Газета
 05 декабря 2005, 00:00   1153

Молотком по ценам

Пенсионный фонд «Стратегия» продал несколько квартир с молотка, чтобы не вступать в отношения с риэлтерами. Конкуренты и посредники сомневаются в целесообразности применения данного инструмента.
Пенсионный фонд «Стратегия» продал несколько квартир с молотка, чтобы не вступать в отношения с риэлтерами. Конкуренты и посредники сомневаются в целесообразности применения данного инструмента.

Молотком по ценамКак стало известно «bc», негосударственный пенсионный фонд «Стратегия» выставил на аукцион около 30 квартир, принадлежащих компании. По словам президента НПФ Петра Пьянкова, «Стратегия» прибегла к новому для пермского рынка жилой недвижимости способу продажи в порядке эксперимента. Продавать квартиры через аукцион планируется и впредь, а основная цель, которую преследует фонд, устраивая торги, — желание знать и реальную цену имущества, и продавать его без посредников. По мнению экспертов «bc», данный инструмент не оправдает ожидания организаторов.

Ударная продажа. По словам президента «Стратегии» Петра Пьянкова, на аукцион были выставлены 29 квартир дома № 66 на улице Плеханова, в который НПФ инвестировал средства. С молотка ушли 10 квартир с разным количеством комнат по цене от 35 до 37,5 тыс. рублей за квадратный метр, сообщил г-н Пьянков.

Петр Пьянков:

Задачи продать все квартиры не было. Аукцион был проведен с целью определить реальную рыночную стоимость квартиры в конкретном доме, для того, чтобы это понять, 10 квартир вполне достаточно. Я довольно долго работал с разными риэлтерами и могу сказать, что так и не узнал, исходя из чего они формируют цену на квартиры, которые продают, кто является конечным потребителем их услуг... А аукцион это классический открытый рыночный механизм.

Также президент НПФ «Стратегия» отметил, в данный момент компания владеет 20 квартирами (не считая строящегося жилья) на сумму от 50 до 70 млн рублей и собирается в дальнейшем увеличивать инвестиции в жилую недвижимость, потому что инвестиции такого рода полностью соответствуют потребностям некоммерческого пенсионного фонда. «Вложения в квартиры дают до 25 % ежегодно и довольно хорошо защищены от рисков. Введение нового Жилищного кодекса, по которому операции по сделкам с жильем освобождены от НДС, сделало жилье очень гибким и удобным инструментом инвестиций», — заявил г-н Пьянков.

Президент НПФ «Парма» Светлана Левина  в интервью «bc» уклонилась от комментариев по поводу аукциона, проведенного конкурирующей компанией, отметив, что «для определения стоимости обычно пользуются услугами государственного оценщика». «Могу сказать по поводу инвестиций в недвижимость. По-моему, это неплохой способ применения средств пенсионного фонда, но в рамках требований к структуре активов НПФ, иначе начинают возрастать риски… У нашего фонда тоже есть вложения в недвижимость, этот показатель постоянно меняется, но в настоящий момент составляет 1 %», — заявила Светлана Левина.

Генеральный директор агентства недвижимости «Тереза» Олег Гущин в интервью «bc» заявил о том, что удивлен способом, который предпочла для продажи своих активов «Стратегия». «Я не знаю, с какими риэлтерами работал г-н Пьянков, мы с ним не сотрудничали, но могу сказать, что на пермском рынке есть, как минимум, две прозрачные риэлтерские компании, одна из которых «Тереза». Мы в случае необходимости готовы раскрыть информацию по своим сделкам… Что касается аукциона, я удивлен таким способом продажи квартир. Обычно при продаже жилья есть некий срок экспозиции, даются объявления, чтобы привлечь покупателей. Я об аукционе НПФ «Стратегия» не слышал. Такая форма продажи больше рассчитана не на жильцов, а на посредников… Даже если пенсионный фонд предполагает продавать квартиры конечным покупателям, вряд ли эта форма подойдет. Во-первых, процесс выбора квартиры — это все-таки поиск уютного жилья. И потом, представьте, что вы собираетесь купить квартиру и у вас есть, скажем, 1 миллион рублей. Вы ведь будете исходить из суммы, а не пойдете на аукцион. Опять же, я уже говорил об этом, большое значение имеет срок экспозиции: по статистике от 30 до 40 % квартир еще в строящемся здании раскупаются жителями близлежащих домов, которые видят, как идут работы, и заинтересовываются. Представьте, что эти же 40 % нужно собрать в один и тот же день», — заявил генеральный директор АН «Тереза» Олег Гущин.

По словам президента НПФ «Стратегия» Петра Пьянкова, эксперимент с аукционами можно считать удачным, и в дальнейшем планируется проводить продажи квартир в такой форме два раза в год. Впрочем, этот инструмент не получит широкого распространения на рынке, отметил г-н Пьянков. «Строительным компаниям, которые гипотетически могли бы устраивать аукционы, нужны средства, чтобы тут же пустить их в дело. Они могут идти на демпинг, чтобы поддерживать обороты. Нам же спешить некуда, у пенсионного фонда нет потребности в деньгах, мы готовы подождать, пока квартира вырастет в цене, чтобы потом реализовать ее через пару лет и получить неплохой доход», — заявил глава «Стратегии». Олег Гущин из «Терезы» в этой связи отметил, что опыт проведения аукционов может быть продолжен, но он вряд ли станет способом реализации жилья частным лицам. Кроме того, отметил один из экспертов издания, цена, за которую были проданы с молотка квартиры в доме на Плеханова, 66, вполне сопоставима с ценами на жилье в риэлтерских компаниях.

Поделиться: