Газета
 05 декабря 2005, 00:00   1472

Кибердинамика

Пермский рынок компьютерной техники при ежегодном приросте в 20-25 % переживает экспансию московских и санкт-петербургских игроков. Местные участники признают, что выдерживают конкуренцию с трудом.
Автор: Кирилл Перов
Пермский рынок компьютерной техники при ежегодном приросте в 20-25 % переживает экспансию московских и санкт-петербургских игроков. Местные участники признают, что выдерживают конкуренцию с трудом.

КибердинамикаСтруктура рынка компьютерной техники основывается на трех составляющих: организация-производитель (вендор) — дистрибьютер — продавец. К числу вендоров относятся такие крупные мировые бренды, как Intel, Microsoft, Samsung, LG, Hewlett-Packard. Каждый из производителей имеет ряд дистрибьютеров в разных странах мира. От дистрибьютеров продукция направляется продавцам (реселерам), после чего попадает к потребителю. Деятельность реселеров составляет основу рынка компьютерной продукции Перми.

Потребители требуют. Главной особенностью компьютерного рынка эксперты называют постоянную внутреннюю динамику. Крупнейшие мировые производители оборудования и программного обеспечения выпускают новинки практически каждые полгода, в результате чего происходит обновление продукции локальных дистрибьютеров. Параллельно этому идет беспрерывное изменение ценовых установок. По утверждению многих специалистов, стоимость одного конкретного продукта, например, процессора, может в течение 6 месяцев упасть в 2 раза.

Ежегодно с октября по январь на компьютерном рынке Перми происходят сезонные всплески продаж. Объем сбываемой продукции в это время, по признанию представителей ряда компаний, увеличивается, минимум, в 2-3 раза, один из экспертов в разговоре с «bc» упомянул о восьмикратном росте в декабре. Ежегодный объем продаж в сфере компьютерной техники (как розничных, так и оптовых), по различным данным, варьируется в пределах 200 млн долларов.

Собеседники «bc» сходятся на том, что в настоящее время Пермский рынок насыщен, и новому участнику необходимо обладать значительными финансовыми возможностями, чтобы выдержать конкуренцию. В последние 3-5 лет по всей России наблюдается своеобразный компьютерный «бум». Ежегодный прирост рынка в Перми составляет 20-25 %, некоторые из экспертов говорят даже о 30 %.

Сергей Пьянков, директор «Дистар Электроникс»: 

Сейчас приобретение компьютера равносильно покупке простого фена. Растут финансовые возможности потребителя, который теперь может позволить себе купить дорогую технику и периодически обновлять составляющие, следуя в ногу с последними разработками. В результате объемы продаж увеличиваются до 150 % ежегодно. 

Темпы развития привели к же-
стокой конкуренции, что, по оценке ряда экспертов, спровоцировало перенасыщение рынков крупных мегаполисов, таких как Москва и Санкт-Петербург. В результате столичные игроки и компании крупных городов стали осваивать новые ниши. Приход в Пермь таких продавцов, как «Формоза», «НЭТА», по признанию представителей пермских компаний, значительно усложнил условия существования местных игроков. Основной конкурентной особенностью иногородних продавцов стал демпинг. За счет более низких цен часть потребителей перешла к новым компаниям.

Усиление конкуренции на рынке отчасти вызвал приход в компьютерную сферу многих  столичных сетевиков, специализирующихся на продаже бытовой техники. «Эльдорадо», «М-видео», «Мир» в последние полтора-два года приступили к освоению сегмента компьютерной продукции. По признанию экспертов, на долю сетевиков приходится от 10 до 30 % от общего объема розничных продаж Перми. Как сообщил «bc» источник, близкий к одной из сетевых компаний, в планах московских представителей продажа компьютерного оборудования в качестве приоритетного направления не обозначена. «Продажа компьютеров для компании, специализирующейся на холодильниках и пылесосах, является просто дополнительной ветвью деятельности, о стратегическом развитии которой речи пока не идет», — заявил источник, настоявший на анонимности.

Низкий уровень внимания сетевиков к развивающейся отрасли торговли объясняется несоответствием принципов продаж москов-ских компаний особенностям рынка. Компьютерная техника, поставляемая центральными офисами на периферию, обладает четкой статичной конфигурацией, что устраивает далеко не всех потребителей, требования которых в последние годы возрастают. Как отмечают розничные продавцы, сейчас покупатели, как правило, четко знают, какой именно компьютер им необходим.

Алексей Крюков, руководитель отдела маркетинга группы компаний ИВС:

Советы друзей, знакомых, коллег по работе зачастую служат экспертным мнением для человека, собирающегося приобрести  компьютер. Благодаря этому у будущего покупателя появляется некое представление о конфигурации требуемого компьютера и о задачах, которые с помощью его можно будет решать. Поэтому готовые, собранные системные блоки сейчас пользуются все меньшей популярностью, и продавцы в большинстве случаев собирают ту конфигурацию, которую заказывает клиент.

Именно возросшие требования потребителей, по мнению ряда экспертов, объясняют тот факт, что значительная часть компьютеров, предлагаемых сетевыми компаниями, застаивается на прилавках и спустя некоторое время теряет привлекательность.

Несмотря на то что сетевые компании не пользуются среди перм-ских потребителей компьютерной техники особенной популярностью, другие крупные иногородние игроки, специализирующиеся на продаже компьютерных товаров, с помощью демпинга все-таки смогли освоить значительную часть сектора. Конкретных данных, какая доля продаж приходится на компании других регионов, нет, так как представители фирм предпочитают не раскрывать свои показатели.

 

Два пути. Одновременно с приходом крупных центральных компаний в регионы пермские участники начинают осваивать рынок края. В настоящее время некоторые из городских компьютерных фирм уже сотрудничают с региональными продавцами, образуя дополнительную цепочку посредничества.

Президент компании «Уральский компьютерный форум», Валерий Бордюже:

Развитие рынка предполагает и увеличение количества торговых точек. Проведенные исследования показали, что периферийный рынок Пермского края достаточно развился для того, чтобы мы смогли туда прийти. Поэтому сейчас «Уральский компьютерный форум» поставляет ряду компаний области технику для продажи.

Многие эксперты видят два пути развития региональной торговли. Первый — посредничество. Второй — открытие компанией собственных представительств. Первый путь при относительно небольших затратах приносит незначительную прибыль, часть которой достается региональным реселерам.  Второй требует более капитальных вложений (минимальная сумма, о которой говорят эксперты, составляет 500 тыс. рублей), при том что пришедшему на новый рынок участнику придется выдержать конкуренцию местных компаний, обладающих сложившимся кругом потребителей. Однако прибыль от продаж во втором случае намного больше, чем при посредничестве. Опрошенные представители ряда компаний предпочли умолчать о своих планах по освоению субъектов края, однако известно, что в ближайшем будущем в нескольких городах края могут быть открыты представительства перм-ских реселеров. 

В настоящее время приходу в крупные города региона, такие как Чайковский, Березники, способствует тот факт, что цены на ком-пьютерную технику в Перми намного ниже. Как стало известно «bc», многие областные организации закупают компьютерную технику в Перми. 

 

ПО, ТО, эксклюзив. Одна из ветвей компьютерного рынка — программное обеспечение (ПО). Основная доля программ, с которыми работают пермские пользователи, поставляется крупными вендорами, вроде компании Microsoft, но в Перми существуют около 60 предприятий, производящих ПО с узким сектором применения, такое как серия программ «1с». Многие из этих компаний параллельно занимаются продажей компьютерной техники. Разработка ПО — достаточно емкая отрасль компьютерного рынка. Диск с лицензионной программой может стоить до 2 тыс. долларов и больше. Кроме того, существует практика «специального заказа», когда компания выигрывает тендер на создание конкретной программы. В настоящее время ООО «Сван» по контракту с краевой администрацией выполняет разработку программы «Промед», предназначенной для медицинских учреждений. По словам представителей ООО «Сван», целенаправленная разработка программы, направленной на специализированный спектр деятельности, может стоить заказчику нескольких миллионов рублей.

Техническое обслуживание компьютеров — одна из выгодных и перспективных, по признанию экспертов, сфер рынка. В настоящее время вендоры оплачивают ремонтные расходы компании-продавца в случае, если покупатель возвращает товар на гарантийное обслуживание. Несмотря на то что для получения сертификата ремонтного центра необходимы значительные затраты (от 2 до 20 и более тыс. евро), большая часть которых идет на обучение специалистов, сфера сервисных услуг развивается параллельно растущему рынку продаж компьютерной продукции.

Ряд компаний развивают обособленный сектор компьютерного рынка — эксклюзивные товары, в разряд которых входят клавиатуры, мыши, стереосистемы, игровое оборудование. Во многих торговых точках для эксклюзивной продукции специально выделены отдельные витрины. Но сегмент эксклюзива достаточно мал и пока не пользуется большим спросом.

Алексей Крюков:

Эксклюзивные товары, такие как корпус для персонального компьютера с системой жидкостного охлаждения процессора или сверхкачественные наушники, не теряют актуальности на фоне постоянного прогресса компьютерной индустрии, поэтому цены на них более статичны, чем цены на те же компьютеры. Это позволяет оригинальным товарам дольше находиться на прилавках. Рынок эксклюзивных компьютерных аксессуаров активно формируется в Москве, в Перми пока о подобном говорить рано.

 

Тендерная консолидация. В разговоре об отличительных особенностях пермского рынка мнения экспертов расходятся. Часть собеседников «bc» уверена, что рынок Перми нуждается в упорядочении, некоторые говорят о его большей цивилизованности в сравнении с другими регионами. Такое расхождение объясняется обильным присутствием в торговых точках города нелицензионного программного обеспечения, чему некоторые из игроков уделяют особое внимание. Однако часть экспертов считают, что условия конкурентной борьбы в Перми при насыщенности рынка и довольно плотном соперничестве между компаниями более щадящие для новых игроков, чем в других регионах.

Валерий Бордюже:

Я считаю пермский рынок самым цивилизованным в сравнении с другими. Если, по моей информации, в других регионах еще возникают конфронтации с криминальным уклоном, то в нашем городе подобных инцидентов не происходит.

Одним из показателей упорядочения пермского рынка можно считать появление некоммерческого партнерства «Пермская ассоциация профессионалов информационных технологий» (ПАПИТ), в которое входят более 20 компаний. Некоторые из участников уверены в необходимости появления новых форм консолидации, которые носили бы уже коммерческий оттенок. Такое сотрудничество, по словам Валерия Бордюже, должно способствовать усилению конкурентоспособности пермских игроков перед столичными брендами: «Участие в серьезном тендере, например, на поставку оборудования большой корпорации может позволить себе только крупная компания с большим объемом оборотных средств. Для того чтобы работать на крупные заказы, необходимо совместное участие, но подобных форм сотрудничества в Перми пока нет».

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний