Газета
 19 декабря 2005, 00:00   1002

Залп по барьерам

Нововведения в вопросах регулирования производства и оборота алкоголя встречены в штыки производителями. Оптовики, напротив, находят в них положительные стороны.
Нововведения в вопросах регулирования производства и оборота алкоголя встречены в штыки производителями. Оптовики, напротив, находят в них положительные стороны.

Залп по барьерамНовый федеральный закон, призванный изменить порядок реализации крепких алкогольных напитков на территории России, а также сократить количество игроков на этом рынке, вступает в силу с 1 января 2006 года. Алкогольные производители так и не смогли добиться переноса срока его вступления в силу. Все это время они неустанно повторяют о неготовности самого государства начать реализацию закона. До сих пор не известна реакция федерального центра на письмо, направленное в начале декабря в адрес Президента участниками алкогольного рынка с просьбой взять ситуацию под личный контроль. В послании говорится, что «в случае вступления закона в силу с 1 января 2006 г. неизбежно произойдет  дестабилизация не только алкогольной и смежных отраслей промышленности, но и потребительского рынка страны в целом».

По мнению представителей водочных предприятий, один из главных вопросов — где брать новые акцизные марки, до сих пор не поступившие в распоряжение налоговой службы, которая и должна их выдавать. Кроме этого, остаются невыясненными еще целый ряд вопросов, ответов на которые производители алкоголя так и не смогли получить.

Владислав Баженов, генеральный директор ОАО «Уралалко»:

Закон вступает в силу через 2 недели, но многие постановления и нормативные акты, необходимые для его функционирования, просто не приняты. Год заканчивается нервозностью, ажиотажем и полным беспорядком на региональных рынках. Никто толком не знает, что будет с остатками продукции на акцизных складах, куда девать старые федеральной марки, как скоро предприятия получат новую федеральную марку. Но самое главное неразбериха в очередной раз приводит к витку коррупции и злоупотреблений.

Налоговики, напротив, оценивают ситуацию в оптимистических тонах. По словам заместителя руководителя управления ФНС по Пермской области и КПАО Николая Сабурова, особых проблем с реализацией нового закона возникнуть не должно:

В 102 законе все предельно четко прописано. Если речь идет о марках, то здесь просто отменяется региональная специальная марка. Выдавать федеральные марки будут региональные управление по налогам и сборам.

В то же время г-н Сабуров признал, что марок в распоряжении налоговой службы до сих пор нет: «Гознак» эти марки изготавливает, но они до сих пор к нам не поступили. Думаю, что в этой связи все равно будет объявлен переходный период, ведь проблема общероссийская».

Алкогольные производители считают, что, кроме технических проблем, возникающих по ходу подготовки к новым порядкам, регионам грозит наступление эры «дикого оптовика» и наплыв  контрафактной продукции.

Владислав Баженов:

Система акцизных складов, которая сейчас ликвидируется, позволяет собирать акцизы в местах потребления. То есть акцизы идут в местный бюджет. Субъекты кровно заинтересованы в их наибольшей собираемости, и даже производители контрафактной продукции платили 80 % акциза  (то есть потери бюджета составляли 20 %). Теперь же акцизы пойдут в федеральный бюджет и оттуда будут распределяться между регионами по принципу «численности населения». Если оценивать показатели собираемости акцизов на территории Пермской области, то они  окажутся выше средних по России. Например, на 30 % больше, чем в соседней Свердловской области (показатель на душу населения). Другими словами,  на территории Пермской области контрафакта было меньше, ведь  утверждать, что свердловчанин потребляет водки меньше, чем пермяк, нельзя. Если говорить о ситуации на рынке, то Пермская область характеризуется высокой концентрацией алкогольного бизнеса. Всего порядка 35 оптовиков, 15 акцизных складов, 60 % продукции реализуется мест-ными производителями. Членам такого бизнес-сообщества легче находить общий язык, и, конечно же, такое сообщество проще контролировать. А с нового года наступает эра «дикого оптовика».

Оптовики придерживаются иного мнения, положительно оценивая новый закон. Так, Вадим Юсупов заявил «bc», что новые порядки существенно облегчают работу его компании на российском рынке.

Вадим Юсупов:

Закон направлен на то, чтобы вся территория России для алкоголя была единым экономическим пространством, чтобы алкоголь мог беспрепятственно перемещаться по всем субъектам Федерации. Доступ на рынки соседних регионов для производителей из-за пределов, например, Пермского края существенно усложнен. Теперь же с принятием закона все российские регионы окажутся в равном положении, и для поставок спиртных напитков не потребуется пробиваться через административные барьеры, существующие на уровне того или иного региона. У нас, например, есть  филиал в Ижевске. Но за все три года его существования, сколько мы ни пытались завезти в Удмуртию алкогольную продукцию, ни разу не получилось.

По словам г-на Юсупова, для пермских производителей вступление 102 закона в силу станет моментом истины, ведь сейчас на их долю приходится чуть ли не две трети от общего объема реализации водки в Прикамье. «Пермские заводы имеют шанс как увеличить производство и реализацию своей продукции за счет открытия новых региональных рынков, так и не выдержать конкуренции со стороны грандов», — отметил в разговоре с «bc» Вадим Юсупов.  Впрочем, судить, какой из этих сценариев сработает, пока рано, ведь закон не вступил в силу, и не исключено, что его противникам удастся в последние дни уходящего года пролоббировать судьбоносную отсрочку.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний