Газета
 12 декабря 2005, 00:00   1259

Вместе с малым бизнесом

«Росгосстрах», один из лидеров на страховом рынке, делает ставку на увеличение числа клиентов малого и среднего бизнеса.
Автор: Кирилл Перов
«Росгосстрах», один из лидеров на страховом рынке, делает ставку на увеличение числа клиентов малого и среднего бизнеса.

Вместе с малым бизнесомСтрахование малого и среднего бизнеса — новое направление в работе страховых компаний. Как отмечают страховщики, активная работа с малыми и средними предприятиями и организациями активизировалась на российском страховом рынке буквально год-два назад. Это время страховые компании предпочитают называть ознакомительным периодом и не спешат делать выводы о том, готов ли малый и средний бизнес массово страховаться. Впрочем, судя по задачам, которые ставит перед собой один из лидеров российского страхового рынка, компания «Росгосстрах», уверенность в потенциале российских малых и средних предпринимателей у страховщиков явно присутствует. Об этом говорит тот факт, что топ-менеджмент «Росгосстраха» одной из задач на 2006 год обозначил увеличение доли договоров страхования с предпринимателями до четверти от всего страхового портфеля. Сегодня в структуре страхового портфеля компании малый и средний бизнес занимают 8 %. При этом в «Росгосстрахе» уверены, что смогут достичь поставленной амбициозной цели. Ведь для малого и среднего бизнеса страхование не менее важно, чем для бизнеса крупного. Последний уже давно пришел к осознанию необходимости страхования и воспринимает его как неотъемлемую часть затрат в ходе производства товаров или оказания услуг. По признанию страховщиков, малый и средний бизнес пока таким уровнем страховой культуры не отличаются, но ситуацию нельзя назвать и безнадежной. 

Елена Якубова, начальник отдела маркетинговых коммуникаций:

Представители малого и среднего бизнеса отличаются особой бережливостью, и это понятно, в их деле нет лишних денег, все рассчитано до копеечки. Единственное, не все из них задумываются о возможных последствиях рисков, которым подвержены производимый товар, оказываемые услуги. Неприятные  неожиданности могут затронуть производственную базу предприятия. Если крупная компания во внештатной ситуации всегда имеет возможность перебросить силы и средства на восстановление ущерба, то малая и средняя таких потенциальных резервов в большинстве случаев не имеют. Получается, что без страхового полиса, защищающего бизнес, предприниматель может в одночасье лишиться всего, что зарабатывалось с большим трудом.

Страховщики рассуждают примерно так: сама жизнь доказывает, что страховаться малому и среднему бизнесу необходимо, и, если это до конца не осознано, в этом надо убедить, показать, что застраховать свое дело в надежных страховых компаниях для предпринимателей, действительно, выгодно. Ведь, как отмечают представители «Росгосстраха», существуют всего два способа защитить бизнес от непредвиденных ситуаций, грозящих его обрушить. Первый — формирование на предприятии собственного резервного фонда путем изъятия из оборота значительных средств и потери прибыли. Альтернативой этому служат услуги страховщиков. С их помощью можно застраховать бизнес практически от любых рисков, но за гораздо меньшие деньги: затраты на страхование в десятки и сотни раз меньше тех, что пришлось бы понести в случае организации собственного фонда.

В то же время страховщики признают, что частично и сами виноваты в низком уровне доверия малых и средних предпринимателей к страхованию, в слабой осведомленности последних о том, что собой представляет страхование как таковое.

Елена Якубова:

До последнего времени страховые компании не выделяли в отдельное направление работу с малым и средним бизнесом. Соответственно, не так легко можно было получить скидки, которые предоставлялись тем же крупным предприятиям, хотя гибкий и индивидуальный подход в нашей работе был всегда. Отсюда и столь небольшое количество договоров страхования малого и среднего бизнеса в портфелях российских страховых компаний. Сейчас все в этом отношении начало меняться. Большинство страховых компаний повернулись к малому бизнесу лицом. «Росгосстрах» первая страховая компания, вышедшая на рынок с уникальным предложением. Это специализированная программа, предназначенная для средних и малых предприятий, «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС».

Как отмечают представители компании «Росгосстрах», программа «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС», запущенная в этом году, уже пользуется определенной популярностью среди клиентов, ведь в ней учтены практически  все возможные риски для малого или среднего предприятия.

Комплексная программа страховой защиты «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС» включает в себя 6 страховых продуктов. Пять из них компания в этом году вывела на страховой рынок: «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «ИМУЩЕСТВО», «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «АВТО», «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «CARGO», «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ», «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС   «ЗДОРОВЬЕ».

«РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «ИМУЩЕСТВО» представляет собой страхование имущества, товарных запасов, средств производства и т.д, необходимых любой фирме для осуществления производственного процесса и потому жизненно важных для нее. «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «АВТО» — продукт, предназначенный для страхования автопарков малых и средних предпринимателей (КАСКО) и страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Автопарки предприятий по программе «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «АВТО» страхуются по льготным корпоративным тарифам и получают комплекс сопутствующих услуг. «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «CARGO» представляет собой страхование товаров и оборудования во время перевозок. «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» — продукт, предназначенный для страхования гражданской ответственности предприятий, использующих на производстве потенциально опасные объекты, перед третьими лицами. Точно также «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» дает возможность застраховать гражданскую ответственность товаропроизводителей, продавцов, исполнителей работ или услуг в случае причинения вреда жизни, здоровью и/или имуществу потребителей, пострадавших от некачественной продукции или услуг.  По данным «Росгосстраха», около 37 % предприятий в России уже встречались с претензиями потребителей к качеству товаров и услуг. Чаще всего с претензиями к качеству продукции сталкиваются общепит, предприятия  производственного сектора: в текстильном, швейном производстве, бумажной промышленности, деревообработке, полиграфии, производстве машин и механизмов. «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС   «ЗДОРОВЬЕ» позволяет застраховать персонал предприятия от несчастных случаев на производстве и в быту, а также заключить договор добровольного медицинского страхования сотрудников фирмы. Это, по сути, социальный пакет для работников предприятий среднего и малого бизнеса, позволяющий предпринимателям удерживать высококвалифицированных работников, если нет возможности сделать это за счет повышения зарплаты.

По словам начальника отдела страхования малого и среднего бизнеса Сергея Фалина, из всех разновидностей продуктовой линейки «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС» наибольшей популярностью поль-зуется «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «АВТО». «Это говорит о том, что малый бизнес пока относится к страхованию по большей части так же, как и основная масса населения России. Для него целесообразно страховать только то, что обязательно, то есть автогражданскую ответственность. Именно ОСАГО, в свою очередь, сподвигло многих предпринимателей обратить внимание на свой транспорт, из-за чего КАСКО дает большой процент страховых сборов. Все остальное страхуется в том случае, если хозяин рачительный, относится к страхованию не как к игре и лотерее, а как к защите своего имущества. Пока, к сожалению, к страховым компаниям малый и средний бизнес обращается в большинстве случаев в силу принуждения. Либо необходимо обязательно застраховаться при получении лицензии, либо  при оформлении кредита в банке. Во многом поэтому предприниматели относятся к страхованию, как к «обязаловке», надо — застраховались, нет — можно и без этого прожить», — говорит Сергей Фалин.

Однако, отмечают в компании «Росгосстрах», налицо и положительные тенденции. Появились клиенты из категории малого и среднего бизнеса, которые страхуют имущество и произведенный или купленный товар по собственной инициативе. При этом включают затраты на страхование в себестоимость своей продукции, намереваясь страховаться на постоянной и долговременной основе.

Сергей Фалин:

К нам постепенно приходят западные стандарты ведения бизнеса... Так, например, одна из иностранных компаний, работающих на российском рынке, ввела жесткое требование для всех своих партнеров страховать весь поставляемый товар. И это разумно. Об этом же говорит и случай, происшедший несколько лет назад. Целая партия бытовой техники, принадлежавшая одной из крупных российских торговых сетей, не доехала до места назначения: перевозившие ее грузовики перевернулись в болото. При этом груз не был застрахован, и все убытки понес владелец, ведь охрана в таких случаях не виновата, и  оплачивать ущерб от аварии только потому, что была скользкой дорога, никто не станет.

По словам представителей «Росгосстраха», страховые продукты  «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС  «CARGO» и «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «АВТО» в этой связи должны пользоваться повышенным спросом, особенно в Пермском крае, который входит в число лидеров среди регионов России по количеству происходящих здесь дорожно-транспортных происшествий.

К числу несомненных достоинств страхования для малого и среднего бизнеса страховщики относят возможность включения затрат на страхование в себестоимость продукции или услуг страхователя. В этой связи законодательство позволяет получить определенные налоговые послабления и льготы, что немаловажно для практичных предпринимателей.   Кроме того, отмечают в «Росгосстрахе», при заключении нескольких договоров по разным продуктам программы «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС» предусмотрена система скидок. Среди достоинств этой специализированной программы — простота и удобство оформления договора. Также новая программа «Росгосстраха» для малого и среднего бизнеса базируется на индивидуальном подходе к каждому клиенту и его потребностям. Клиент, пожелавший заключить договор страхования по программе «РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС», сам выбирает объект страхования, необходимый пакет рисков в зависимости от своих предпочтений и уровня доходов. И последнее, но самое важное в страховании, — это оптимальное урегулирование убытков со стороны страховой компании. В качественном обслуживании специалисты  «Росгосстраха» видят залог успешных партнерских отношений со своими клиентами.

Promotion
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний