Газета
 12 декабря 2005, 00:00   1024

Еще раз

Срок проведения налоговой амнистии опять отодвигается.
Срок проведения налоговой амнистии опять отодвигается.

Еще разНаиболее ожидаемое и неоднозначно оцениваемое событие в сфере финансового законодательства — налоговая амнистия — может быть перенесено на полгода. Как сообщил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, его ведомство подготовило новый вариант законопроекта.

«Новый законопроект не предусматривает зачисления средств, подлежащих упрощенному декларированию, на счета в банке», — пояснил он РИА «Новости». По его словам, гражданин должен будет только задекларировать средства без обозначения источника дохода и внести декларационный платеж в размере 13 % от заявленной суммы.

 

Артем Шилков, генеральный директор юридической фирмы «Бизнес-консалтинг»:

— Идея амнистии капиталов была высказана в послании Президента Владимира Путина Федеральному собранию в конце апреля 2005 года.

Очевидно, что главной целью государства при проведении налоговой амнистии является пополнение бюджета за счет поступлений просроченных налогов. Другой, не менее важной задачей для государства является получение дополнительного источника частных инвестиций в виде возвращенных и легализованных капиталов из-за рубежа.

Минфин летом 2005 года предложил законопроект налоговой амнистии. Капиталы в нем предполагалось амнистировать при условии, что они будут размещены на счетах в российских банках и с них будет уплачен сбор в размере 13 %. Амнистия не будет распространяться на нарушения валютного или таможенного законодательства. Кроме того, в случае занижения декларируемой суммы налогоплательщику грозили дополнительные взыскания. Амнистия не распространялась на средства, вложенные в недвижимость, ценные бумаги и иное имущество.

В итоге, из Администрации Президента законопроект был возвращен в Минфин.

В новом, доработанном варианте законопроекта отменено обязательное размещение возвращенных денежных средств в российских банках. Теперь амнистия распространилась не только на финансы, но и на имущество граждан.

Однако доработанный законопроект Минфина, как и ранее предложенный, не освобождает налогоплательщика от ответственности за нарушение таможенного и валютного законодательства, которые часто сопутствовали движению капиталов. До сих пор остается открытым вопрос о распространении амнистии на юридические лица. А ведь  большая часть сокрытых капиталов сосредоточена в руках организаций. Кроме того, не нашло отражения предложение о снижении ставки сбора до 7-9 процентов.

Полагаем, что, в целом, доработанный Минфином законопроект не решает поставленных перед ним задач, поскольку возвращение капиталов в Россию не произойдет до тех пор, пока это будет связано с угрозой привлечения к ответственности. Ведь для эффективного проведения налоговой амнистии налогоплательщику необходимы серьезные гарантии ненаказуемости и сохранения конфиденциальности информации.

Таким образом, длительный процесс разработки законопроекта о налоговой амнистии оправдан.

Кроме того, нужно понимать, что налоговая амнистия является важной, но принципиально одноразовой.

Не стоит забывать и об этической стороне проблемы. Амнистия освобождает от ответственности нарушителей налогового законодательства и этим ставит их в привилегированное положение по сравнению с законопослушными гражданами, которые уплатили все налоги. Разрешая легализовать доходы и прощая неуплату налогов, государство фактически поощряет нарушителей.

Для создания реальных стимулов возращения теневых капиталов в легальную экономику очень важно иметь простую и ясную систему налогообложения, эффективно работающие налоговые органы, при этом налоги не должны быть грабительскими. В противном случае никакие амнистии не приведут налогоплательщика к сотрудничеству с государством.

Поделиться:
Все новости компаний