Газета
 26 декабря 2005, 00:00   2098

Бизнес на зрелищах

Пермский бизнес по организации и проведению корпоративных праздников достаточно развит. Несмотря на жесткую конкуренцию, работы хватает всем, а организовать корпоративное торжество можно за сутки со всеми праздничными атрибутами, включая звезд шоу-бизнеса.
Пермский бизнес по организации и проведению корпоративных праздников достаточно развит. Несмотря на жесткую конкуренцию, работы хватает всем, а организовать корпоративное торжество можно за сутки со всеми праздничными атрибутами, включая звезд шоу-бизнеса.

Бизнес на зрелищахРынок организаторов праздничных мероприятий в Перми все время формируется, его состав постоянно меняется. «Фирмы-однодневки» чаще всего появляются в преддверии Нового года, который является «сезоном сенокоса». Директор компании «Фридман шоу-программа» Александр Фридман отметил:

На сегодняшний день в Перми насчитывается порядка 50 фирм и частных предприятий, которые прямо или косвенно относятся к организации праздничных мероприятий. Из них только 10-15 являются крупными компаниями, а 3-4 фирмы профессионально работают несколько лет. Но все это без учета рекламных агентств, которые в рамках проведения  кампаний могут организовывать различные праздничные мероприятия, презентации и т.п.

 

Разные «праздники». Рынок корпоративных праздников очень разнообразен. Как отметил исполнительный директор компании «Ozon Entertainment» Леонид Гусев, «в связи с высокой развитостью этого бизнеса здесь очень сильна конкуренция. Главный козырь в борьбе — дешевизна. Очень многие менеджеры решают, что дешевле обойтись без концептуальной, выдержанной в одном стиле вечеринки. Но качество при подобной экономии все равно страдает».

Как отметил один из специалистов, «проведение корпоративных праздников является только вершиной айсберга нашей деятельности. Ведь при узкой ориентации на корпоративные меро-приятия мы будем простаивать и работать только раз в месяц».  По мнению руководителя проектов компании «Ozon Entertainment» Марины Рекка, все праздники можно разделить на три группы:

В зависимости от уровня подготовки праздники делятся на три  группы. Первые: официальные праздники в больших залах, с большими сценами. Это юбилеи компании, дни рождения руководителей крупных холдингов и корпораций, какие-то концертные мероприятия. Во вторую группу входят  уличные гуляния, а третью составляют корпоративные праздники. Сам Новый год стабильный праздник и мало чем отличается от других корпоративных вечеринок.

На этих праздниках, как заметил г-н Гусев, «происходит еще и сплочение разных возрастных и социальных групп. Нас используют не только как носителей корпоративной культуры, но и как создателей внешнего имиджа компании. Например, «Уралкалий», Чусовской металлургический завод и другие большие градообразующие предприятия организуют летом праздники для жителей города, обычно приуроченные к Дню города, и здесь уже больше политики, чем улучшения внутрикорпоративных отношений».

Организовать подобного рода мероприятия могут как профессиональные компании, так и сами сотрудники фирм. К примеру, найти своими силами ведущего и организовать ряд конкурсов. Как отметил один из заказчиков корпоративной вечеринки, «в данном случае все завязано на политике и бюджете компании. Если в компании все на уровне ретроградов, то праздник будут организовывать и проводить «тамада» и баянисты. Постепенно все приходят к тому, чтобы проводить полноценное мероприятие с помощью профессионалов». По словам начальника отдела по административным и общим вопросам «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» Вадима Евдокимова, «мы уже давно пользуемся услугами профи и при этом всегда ориентируемся на опыт. Если праздники проводятся на должном уровне, организаторов мы не меняем».

 

Звездные цены. Цена за проведение корпоративных мероприятий разная и зависит от желаний и запросов клиентов. Среднего чека здесь не бывает. При этом, как заметил один из организаторов, «нормальное шоу начинается с миллиона рублей». В целом цены колеблются от нуля (бесплатное проведение, благотворительность) до 10 млн рублей. В декабре цены на услуги организаторов праздников вырастают в 3-4 раза. По словам организатора премии «Флориан» Вадима Некипелова, «в той же Москве корпоративные праздники отмечают до 10 января. И это хорошо, ведь благодаря этому нет такого ажиотажа, как у нас, потому и цены не такие дикие».

Как утверждают организаторы, один человек может одновременно вести несколько проектов. Как отметил г-н Фридман, «мы как-то перед Новым годом провели за 10 дней 22 мероприятия». Ни количество людей, для которых организуется торжество,  ни сроки по его организации шоумены не ограничивают. Александр Фридман пояснил, что «можно провести вечеринку для 4 или 30-40 тыс. человек и организовать ее за сутки. Местом по проведению праздничных мероприятий может стать любая база, ресторан или даже пляж. При этом явных лидеров среди праздничных площадок нет».

Жесткая конкуренция между участниками рынка по организации различных мероприятий за-ставляет участников рынка крайне осторожно подбирать штатных сотрудников. Можно иметь свой штат сотрудников (в «Ozon Entertainment» это штат руководителей проектов) или вести семейный бизнес.

Ведущих праздника приглашают в зависимости от запросов заказчика и от того, какое проходит мероприятие. По словам Марины Рекка, «ведущие обычно сотрудничают с несколькими организациями, а наша задача — выбрать одного из имеющейся базы. На данный момент в Перми работают четыре лучших ведущих».

При достаточно большом праздничном бюджете «заказать» звезду на свой праздник сейчас более чем реально.

Леонид Гусев:

Для Перми цена заказа звезды на праздник обойдется на 20% дешевле, чем для других городов России, потому что у нас уже наработаны связи и есть личные отношения. Также помогают умение вовремя заплатить деньги и выполнить бытовой, технический райдер. Что касается популярных звезд, то здесь все зависит от концепции праздника, который мы предлагаем. Если это бразильская или аргентинская вечеринка, то Александра Малинина или Иосифа Кобзона не пригласят. Можно заказать и заграничных звезд, к тому же они порой стоят дешевле, чем наши. Особенно в новогодние праздники. На Западе Рождество считается святым праздником, в это время никто не работает, а Новый год для них совершенно нормальный день. Для России Новый год является главным праздником в году. Он, 9 Мая да еще свой личный День рождения самые значимые праздники для всех россиян. Таким образом, у российских звезд в декабре цены подскакивают в 3-6 раз и могут достигать  100 тыс. у. е., а заграничный гость по обычным расценкам может обойтись в среднем в 10 тыс. у .е.

Организаторы обычно делят артистов на местных и неместных. Последних, в свою очередь, подразделяют на артистов из Москвы и всех остальных. Кроме того, в мире шоу-бизнеса есть звезды и звездочки. Соответственно, стоимость услуг у них будет разная. Список их может доходить до 200-250 человек. Среди наиболее популярных номеров праздничных программ Вадим Некипелов отметил следующие:

Пермяки часто заказывают танцевальные номера, стриптиз (Пермь им еще не переболела). В противовес прошлым годам сейчас пользуется спросом живой звук. На «ура» идет юмор: КВН, стиль комеди-клаб, Верка Сердючка, а также цирковые номера в эстрадном ключе, шоу-балеты с красочными костюмами, легкое иллюзио со зрителем. Остались в прошлом пародийные номера, когда мужчины переодевались в женский костюм и изображали Людмилу Гурченко или Аллу Пугачеву. Также не пользуется спросом пение под «фанеру».

Чтобы повысить уровень перм-ских артистов, в Перми проводится конкурс «Флориан». Он помогает не только выявить уровень наших артистов, показать свои новые номера, но также является своеобразным формирователем цен на рынке шоу-бизнеса. Здесь отбираются артисты, коллективы, с которыми в дальнейшем будут сотрудничать организаторы. Как рассказал «bc» г-н Некипелов, «на последнем  состязании одна из групп выступила настолько хорошо, что разные организаторы стали сразу предлагать ей участвовать в их программах. В связи с этим цена поднималась, и в итоге их номер «купили» за 5 тыс. рублей. На сегодняшний день в городе для танцевального жанра  это одна из высоких цен. В среднем один номер танцоров стоит 1,5-3 тыс. рублей».

Сейчас в городе можно заказать не простой праздник, а с определенной концепцией, выдержанный в едином стиле. По словам Леонида Гусева, «подобное направление пользуется спросом и существует уже 2 года. Конечно, сначала люди не понимали в чем отличие (помимо стоимости) таких праздников, но потом привыкли. Ведь долгое время царила традиция банкетных праздников, наступило пресыщение ими, захотелось чего-то нового и интересного».

В дальнейшем одну из перспектив развития этого бизнеса Александр Фридман связывает «с приходом молодых профессионально обученных специалистов. В частности, в Пермском институте культуры и искусства есть специальность менеджера-организатора. Но нынешним студентам после обучения нужно будет еще накапливать опыт, а «старым» участникам праздничного рынка трудно возвращаться на студенческую скамью».

Поделиться: