Газета
 16 января 2006, 00:00   1589

На чем свет стоит

Рынок продаж светотехники в Перми уже сформировался. Предложение на нем во многом превышает спрос. В дальнейшем конкурентная борьба развернется в области светового сервисного обслуживания.
Рынок продаж светотехники в Перми уже сформировался. Предложение на нем во многом превышает спрос. В дальнейшем конкурентная борьба развернется в области светового сервисного обслуживания.

Пермский рынок продаж светотехники уже вполне сформировался, но еще разнообразен спектр возможностей для его дальнейшего развития. В частности, благодаря ряду телевизионных программ и специализированных журналов по созданию интерьера у потребителя появилось понимание важности использования качественных осветительных приборов. В том числе у дизайнеров и архитекторов. Теперь светотехнике уделяется не меньше внимания, чем другим элементам дизайна.

Выход в свет. До распада СССР светотехника страны характеризовалась большими масштабами производства светотехнических изделий. По данным специалистов ассоциации «Российский свет», «на цели освещения расходовалось в то время около 13 % всей вырабатываемой в стране электроэнергии (около 220 млрд кВт/ч), потреблявшейся почти 1,5 млрд световых точек. При этом развивалось преимущественно промышленное освещение, а из-за недостаточного масштаба применения разрядных ламп были завышены за-траты электроэнергии на выработку 1Млм/ч световой энергии. Сами осветительные приборы обладали достаточно низким средним техническим уровнем и в целом были неконкурентоспособны по отношению к иностранной продукции».

С «открытием» границ в начале 90-х годов на рынке появилась импортная продукция, которая быстро оттеснила отечественного производителя. Зарубежные «новинки» отличались лучшим качеством и сопровождались рекламным обеспечением. На сегодняшний день российские производители не вернули свои позиции. По оценкам экспертов, отечественный рынок светотехники на 80 % состоит из импортного оборудования или оборудования из импортных деталей, и даже если ситуация с отечественным производителем будет улучшаться, приоритет зарубежной продукции сохранится на рынке еще долгое время. Интерес иностранных фирм к РФ обусловлен, прежде всего, ее огромными масштабами. «По оценкам экспертов, в 2005 году емкость рынка светотехники России в год составляет более 400 млн долларов». (www.eprussia.ru).

Рынок светотехники в Перми в его нынешнем виде стал формироваться 10-12 лет назад. Менеджер салона «Стиль света» магазина «Прометей» и ТД «Колизей» Елена Коробейникова отметила:

Дефолт 1998 года не особо сказался на этой сфере бизнеса, так как начался самый настоящий «бум»: скупалось все, независимо от цен и дизайна. К концу того же года ажиотаж спал, потребительский спрос уменьшился, но незначительно. А к концу 1999 года нормализовалось финансовое положение, и люди вновь обратили внимание на освещение и уют в своих домах.

На сегодняшний день, по оценке специалистов, предложение на рынке намного превышает спрос. Как добавляет менеджер компании «Светолюкс» Антон Глухов, «в жесткой конкурентной борьбе выиграет тот, кто предложит более красивый, качественный, интересный товар. А также те, кто будет предоставлять разнообразный спектр услуг, сервисное обслуживание». По мнению руководителя отдела светотехнического проектирования и дизайна ТД «Электромир» Алексея Волкова, «рынок световой техники не до конца сформирован именно в плане предоставления услуг. Направление сервисного обслуживания достаточно новое . Он только-только появился и начал набирать обороты, люди уже понимают, что плохое освещение может полностью испортить интерьер. Однако пока еще не так много компаний, которые занимаются дизайном освещения. В принципе, все «световики» подхватывают данную идею».

На сегодняшний день основным и наиболее развитым сегментом в Перми является розничная торговля светотехникой. Этот рынок светотехники представляют как компании по розничной и оптовой торговле, так и  ряд организаций, которые занимаются проектированием, монтажом и дизайном света. Среди первой группы — лидеры, к примеру, по интерьерной светотехнике: магазины «Прометей», «Форма света», «Браво», «Горизонт». Есть на рынке и сетевые предприятия, как пермские («Энергокомплект-Трейд»), так и представительства московских, петербургских и тверских фирм («Максом-Пермь», «ЭТМ», «Русский свет»).

Благодаря развитию в Перми торговли и увеличению объемов строительства жилых и торговых помещений среди клиентов световых компаний большую долю занимают юридические лица (крупные торговые и промышленные организации). Однако основной объем заказов поступает от представителей среднего класса: небольших фирм, частных лиц.

Светопредставление. У отечественного производителя светотехники основные проблемы связаны с устаревшей производственной базой и с не менее устаревшей продукцией. Однако в последние годы ряд российских производителей улучшил свои показатели. По словам Елены Коробейниковой, «отечественный производитель все чаще радует нас современным дизайном своей продукции, а также широким модельным рядом, высоким качеством, оригинальной и привлекательной упаковкой, которые соответствуют всем требования торговли. Среди таких производителей — фабрики «Cонекс», «Люмидор», «Северный свет», «Вивалайт», «Фотон» и другие».

На сегодняшний день на пермском рынке светотехники представлена продукция всех крупных производителей, таких как Siemens, Philips, Osram, FaelLuci, Lanzini, SPB, Croner и других. Кроме того, все больше распространяется продукция западных брендов, произведенная в Китае. Как отметили специалисты компании «Комплект-дизайн», «производителей светотехники много. Выбор одного из них зависит от того, какая задача стоит по конкретному объекту, что именно хочет заказчик, каковы его финансовые возможности. Вообще, специфика рынка такова, что здесь все зависит от определенного объекта». Алексей Волков уточнил, что «в зависимости от размеров объекта на создание проекта по общему освещению потребуется 1-7 дней, проект по внешней подсветке здания готовится в течение 3-4 дней, сроки поставки оборудования — 10-12 дней, а электромонтажа — 2-7 дней».

Среди поставщиков на местном рынке фигурируют как московские и петербургские фирмы, так и пермские. Причем ряд пермских компаний также являются дилерами или официальными представителями зарубежного производителя осветительных приборов.

Световой ассортимент меняется постоянно. По словам специалистов компании «Комплект-дизайн», «за год номенклатура у нас полностью обновляется. При этом линейка очень большая». Все представленные осветительные приборы можно разделить на 4 группы. В первую входит в основном отечественная продукция стоимостью до 30-60 долларов США. Во вторую — импортная светотехника ценой до 100 долларов из Польши, Турции, ОАЭ. Стоимость  продукции третьей группы колеблется от 100 до 150 долларов (импорт из Италии, Испании, Германии, Австрии). В последнюю группу входит итальянская и австрийская продукция по цене свыше 500 долларов. В этой группе особенно выделяются итальянские осветительные приборы. Как пояснил г-н Волков, «Италия — страна дизайна и моды, там есть все материалы для изготовления светотехники, которая всегда отличается высоким качеством. Хотя большая часть стоимости такого светильника приходится именно на дизайнерскую работу».

На светотехнику, в принципе, нет предельной цены. Как добавил Алексей Волков, «среднего чека в данной сфере бизнеса не существует, т. к. здесь очень много видов светильников и у каждого можно только приблизительно  определить максимальную и минимальную стоимость. Праздничный ажиотаж никак не влияет на ценовую политику, и в течение года она почти не меняется. На цену могут повлиять только скидки, предоставляемые компанией». Спрос пермяков на светопродукцию зависит и от модных тенденций. Как заметил Антон Глухов, «сейчас большим спросом пользуются точечные светильники. За день можно продать до 30 штук, а за месяц — до 1000. Настенные светильники и люстры продаются в больших объемах, а вот торшеры в нашем магазине не пользуются спросом». По словам Елены Коробейниковой, «в нашем салоне по-прежнему остаются популярными напольные светильники (торшеры) с абажуром, направляющие свет вверх. В целом объемы продаж с каждым годом увеличиваются, благодаря широкому ассортиментному ряду более чем 50 европейских фабрик». Вообще, по словам г-на Волкова, «мир сейчас борется с проблемой повышенного электропотребления, и сейчас все тенденции рынка устремлены к использованию технологий, которые позволят максимально сберегать энергию. Поэтому мы также предлагаем энергосберегающую продукцию».

Игры света. Сотрудничество с дизайнерами стало неотъемлемой частью работы организаций, занимающихся продажей светотехники. Теперь потребитель понимает важность использования качественной продукции, дизайнеры и архитекторы уделяют освещению не меньше внимания, чем другим атрибутам интерьер-дизайна. Из-за этого в свою очередь производители и поставщики стараются сохранять темпы модернизации и обновления ассортимента, чтобы в будущем быть конкурентоспособными. В частности, все ведущие пермские фирмы либо сотрудничают с дизайнерами, либо имеют их в штате. По мнению Антона Глухова, «светоприборы подбираются дизайнерами, исходя из общей концепции помещения. Многое зависит от идеи, подобрать же оборудование — не проблема».

По словам Алексея Волкова, благодаря дизайну света взгляд на функции ламп и фонарей изменился по принципу «раньше хорошо было там, где просто светло, а сейчас хорошо там, где эффектно светло».

Елена Коробейникова:

Сейчас мода на осветительную продукцию в стиле Hi-Tec отошла на второй план. Сегодня в декоре светильников существуют два основных направления: классика и модерн. Первый включает  элементы классицизма, барокко, ампира и так далее. Ко второму относятся  конструктивизм, авангард, функционализм и прочее.  Кроме того, вновь в моде хрусталь, который, как и раньше, остается признаком достатка в доме. Сегодня существует множество моделей из хрусталя, выполненных как в классическом, так и в современном стиле. Кстати, хрусталь очень ценится на Востоке и рекомендуется в советах Феншуй. Что касается сезонности, то сейчас она проявляется не так ярко, как раньше, на пермском рынке светотехники все стабильно, хотя некоторый спад летом все же есть. Пик продаж приходится на период с августа по апрель.

Специалисты в области архитектурного светового дизайна отмечают, что сезон спроса на их услуги приходится на осень-зиму, в темное время года, а летом всегда наблюдается спад. Кроме того, наружная подсветка во многом зависит от праздников, т. к. перед ними многие клиенты хотят сделать ее ярче и красочнее. Как пояснили эксперты ТД «Электромир», «Дизайн света помогает находить пути решения, когда с помощью света открывается новое «лицо» здания. Благодаря этому оно будет выделяться в городе. Если говорить о дизайне внутреннего интерьера, то это и эстетическая, и практическая часть — выделение каких-то функциональных зон в помещении. Освещение теперь рассматривается чаще как элемент интерьера, к светильникам нередко относятся как к творению скульптора. Свет сейчас активно применяется в интерьере. К примеру, в комнате делаются специальные ниши, которые подсвечиваются, изменяя этим общую атмосферу помещения. С каждым клиентом должны работать специалисты, которые разрабатывают общий и световой дизайн. Но такое бывает редко. Обычно клиенту делают общий проект интерьера, а потом он обращается к нам, чтобы организовать пространство с помощью светового дизайна».

Среди дизайнерских направлений сейчас отмечается особый интерес к наружному освещению. Но увеличение значимости света способствует также и дальнейшему активному развитию светового интерьерного дизайна.

В дальнейшем наиболее перспективным направлением развития светобизнеса, по мнению специалистов, станет использование автоматических систем регулирования и управления светом и внедрение других новейших технологий. Многие эксперты «bc» также отметили, что собираются расширять область своей специализации. Кроме того, ряд предприятий в ближайшем будущем уже запланировали открытие новых филиалов и точек продаж. Появление на рынке светотехники новых игроков эксперты «bc» не исключают, однако при существующей на данный момент конкуренции «войти» в этот бизнес и удержаться в нем крайне сложно.

 

Поделиться:
Все новости компаний