Газета
 12 декабря 2005, 00:00   1148

Революция сверху

Внедрение новых управленческих систем набирает обороты. Пока традиционный взгляд на учетные механизмы преобладает на большинстве предприятий региона.
Внедрение новых управленческих систем набирает обороты. Пока традиционный взгляд на учетные механизмы преобладает на большинстве предприятий региона.

Революция сверхуВ начале декабря в Перми прошла конференция, посвященная оптимизации управленческих сис-тем, в которой приняли участие бухгалтеры, директора по финансам и руководители финансово-экономических служб ряда крупных пермских компаний. Организаторами конференции выступили консалтинговая компания «Борлас-Урал», компания «Телеком-сервис», а также газета Business Class. Спонсорскую поддержку встрече оказали ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9», ЗАО «Фирма Уралгазсервис» и ОАО «Первая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ОГК-1). Сегодня оптимизация управленческих схем является одной из самых важных тенденций развития коммерческих структур пермского региона и страны в целом. За последние пару лет проблемой повышения эффективности управления занялись и такие флагманы экономики Прикамья, как «ЛУКОЙЛ-Пермь» или «Уралкалий», и предприятия средней руки, а также администрация региона. Ряд структур уже завершили внедрение автоматизированных систем, включающих учетные задачи  на базе  ORACLE E-business Suite, SAP R/3, а также  «1С» и проч. По мнению экспертов «bc», наиболее ярко внедрение IT-технологий скажется на предприятиях, выходящих на свободный рынок.

Ничего лишнего. По словам генерального директора ООО «Борлас-Урал» (входит в группу «Борлас») Надежды Агишевой, действующие системы имеют ряд характерных черт, обусловленных историей формирования национального коммерческого сектора:

Обычно менеджеры различных предприятий говорят об одних учетных проблемах и называют четыре наиболее популярные. Информация неоперативна, зачастую противоречива, недостоверна, так как не подкреплена простыми и эффективными контрольными механизмами. И классическая жалоба менеджеров компаний процедуры учета очень трудоемки и дороги для предприятий.

Как показывает работа, есть еще одна проблема, о которой, как правило, пользователи не упоминают. Как это ни странно, но часто собираемая информация избыточна, перегружает менеджеров мелкими, частными показателями, затуманивая общий смысл. А иногда вообще не удается обнаружить пользователей отчетов, регулярно готовящихся учетными службами. «Зачем нести существенные затраты на регистрацию данных, если эти данные никому не нужны», — считает Надежда Агишева. По словам главы «Борлас-Урал», эти проблемы «порождены исторической традицией развития учетных систем на базе бухгалтерского учета», тем фактом, что «действующая система складывалась в условиях часто меняющегося бухгалтерского и налогового законодательства. По мнению консультантов «Борлас-Урал», оптимизацию традиционных для России систем целесообразно начать с методологического разделения учетной системы на ряд подсистем: управленческую, бухгалтерскую и налоговую в соответствии с их целями.

Надежда Агишева:

У каждой из подсистем свои пользователи информации, свои существенно отличающиеся принципы и требования. Разделение не означает обособление, подсистемы  работают на единой базе данных. Сведения управленческого учета предназначены для внутренних пользователей, менеджеров всех уровней. Они должны быть простыми и понятными. Не стоит искажать их, занимаясь сложными и всегда искусственными перераспределениями. Управленческий учет, в отличие от бухгалтерского, динамичен, он должен быть адаптивен к изменениям бизнеса и управленческой структуре компании. Не лучшим решением, на наш взгляд, является его жесткая связь, например, с бухгалтерским учетом, существенно более статичным и законодательно регламентированным. Мы считаем, что использование современных информационных технологий и, что очень важно, хорошей методологической проработки позволяет достичь важнейшего преимущества: сделать учет простым, прозрачным и за счет этого надежным. И, разумеется, обеспечить всю необходимую управленческую информацию.

Однако само по себе внедрение программного средства еще не является универсальным рецептом. Без грамотного управления методологией проект может привести  к консервации принципов ручного учета, что уничтожает все преимущества автоматизированной системы.

По мнению директора по производству «Борлас-Урал» Михаила Рыжова, методологией учетной системы при ее автоматизации необходимо управлять как на стратегическом уровне, однозначно зафиксировав желаемое состояние, так и на тактическом, корректно согласовав подсистемы управленческого и бухгалтерского учета. Нельзя внедрять ради внедрения и, тем более, вкладывать в это деньги.

Об особенностях учета производственных затрат на конференции более подробно рассказал директор по консалтингу группы «Борлас» Виктор Горбунов. Рассуждения топ-менеджера, в целом, шли в том же направлении, что и  у Надежды Агишевой, с акцентом на возможности внедрения автоматизированных систем. Г-н Горбунов подчеркнул, что возможности автоматизированных систем, таких как ORACLE E-business Suite и SAP R/3, практически бесконечны, но стремление к обязательному распределению «всего», свойственное многим управленцам России и СНГ, оборачивается большими вложениями и небольшой востребованностью результатов. «Подробные показатели нужны предприятиям с большой номенклатурой продукции, чтобы иметь возможность анализировать, какой вид или подвид продукции имеет смысл выпускать в данный момент. И вычислять долю затрат на мыло в общих за-тратах на тонну металла, я рассказываю пример из жизни, вряд ли имеет смысл», — заявил Виктор Горбунов. «Такой подход работает, если есть действительно прямой, фактический учет использования ресурсов», — сказал он.

По мнению директора по ре-структуризации и развитию ЗАО «Фирма Уралгазсервис» Алексея Мурынова, «помимо проблемы четкого выделения приоритетов учета, есть еще одна практическая трудность: новую систему сотрудники нередко пытаются дублировать, продолжают вести параллельный учет по-старому, хотя реальной потребности в этом нет». «В этом году у нас в масштабе всей фирмы был внедрен бухгалтер-ский учет на основе «1С», при этом мы предусмотрели в нем все необходимые аналитические признаки для управленческих нужд. Так вот, рассматривая результаты внедрения, мы обнаружили, что в некоторых филиалах экономисты не доверяют данным учета и проводят для нужд управленческого анализа дополнительную обработку первичных документов. Нас такое положение дел не устраивает, и мы установили требование для всех руководителей филиалов: данные управленческого учета в нашей системе должны быть достоверными и не подвергаться сомнению», — отметил г-н Мурынов. 

Мифы и реальность. По мнению Алексея Мурынова, сам термин «управленческий учет» не имеет четко определенного содержания за рамками учетной системы предприятия и, скорее, является в какой-то степени «брендом».

Алексей Мурынов:

Возможно, моя позиция покажется провокационной, но понятие «управленческий учет» само по себе, без учета задач управления, не имеет смысла. То, что  принято называть управленческим учетом, не какая-то стандартная, четко проработанная  и законченная методика, вроде бухгалтерского или налогового учета. Управленческий учет существует только в рамках конкретного предприятия и включает в себя те методы и средства, которые необходимы его менеджерам для эффективного управления.

Если разбираться, то значительная часть распространенных представлений об управленческом учете является мифом. К таковым можно отнести представление о том, что управленческий учет должен быть интегрирован в одну систему, хотя учетных систем, предназначенных для нужд управления, на предприятии может быть сколько угодно.

По словам г-на Мурынова, в последние два года в ЗАО «Фирма Уралгазсервис» были внедрены учетные системы, которые реально работают и позволяют руководителям контролировать ситуацию и своевременно принимать решения. В частности, это применение развернутой управленческой аналитики в рамках бухгалтерского учета, оперативный казначейский учет, оперативный учет в управлении продажами сжиженного газа и в области закупок.

Начальник отдела повышения эффективности текущей и инвестиционной деятельности ТГК-9 Константин Ляхов в своих рассуждениях был ближе к практике. По его словам, «скоро энергетика не сможет развиваться без внедрения новых систем управленческого учета». «В обозримой перспективе энергетиков ждет рынок и жесткая конкуренция. Уже сейчас мы можем предугадать, в каких условиях придется работать. Наиболее прозорливые менеджеры давно озаботились проблемами управления. Могу привести пример, в прошлом году я был на конференции в «Белгородэнерго», там тогда подводились некоторые итоги внедрения SAP R/3 и построения управленческого учета и отчетности на ее основе. В процессе внедрения системы управленческого учета менеджмент компании перешел к современной эффективной системе управления компанией, повысил оперативность, качество принимаемых управленческих решений и, что еще важнее, дисциплину их исполнения. Что касается технологичности современных средств управленческого учета, то можно привести массу поразительных примеров. Как известно, в результате реформирования РАО «ЕЭС России» энергетические компании старой формации должны быть разделены на несколько новых в соответствии с видом деятельности. В ходе данной процедуры требуется сформировать разделительный баланс компании. Благодаря эффективному внедрению SAP R/3 эта процедура заняла в «Белгородэнерго» несколько часов машинного времени. В то время как в «Пермэнерго» эта работа вылилась в один месяц напряженного труда специалистов из разных отделов и служб. На эту работу был выделен колоссальный человеческий ресурс, привлечено дополнительное материальное стимулирование, и, тем не менее, потом все равно всплыли недочеты», — отметил г-н Ляхов. Также он опроверг мнение о том, будто бы внедрение управленческого учета неоправдано в условиях тарифного регулирования, так как снижение затрат влечет за собой уменьшение тарифа для поставщика. «Речь может идти, в первую очередь, о более эффективном перераспределении затрат внутри компании, например, для того, чтобы качественней подготовиться к выходу на рынок электроэнергии. Вспоминая то же «Белгородэнерго», могу сказать, что они сумели наладить у себя высококлассный биллинг и систему обратной связи с потребителями, когда остальные энергетики только начинали об этом говорить. Сейчас это дает неоспоримые преимущества их энергосбытовой компании, является дополнительным препятствием для конкурентов», — заявил Константин Ляхов.

Эксперты «bc», рассуждая об учетной системе пермских предприятий, отмечали архаичность и избыточность действующих механизмов учета и управления. Несмотря на некоторые вариации, все специалисты подчеркнули, что сегодня обновленные управленческие системы являются безусловным конкурентным преимуществом (в том числе на еще не сформированных рынках), а само реформирование аппарата набирает обороты.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний