Газета
 23 января 2006, 00:00   1853

Кресло за миллионы

Эксперты оценивают стоимость эффективной избирательной кампании кандидата в депутаты гордумы, минимум, в 100 тысяч долларов. Стоимость поста мэра, по мнению специалистов, может доходить до 8 миллионов долларов.
Эксперты оценивают стоимость эффективной избирательной кампании кандидата в депутаты гордумы, минимум, в 100 тысяч долларов. Стоимость поста мэра, по мнению специалистов, может доходить до 8 миллионов долларов.

Выборы главы Перми и депутатов городской думы весной 2006 года станут самыми дорогими за новейшую историю Прикамья. Избрание каждого из 36 депутатов может стоить от 100 тыс. долларов, цена занятия мэрского кресла способна достичь восьми миллионов долларов. По мнению экспертов, дороговизна предстоящих баталий объясняется жесткой борьбой за установление контроля над администрацией Перми между областными властями и структурами Владимира Плотникова, а также конъюнктурой пермского рынка политического консалтинга.

Цена мандата. Максимальный размер избирательного фонда ограничен законодательно. Однако все эксперты, опрошенные «bc», единодушно отметили, что в подавляющем большинстве случаев эти ограничения обходятся. Как следствие тема реальных расходов на выборы является крайне щепетильной, и большинство источников «bc» согласились давать комментарии исключительно на условиях анонимности.

Цена выборов для кандидата существенно варьируется в зависимости от органа власти, в который он баллотируется. Наименее затратными являются выборы в Пермскую городскую думу. Специалисты оценивают стоимость средней избирательной кампании в пермский парламент в 100 тыс. долларов. Объем затрат может варьироваться в зависимости от степени популярности и репутации того или иного кандидата. На продвижение наиболее одиозных персонажей, например с криминальным прошлым, по оценкам экспертов, потребуется 200-300 тыс. долларов. Как отмечает генеральный директор OZON Consulting Максим Серебренников, размер и структуру бюджета PR-кампании в значительной степени формируют специфика электоральной среды и текущая политическая конъюнктура. По словам председателя совета директоров рекламного агентства «Паритет» Бориса Галкина, уже сейчас на «раскрутку» многих кандидатов потрачено более 100 тыс. долларов, хотя официально предвыборная кампания еще не началась.

Нестандартным примером ведения пиар-кампании 2005-2006 гг. стало выдвижение ряда депутатов, которые на выборах в городскую думу ассоциировались с депутатом Законодательного собрания Пермской области Владимиром Плотниковым (численность группы кандидатов, по разным оценкам — от 15 до 25 человек). Стоимость пиар-кампании каждого из членов группы составляет не менее ста тыс. долларов. При этом кандидаты используют собственную газету (контролируемую Владимиром Плотниковым «Вечернюю Пермь») и иные СМИ, а также проводят общие для всего блока пиар-акции, что позволяет сэкономить на расходах. Однако, получив доступ к одним СМИ, группа потеряла возможность ротации на других: с декабря кандидатам близким к Владимиру Плотникову были ограничены возможности появления на телеканале «Рифей».

Пиаром в СМИ деятельность данных кандидатов отнюдь не ограничивается, они проводят затратные, но заметные акции. По информации «bc», в предновогодний период Владимиром Плотниковым и Ко была проведена операция «Шампанское», в ходе которой Деды Морозы от лица депутата Законодательного собрания и его сподвижников доставляли бутылки с напитком в дома жителям города, преимущественно в частный сектор. Стоимость акции оценивается в пределах до 1,5 млн долларов.

Цена пиар-кампании в Законодательное собрание оценивается экспертами в среднем в 150 тыс. долларов. Однако структура расходов, по словам господина Галкина, здесь несколько иная, чем на выборах в гордуму:

Борис Галкин:

На выборах в думу округа маленькие, среднее количество жителей в них составляет 20 тысяч человек. Поэтому кандидат, желающий избраться, должен обязательно делать добрые дела, чтобы жители видели его работу. В Законодательном собрании кандидат может быть немного отстранен от этой деятельности, в Госдуму, тем более, кандидат фактически избирается виртуально.

Цена избрания в российский парламент, по оценкам экспертов, может достигать 600 тыс. долларов. Однако наиболее дорогим «удовольствием» для политиков, несмотря на введение должности сити-менеджера, продолжают оставаться выборы главы областного центра. По словам Бориса Галкина, стоимость выборов на пост главы Перми может составлять 5-8 млн долларов. По информации ряда экспертов, наиболее дорогая пиар-кампания была запланирована депутатом Законодательного собрания Пермской области Юрием Борисовцом. По информации одного из источников «bc», еще задолго до старта выборной гонки расходы г-на Борисовца доходили до 300 тыс. долларов в месяц, однако в итоге планы Юрия Борисовца не сбылись. При поддержке областной администрации на пост и. о. мэра с обещанием дальнейшей поддержки на выборах был назначен Игорь Шубин, и Борисовцу пришлось поменять мэрские надежды на пост советника главы города по строительству.

Плата за пиар. Впрочем, и после выборов траты на общественные связи не прекращаются. Человек, ставший депутатом, продолжает вкладывать деньги в собственный имидж. По данным «bc», сумма расходов на информационную и имиджевую поддержку текущей деятельности варьируется от 15 до 300 тыс. рублей в месяц.

При этом, по словам источников «bc», абсолютное большинство пиар-кампаний ведется за счет организаций, выдвигающих того или иного персонажа или контролируемых им. «Компании доросли до полноценного осознания своих интересов, поэтому не жалеют денег на выдвижение собственных кандидатов в депутаты», — считает господин Галкин. Это влияет и на сроки принятия решения об участии в кампании: постепенно становится меньше тех, кто решает выставить кандидатуру за считанные месяцы до выборов, большинство начинают работу за год до этого момента.

С точки зрения теории и практики выборов в среднем на одного избирателя в рамках предвыборной кампании необходимо потратить 1 доллар. Исходя из такой структуры расходов, стоимость выборов в Перми могла бы быть меньше более чем вполовину. Как считает Максим Серебренников, «сам факт проведения выборов «подогревает» рынок, провоцируя повышение расценок на эфирное время и печатные площади, традиционно являющиеся наиболее затратной частью в структуре расходов кандидатов». Один из депутатов ЗС, побеседовавший с «bc» на условиях анонимности, связывает это с непрозрачностью рынка услуг политического консалтинга:

В Перми ставки на вхождение в политический рынок завышены. Если в Пермской области средняя стоимость предвыборной кампании в Законодательное собрание  — 150 тысяч долларов,  то, например, во Владимирской области 300 тысяч рублей. Причина исторически обусловленное развитие пермского рынка политических технологий.  В Пермской области долгое время сохранялась монополия компании «Кучер», плата которой фактически была не только взносом за оказание услуг, но и за вход в политическую жизнь региона.

Строгих прайсов у консультационных компаний зачастую нет, все договоренности носят индивидуальный характер. По данным Максима Серебренникова, разработка концепции PR- кампании обойдется кандидату в 15-20 тыс. долларов. Соответственно, до половины средств, вкладываемых в предвыборную гонку, идет на вознаграждение политических консультантов и «приобретение» административного ресурса. Сразу двое опрошенных экспертов «bc» сошлись во мнении, что наиболее действенным этот ресурс является на ранних стадиях предвыборной борьбы, до регистрации кандидатов. Зачастую в эту категорию услуг входит «расчистка» округа, то есть «убеждение» других кандидатов в бесперспективности участия в выборах.

В разработке PR-стратегий и реализации кампаний лидируют пермские агентства политического консалтинга. Правда, многие рекламные агентства, по словам одного из экспертов, занимаются политологической деятельностью только в период активизации политической жизни. Поэтому в последнее время более востребованными стали екатеринбургские специалисты.

При этом далеко не все пермские рекламные компании готовы заниматься выборами, несмотря на их выгодность.

Анна Садырина, генеральный директор РА «Правильный выбор»:

Наше агентство старается заниматься коммерческим пиаром, это не только интереснее, главное, здесь есть логика. А в политике слишком много лукавства, и вспоминать об избирателях за два месяца до выборов не особенно красиво.

Личное дело. По мнению ряда экспертов, даже поражение в выборах может принести определенные дивиденды. «Если кандидат молод, раскрутка не пройдет даром, и его шансы на следующих выборах существенно увеличатся», — считает господин Галкин.

Наиболее простой способ извлечения прибыли из депутатской деятельности — лоббирование своих интересов в Законодательном собрании Пермской области. Например, в свое время депутат Законодательного собрания Андрей Кузяев лоббировал льготное налогообложение малодебитных нефтяных скважин, что позволило местным нефтяникам уменьшить затраты на ведение бизнеса. Депутат Сергей Дьяков, представляющий интересы ОАО «Уралкалий», стал инициатором закона, позволившего калийному гиганту существенно снизить издержки по налогообложению. Никита Белых, работавший заместителем генерального директора «Пермской финансово-производственной группы», был одним из инициаторов включения в план приватизации акций «Пермского мукомольного завода», крупным пакетом которого на тот момент владела ПФП-группа и проявляла интерес к возможному увеличению своей доли. Правда, в результате торгов группа уступила структурам Владимира Плотникова, после чего вообще вышла из этого бизнеса.

Другим способом является прямая плата за голосование. Сразу несколько экспертов «bc» сообщили, что за голосование по вопросу введения в Перми должности сити-менеджера депутаты думы получили по 50 тыс. долларов (то есть половину суммы, необходимой, по мнению политологов, для избрания на второй срок) и доступ к административному ресурсу. Правда, подобные факты, несмотря на постоянное обсуждение, подтвердить официально не представляется возможным, а сами депутаты факт получения дивидендов от нажатия на нужную кнопку категорически отрицают.

Впрочем, многие эксперты считают, что часть кандидатов идут в депутаты не ради извлечения конкретной финансовой выгоды. В качестве примера приводят депутата Пермской городской думы, главного врача психиатрической больницы Николая Потешкина, чье учреждение полностью финансируется из областного бюджета. Его работа в Пермской городской думе не позволяет депутату влиять на направление финансовых потоков в нужное ему русло. Однако редкие исключения лишь подтверждают общее правило.

Алексей Чернов, генеральный директор группы компаний «Витус», депутат Законодательного собрания Пермской области:

Прошло то время, когда люди шли в политику ради денег. Оно закончилось лет пять назад. Сегодня основная выгода возможность получать информацию из первых рук, ведь она вещь чрезвычайно ценная и важная, а финансовая выгода от политики становится косвенной.

Однако, как отмечает один из собеседников газеты, наиболее многочисленной является такая категория граждан, которые идут на выборные должности и тратят серьезные средства, не ставя при этом конкретных политических и экономических целей. «Зачастую ими движет только то, что это престижно и так делают другие», — отмечает эксперт издания.

Поделиться:
Все новости компаний