Газета
 26 декабря 2005, 00:00   1722

Кармен по-филиппински

Гастроли национального театра Филиппин порадовали интерпретацией классики.
Гастроли национального театра Филиппин порадовали интерпретацией классики.

Кармен по-филиппинскиВ Перми с гастролями побывал национальный балет Филиппин. В течение трех дней труппа «Балет Манилы» представила национальные танцы и «Кармен-сюиту». Эта балетная школа (единственная на Филиппинах) была создана около 50 лет назад. Педагогов-репетиторов, солистов и постановщиков классических балетов приглашали из Санкт-Петербурга, поскольку на Филиппинах нет подобных специалистов. Создатель труппы, руководитель и ведущая солистка «Балета Манилы» Лиса Макуха-Элизальде, выпускница Санкт-Петербургского Вагановского хореографического училища, проходила стажировку в Мариинском театре, исполняя главные партии в таких балетах, как «Жизель» Адана (Жизель), «Дон Кихот» Минкуса (Китри). Отдавая предпочтение классике, Макуха-Элизальде не отвергает иные, в том числе и современные стили танцевального искусства, потому в программах «Балета Манилы» присутствуют и национальные танцы Филиппин, и постановки в стиле «модерн», и «неоклассика» (например, мужской боевой танец с бамбуковыми палками).

Пермские гастроли завершились показом двух одноактных балетов: «Баттерфляй» и «Кармен-сюита». Первый — бессюжетный балет-зарисовка «из жизни насекомых» на музыку филиппинца Рюити Сакамото. Эта хореографическая миниатюра выдержана в стиле «неоклассики». Артисты, одетые в телесные костюмы с широкими яркими юбками и рукавами, танцуют на фоне минималистских черного и алого полотен. Зритель видит перед собой короткую жизнь бабочек от рождения до смерти, с ее радостью, легкомысленностью и любовью.

Во втором акте труппа подарила зрителю «Кармен-сюиту». Впервые сюжет о самой знаменитой цыганке появился в литературе в 1845 году, когда французский писатель Проспер Мериме создал свою новеллу. Уже через год молодой хореограф и танцовщик Мариус Петипа ставит на сцене мадридского театра одноактный балет «Кармен и тореодор». А 29 лет спустя появляется один из самых знаменитых оперных шедевров — «Кармен» Жоржа Бизе.

Надо сказать, что и костюмы, и хореография филиппинской «Кармен-сюиты» впечатляют куда больше, чем «Баттерфляй»: яркие цвета, летящие юбки, распущенные волосы, корзинки пастушек, мундиры солдат, расшитый золотом костюм тореодора. Удивило только платье Кармен: цыганка вместо ожидаемых пышных испанских юбок  одета в мини  с бахромой на подоле. К счастью, традиционный красный цвет платья и цветок в волосах сохранены. Почти нет декораций: только ночной столик со свечой, играющий роль табурета, и прожектор, создающий на темном заднике сцены светящееся окно.  

Лучше всего удались дуэтные танцы Хосе и Кармен, Хосе и влюбленной в него девушки, Кармен и тореадора Лукаса.  Кульминационная сцена ссоры Хосе и Кармен и убийства свободолюбивой цыганки действительно впечатляет.

Зал оперного театра был почти полон (из-за ремонтных работ на балконы никого не пускали). «Баттерфляй» не очень впечатлила зрителей, но «Кармен-сюита» вызвала шквал эмоций — бурные аплодисменты и крики «Браво!» После выступления пермяки долго не отпускали артистов, постановка имела успех.

Сравнивать национальный балет Филиппин и Пермский балет не имеет смысла. Пермская балетная школа — это многолетние традиции классического балета, а не так давно появившийся «Балет Манилы» стремится, скорее, к современным хореографическим постановкам, «модерну» и «неоклассике», синтезированным с характерным национальным танцем Филиппин и густо приправленным экзотикой: танцами на углях, танцами с огнем, с бамбуковыми шестами и кувшинами, полными воды, и прочей юго-восточной спецификой.

Поделиться:
Все новости компаний