесурс»:
— На мой взгляд, ничего с начала действия новых правил существенно не изменилось. Сроки прохождения проекта по инстанциям, скорее всего, останутся прежними. А ведь время очень дорого в такой ситуации: как бы ни затянулась процедура, кроме расходов, связанных с подготовкой необходимых документов, приходится платить еще ряд налогов, в результате  проект дорожает. Инвесторы от этого, естественно, не в восторге. Вот и начинают строить еще до получения разрешений. Поэтому не думаю, что нарушений станет меньше. Положительный момент от изменений я вижу лишь в том, что за счет упрощения некоторых этапов процедуры станет меньше беготни по инстанциям. Облегчить получение решения могло бы введение «единого окна» в идеальном его понимании, чтобы можно было отдать пакет документов и получить не указания о том, какие согласования и в каком порядке ты должен пройти сам,  а чтобы согласование осуществлялось единой службой. Когда бегать по инстанциям приходится самому, времени на согласования уходит гораздо больше. Еще неплохо было бы ввести максимально жесткий регламент прохождения документов по инстанциям с указанием допустимого времени нахождения документов в той или иной инстанции. В таком документе можно было бы  установить ответственность должностных лиц за нарушение сроков прохождения документов, за их сохранность. Ведь были  на практике случаи утери документов, а время и деньги, затраченные на их сбор и подготовку, компенсируются в лучшем случае извинениями. Такого быть не должно.
Дмитрий Алакин, юрист ООО «Юридическая фирма «Бизнес Консалтинг»:
— В связи с внесением изменений в законодательство глобальных перемен не произошло. Ждать увеличения количества тех, кто стремится получить разрешение в установленном законом порядке, не приходится. Сокращение времени принятия решения о выдаче разрешения с момента предоставления заявителем всех документов существенно не скажется на сроках всей процедуры. Останутся прежние трудности с согласованием технических условий. Расходы, связанные с выполнением этих условий, могут составлять сегодня до 30-40 % от стоимости строительства. Упрощенной новую процедуру можно было бы считать, если бы, например, заинтересованный субъект отдавал проектную документацию в так называемое «единое окно» и получал ее уже со всеми согласованиями.  Либо, в случае замечаний по проекту, получал бы их комплексно, чтобы не исправлять все по отдельности, ведь это также сказывается на сроке согласования документации.
Поделиться:
Все новости компаний